НЕ СБРОСЬ РАО С ПОЕЗДА!

16 ноября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 16 ноября-23 ноября

Увлекшись войной в Афганистане, отечественные СМИ практически не обратили внимания на событие, ко...

Увлекшись войной в Афганистане, отечественные СМИ практически не обратили внимания на событие, которое в иное время, например, в летнее «безновостье», журналистов привлекло бы непременно: по Украине проследовали два поезда с ядерными отходами.

О поездах немногочисленные пользователи Интернета могли узнать из сообщений «Форума». Судя по ним, обратить внимание общественности на событие взялся тот, кому это велит партийный долг, — глава Партии зеленых Украины Виталий Кононов. Как лидер партии, выступающей против транспортировки радиоактивных отходов через Украину, он сообщил на брифинге 2 ноября, что по территории нашей страны прошло два поезда с ядерными отходами, которые следуют из Болгарии в Россию. Кононов объяснил, что, согласно Соглашению о транспортировке ядерных отходов, подписанному Россией, Болгарией, Украиной и Молдовой в 1997 году, Болгария транспортирует свои ядерные отходы в Россию для дальнейшего захоронения и переработки. А поскольку Молдавия отказалась ратифицировать это соглашение, то отходы переправляются по Дунаю в Одесскую область. Соглашением предусмотрена перевозка 42 тонн ядерных отходов с атомной станции в Козлодуе для переработки их в России. «Ядерные» поезда следуют из порта «Рени» (Одесская область) до станции «Хутор Михайловский» возле границы с Россией через станции «Раздельная» и «Купянск-Сортировочный».

У лидера ПЗУ вызвала справедливое возмущение обстановка секретности вокруг поездов с ядерным грузом. Сославшись на принятую Украиной 30 октября Орхусскую конвенцию, согласно которой каждый гражданин Украины отныне имеет право на полную экологическую информацию, Кононов от имени своей партии потребовал проинформировать общественность о состоянии контейнеров, в которых перевозятся отходы, а также сообщить маршруты и время движения поездов. Назвал он и сумму, которую получит Украина (не уточняя, в чьем лице) за транзит ядерных отходов, — около миллиона долларов. И, вероятно, не дожидаясь возможности воспользоваться конвенцией, пресс-секретарь ПЗУ Марина Бондаренко поделилась с журналистами неофициальной информацией, из которой следует, что контейнеры с отходами перевозятся в обычных вагонах без соответствующей маркировки, с двумя-тремя вооруженными охранниками. По ее словам, поезда с ядерными отходами будут следовать через Украину три-четыре раза в год. Ожидается, что следующая партия отходов из Болгарии прибудет после 10 ноября. (Хочется верить, что ни бин Ладена, ни прочих талибов и ваххабитов эти сообщения не заинтересовали).

Интересно все же отсутствие внимания к событию отечественных журналистов. Показывают же наши каналы традиционные битвы с полицией немецких активистов, пытающихся не пускать поезда с радиоактивными отходами (РАО) ни в страну, ни из страны. Впрочем, есть основания считать, что к транспортировке ядерных отходов через Украину интерес вскоре все же появится. И послужат этому грандиозные планы нашего северного соседа. Ведь то, чем так долго пугали свой народ новые российские большевики, видимо, все же произойдет. Вообще-то, в риторическом наборе порядочного коммуниста любой страны всегда есть место страшилке о грядущем превращении родины в свалку буржуйских отходов. В России же рожденные сказку делать былью члены думской фракции КПРФ поддержали планы руководства страны заработать в течение ближайших лет миллиарды долларов на импорте зарубежных РАО. 21 декабря 2000 года Госдума России приняла три законопроекта, разрешающие ввоз в страну на переработку отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Увлекательный бизнес-план долго продвигало российское Министерство атомной энергетики. По его данным, в мире ежегодно только атомными электростанциями производится около 10 тысяч тонн отработанного ядерного топлива, избавиться от которого многие страны просто не в состоянии. Помочь им может Россия, приняв ОЯТ у себя. Чтобы проигнорировать при этом существующее законодательство, запрещающее импорт радиоактивных материалов, Минатом предлагает разделять понятия «радиоактивные отходы» и «отработанное ядерное топливо», считая последнее … ресурсом (или сырьем).

И хотя речь идет пока только о планах Минатома России, западные партнеры уже отнеслись к ним серьезно. Промышленные группы США и Германии разработали коммерческое предложение относительно транспортировки иностранного ОЯТ в Россию для долговременного хранения. Стоимость проекта оценивается как минимум в 4 миллиарда долларов, которые должны поступить из стран, пытающихся избавиться от национальных проблем с отработанным ядерным топливом. Согласно представленному проекту, предполагается транспортировка, по меньшей мере, шести тысяч тонн ОЯТ из разных стран (как Европы, так и Азии) для размещения в новом хранилище в России, вероятнее всего, в Железногорске (до 1994 года — Красноярск-26). В существующем хранилище, кстати, сохраняются отходы с украинских атомных станций. Страны, которые избавляются от своих ядерных материалов, отправляя их на хранение в Россию, должны будут заплатить от 1000 до 2000 долларов за килограмм ОЯТ, что в сумме составит от 6 до 12 миллиардов долларов (за 6000 тонн). Чистая прибыль составит, по меньшей мере, 4 миллиарда долларов. Согласно заявленному проекту, полученные средства должны расходоваться как на обеспечение безопасности атомных объектов, так и на социальные программы в России.

Российская общественность на такие планы реагирует болезненно. По данным различных опросов, 90 % россиян выступают против импорта каких бы то ни было радиоактивных отходов. Проект ввоза РАО послужил беспрецедентной попыткой населения защититься от «заботы государства». В октябре 2000 года инициативная группа граждан выступила в поддержку проведения всероссийского природоохранного референдума, одним из вопросов которого был запрет на ввоз иностранного ОЯТ, собрав и передав в ЦИК 2,5 млн. подписей. Однако власти применили надежный в таких случаях способ — личные данные 600 тысяч граждан были признаны неполными и, следовательно, недействительными, и референдум, таким образом, не состоялся. Российских зеленых (а также правозащитников и других активистов) такой поворот не остановил, и сейчас они продолжают борьбу, проводя недвузначные параллели и напоминая, что демократия в СССР началась когда-то с митингов против поворота рек и «за экологию».

Российские СМИ ход двух «ядерных» поездов тоже не слишком отметили. Тем не менее, их зеленые раскрутили весьма тревожный факт: стало известно, что на Транссибирской магистрали, по которой должен был пройти маршрут «ядерного» состава, накануне произошла авария. В тот день на одном из перегонов на границе Красноярского края и Кемеровской области сошли с рельсов 14 вагонов товарного поезда. Повреждено около 350 метров дорожного полотна, движение было перекрыто на двенадцать с половиной часов. Не новость, что уровень безопасности и на российских, и на украинских железных дорогах, мягко говоря, не высок… Логично, что вероятность аварий «радиоактивных» поездов будет возрастать по мере увеличения их числа. А потому вопрос, кто победит — российская общественность или Минатом сотоварищи, нас, украинцев, интересовать еще как должен. Потому что если победит последний, то как попадут тысячи тонн европейских радиоактивных отходов в Россию, если не через Украину?

P.S. В статье использованы материалы Международного социально-экологического союза.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно