ПОСЛЕ ТЕНДЕРА В ЧЕТВЕРГ...

9 февраля, 1996, 00:00 Распечатать

«Зеркало недели» уже сообщало об итогах работы тендерного комитета по выбору партнера для создания совместного предприятия по производству ядерного топлива для украинских атомных электростанций...

«Зеркало недели» уже сообщало об итогах работы тендерного комитета по выбору партнера для создания совместного предприятия по производству ядерного топлива для украинских атомных электростанций. Тендер состоялся, из трех его участников победителем вышло российское АО «Концерн ТВЭЛ». Стало быть, есть повод попытаться проанализировать проблему снабжения топливными сборками (ТВЭЛами) отечественных АЭС.

В принципе, работники Госкоматома Украины правы, утверждая, что директора наших АЭС испытывают недовольство по поводу снабжения топливом. Дефицит его, правда, не сравним с угольно-газовым, ощущаемым тепловыми электростанциями, но все же... К примеру, Ривненская АЭС, планирующая остановку двух малых реакторов (ВВЭР-440) на перегрузку, ТВЭЛами для этого не располагает. Чтобы их приобрести, требуется порядка 15 миллионов долларов.

На крупнейшей в Европе Запорожской АЭС ситуация не столь критичная: топлива достаточно для нужд четырех блоков. Однако оно некомплектное. Комплектного же гарантированно имеется на один блок. Ну, может быть, физики подсуетятся и, что называется, наскребут по сусекам среди подгоревших сборок близкие по кондициям еще на один блок. Это - предел. Словом, полугодовую фору для решения топливной проблемы запорожские атомщики имеют. Исход же будет зависеть от того, как решится проблема оплаты энергетикам долга за отпущенную электроэнергию. К слову, его сумма на конец года достигла по Запорожской атомной 24 триллионов карбованцев.

Иначе говоря, проблема топлива для украинских атомных электростанций актуальна ровно настолько, насколько злободневен вопрос средств на его приобретение. Как известно, единственным поставщиком топлива является российское АО «Концерн ТВЭЛ». На малые реакторы Ривненской АЭС и на два чернобыльских миллионника оно поступает из подмосковной Электростали, на остальные - из Новосибирска. Оба завода являются чисто сборочными производствами, не занимающимися конструкторскими разработками. Стало быть, создав СП по производству ядерного топлива с Россией, наша страна получит российскую технологию и точно такое же топливо, какое импортируется на украинские АЭС сейчас. На качественный скачок рассчитывать не приходится, остается надеяться лишь на экономическую выгоду.

Перед тем, как заняться подсчетами, уместно сослаться на имеющийся западный опыт. В принципе, для конкретной атомной станции абсолютно без разницы, откуда она получает ТВЭЛы. Гораздо больший вес имеют следующие факторы: поставки топлива должны быть бесперебойными, ему положено иметь хорошее качество и приемлемую цену. К примеру, немецкие, французские, бельгийские атомщики покупают уран в России, там же (или в Казахстане) его обогащают, изготавливают «таблетку», делают сборку в третьей стране, не помышляя при этом о строительстве собственных производств ТВЭЛов. Правда, импорт их - дело не из дешевых. Во сколько он обходится иностранцам - точных данных, разумеется, нет. А вот во что выливаются наши закупки ядерного топлива, кое-какие цифры имеются.

Перегрузка ВВЭРовского миллионника стоит 25 миллионов долларов. В Украине таких блоков одиннадцать, следовательно, за год - примерно 275 миллионов долларов. Для нас это - производственные затраты. А для страны-экспортера? Правильно, приличная и, заметьте, стабильная статья дохода. И с какой стати кто-то ни с того ни с сего от нее откажется, добровольно теряя рынок сбыта?

Смею предположить, что именно с учетом этого консорциум «Farmatom Siemens» снял свою заявку на участие в украинском тендере, вежливо сославшись на отсутствие соответствующих технологий. Слишком уж очевиден в данном мероприятии примат политики над экономикой. В качестве примера может служить история аналогичного чешского тендера, состоявшегося два года назад. Тогда победу в нем одержала американская фирма «Westinhouse» (кстати, по оценкам специалистов, предпочитающая продавать не технологии, а собственную продукцию). С тех пор стоимость реализации подписанного контракта возросла на 15 процентов, а чехи вынуждены приглашать к сотрудничеству российских атомщиков, от услуг которых они сперва наотрез отказались...

Впрочем, совершенно нелишне поинтересоваться мнением об этой проблеме профессионалов.

- Разговоры по поводу создания собственного ядерно-топливного цикла слишком уж мне напоминают известную миниатюру о раках, которые «по три, но вчера», - говорит генеральный директор ПО «Запорожская АЭС» Владимир Бронников. - Идея, конечно, спору нет, привлекательная, но ведь ее реализация требует немалых средств: помимо затрат на строительство завода и закупку технологии, понадобятся деньги на создание, обучение, обустройство коллектива, способного производить топливо на уровне мировых стандартов. Откуда же возьмутся средства, если сейчас не за что приобретать ядерное топливо в необходимых объемах? К тому же не стоит тешить себя иллюзиями: никто не горит желанием всерьез заниматься созданием ядерно-топливного цикла в Украине, создавая здесь дополнительные рабочие места, сокращая тем самым собственный экспорт. Что же касается состоявшегося тендера... Полагаю, к его результатам придется возвратиться не раньше, чем через несколько лет, когда появятся реальные предпосылки для осуществления проекта.

Вполне возможно, что одной из таких предпосылок мог бы стать пуск одного из атомных энергоблоков, находящихся в высокой степени готовности. Пока же от замороженных в них миллиардных средств страна имеет одни лишь убытки. А кроме них - все более серьезные основания для тревоги за судьбу атомной энергетической отрасли.

- К концу февраля, - подытоживает разговор В.Бронников, - мы остановим второй блок на профилактический ремонт и реконструкцию. В принципе, он уже работает на мощностном эффекте, но, учитывая нынешнюю зиму, стараемся использовать его возможности по максимуму. Однако к ремонту блока мы не готовы - нет запасных частей, точнее, 1,7 триллиона карбованцев на их приобретение. Поэтому параллельно с подготовкой к ремонту вынуждены прорабатывать меры по консервации...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно