НАКРОЕТ ЛИ КЕРОСИНОВОЕ «ОЗЕРО» РЕКУ СТЫРЬ?

Поделиться
«По результатам первого этапа в реализации международного проекта «Датская помощь в исследовани...

«По результатам первого этапа в реализации международного проекта «Датская помощь в исследовании и восстановлении военных объектов в Украине», установлено, что в грунте в районе дислокации военного аэродрома (черта г. Луцка) на глубине 6-8 м в грунтовых водах находится большое количество нефтепродуктов, в том числе 18 000 кубических метров из них в свободном состоянии, которые сплошным шаром 0,5-1 м и фронтом 450-500 м движутся в сторону реки Стырь».

Из информации Волынского облуправления экологической безопасности о состоянии загрязнения в районе Луцкого военного аэродрома.

Эта история началась в 1982 году, когда в Волынскую облсанстанцию поступила информация о том, что в колодцах жителей села Вышков, которое находится от военного аэродрома буквально в четырехстах метров, ощущается запах нефтепродуктов.

Лаборатория местной нефтебазы установила, что вода, отобранная из загрязненных колодцев, идентичная авиационному реактивному топливу ТС-1. В народе это называется керосин. Через несколько месяцев было установлено, что авиатопливо, вследствие небрежного и преступного хранения в/ч 42198, просачивается из емкостей в землю, инфильтруется в водоносные горизонты и вместе с грунтовыми водами движется к жилому массиву и реке Стырь.

В 1992 году командование воинской части разрабатывает и согласовывает с госуправлением экобезопасности Волынской области комплексный план мероприятий по устранению последствий утечки самолетного топлива. Но, как видно из актов проверки выполнения этих мероприятий в 1994 году, большинство пунктов этого плана не выполнено. Мало того, не было даже устранено просачивание топлива из емкостей в землю и фильтрация его в водосточные горизонты. Командованию в/ч 42198 не хватило на это мероприятие двух лет. И только в конце 1994 года, когда тыл украинской армии напоминал по материальному и техническому обеспечению остатки армии Наполеона, бежавшей из России, и военные самолеты практически не совершали учебных полетов из-за отсутствия топлива, командованием в/ч 42198 ставится вопрос о дополнительном исследовании источников просачивания и оценке количества его потерь. После проведения институтом «Волыньводпроект» соответствующих геологических работ и изучения их результатов выяснилось, что в течение четырех месяцев из емкостей складов ГСМ вытекло 1300 кубических метров топлива.

Забегая наперед можно сказать, что в 1997 году из материалов исследования датской компании «Крюгер Консалт» стало известно, что под землей в свободном состоянии находится 18 тысяч тонн авиационного топлива. Это 280 железнодорожных цистерн или состав длиной около шести километров. Случай уникальный. Еще более крупная потеря топлива из емкостей в землю имеет место в одной из воинских частей Белоцерковского гарнизона.

Специалисты, которые занимаются проблемой загрязнения подземных вод нефтепродуктами, считают, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие пять-семь лет может произойти крупная экологическая катастрофа.

Читая переписку в несколько томов между Минобороны, воинскими частями, дивизиями и армиями, которая длится уже 17 лет, наталкиваешься на непробиваемый бюрократизм и жуткую волокиту. Все, как у Паркинсона. Уже многие командиры частей стали генералами, многих нет в живых, а дело стоит на месте. Каждый документ начинается со слов «Подготовлено распоряжение», «Проведено заседание», «Проведено наблюдение», «Подписана справка» и т. д.

Кто же главный виновник в этой многолетней преступной волоките, спросит читатель? Оказывается, о чести мундира забыли те, кто носит мундир.

Как уже упоминалось выше, в 1996 году в область была направлена датская компания «Крюгер Консалт» на развитие договора между управлением экологии Министерства обороны Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Дании при содействии Минэкобезопасности Украины. На встрече был обсужден и подписан представленный датской компанией проект «Датская помощь в изучении и восстановлении военных объектов в Украине». Цель проекта состоит в предоставлении услуг управлению экологии Минобороны Украины в создании технических возможностей по изучению и восстановлению грунтов и загрязненных грунтовых вод углеводами на военных объектах, подготовки группы украинских специалистов и необходимых методических разработок.

Стоимость проекта - около одного миллиона долларов США.

В марте 1996 года состоялась повторная встреча с датскими специалистами, на которой были взвешены возможности сторон и распределены обязанности по устранению последствий загрязнения. Была достигнута договоренность о начале полевых работ с апреля 1996 года. Но сделать это в намеченные сроки не удалось. Причина - волокита по выполнению своих обязанностей со стороны Минобороны Украины.

Еще два года было потеряно на переписку и выяснение отношений, еще несколько раз приезжали датские специалисты, но воз и ныне там. В конце 1996 года в адрес министра обороны Украины А.Кузьмука было направлено письмо за подписью главы Волынской облгосадминистрации с просьбой обеспечения выполнения работ, предусмотренных международным проектом. Ответа госадминистрация не получила.

Исходя из того, с какой скоростью движутся вопросы по реализации международного проекта, можно со всеми основаниями заявить, что 18 тысяч тонн топлива попадет в реку, как бы мы этого не хотели. Согласно плану проведения работ, обусловленных в проекте, срок реализации проекта - два с половиной года (с началом выполнения работ в 1996 году). Но уже больше двух лет затрачено только на работы первого этапа, проведение которых предусматривалось в течение шести месяцев. Если же выполнение второго и третьего этапов, более сложных и трудоемких, будет продвигаться такими темпами, то они могут окончиться через 7-10 лет. Комментарии, как говорится, излишни.

Недавно в областном центре Волыни состоялось межведомственное совещание с повесткой дня «Ситуация, которая сложилась в пределах территории нефтехимического загрязнения в районе Луцкого военного аэродрома» с участием замминистра Минэкобезопасности Украины Анатолия Яцика, представителя Министерства чрезвычайных ситуаций Сергея Суслова и начальника отдела экологии Минобороны Владимира Ковалевского, будущих ликвидаторов керосинового «озера». Там опять шла речь о том, с чьей вины может случиться экологическая катастрофа: Минобороны Украины не находит источников финансирования проектных, мониторинговых и очистительных работ, а областной арбитражный суд не может осмелиться списать с ответчика в пользу облуправления экологической безопасности сумму около четырех миллионов гривен за причиненный ущерб.

Станет ли это совещание с участием высоких чиновников точкой отсчета по очистке загрязненной территории или продолжит многотомное дело бюрократической переписки, покажет время, а автор этой публикации следующий материал хотел бы начать готовить на месте проведения очистительных работ.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме