«Mobius» вернется на Быстрое

15 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Много кривотолков возникло вокруг состояния струенаправляющей дамбы в гирле Быстром в связи с из...

Много кривотолков возникло вокруг состояния струенаправляющей дамбы в гирле Быстром в связи с изъятием строгими органами первичных документов ГП «Дельта-лоцман» и предварительными заявлениями по этому поводу на высоком уровне. Дамбе нынче приходится сдерживать не только напор небывалого паводка. На нее, недостроенную, обрушивается порой целый шквал «CМИшного» негодования. Зачастую слухи муссируются жадными до скандалов береговыми репортерами, смутно ориентирующимися не только в речной географии, но и на местности вообще. Например, одна пишущая барышня всерьез полагает, что Одесса где-то в Крыму.

Напомню, дноуглубление на баре началось 11.05.04 г., а строительство дамбы, многослойного инженерного сооружения, гораздо позже. Автору посчастливилось вместе с репортером Deutch Welle Христианой Хоффманн наблюдать укладку «подушки» в основание брекватера 14 ноября 2004-го, когда дамба только-только шагнула в море. Тогда из 1040 метров дамбы осилили лишь 340. В тот день флагман «Mobius» спасал понтон М-28, который оказался во власти стихии. В промежутках между штормами специалисты компании Jozef Mobius Ban Aktiengesellchaft производили сложную гидротехническую работу тщательно и добросовестно, геотекстильные маты были расстелены на понтонах, «фаршировка» их песком предполагалась по трем удобным технологиям в зависимости от глубины. Несмотря на штормовые паузы, немецкие гидростроители укладывались в нормативные сроки и, кстати, укладываются до сих пор, полное развитие определено 18 месяцами (раздел проекта 0115-ОС.2, том 9 «Организации проекта»), в том числе на первом этапе, включая подготовку — 7,5месяца.

Не скрою, русскоговорящий инженер из эмигрантов на борту буксира-толкача «Addy» жаловался на задержки поставок колотого камня (размером до 80 см) из карьера в Николаевской области под Первомайском. Однако о срыве работ не могло быть и речи. Руководитель строительства бауляйтер Матиас Штюнкель озабоченности не обнаруживал. Что же касается прочности конструкции дамбы, то она апробирована штормами Северного моря, где компания производила отдамбовку, и сомнения на этот счет исключаются. Германский подрядчик считает деньги и работает на совесть, чтобы потом не пришлось судиться и терпеть убытки. Незначительный подмыв недостроенного брекватера, вызвавший неоправданный переполох, объясняется во многом форс-мажорными обстоятельствами. Интенсивное таяние снегов в горах Шварцвальда спровоцировало небывалый паводок, которого старожилы не помнят 22 года. К середине апреля его первая волна на украинском участке достигла максимума (Рени — 504 см, Измаил — 354 см, Вилково —158 см). При этом уровни воды в Измаиле и Вилково превысили опасные отметки. Скорость потока достигала 10 километров в час, пик ожидали в конце мая.

Способствовало образованию двух песчаных перекатов на баре Быстрого и несоответствие параметров выполненного морского подходного канала (заложение откосов, ширина и глубина) проектным в связи с незавершенностью строительства подрядчиком, компанией Mobius в рамках первого этапа. Выводы изложены в акте комиссии (г. Вилково, от 22.04.2005г. №83 «О проверке соблюдения требований безопасности судоходства в районе 0—0,5 км ГСХ «Дунай — Черное море»).

Кстати, частичное разрушение в советское время шпор (дамб вдоль бровки канала) на прорези «Прорва» переживали неоднократно. Так в восьмидесятые ледоходом свалило шпунтованные сваи с каменной насыпкой, поток повернул через проран в сторону Усть-Дунайска, произошло интенсивное заиливание ковша порта. Тогда убийственных обвинений в адрес канальщиков не выдвигали, а им не пришлось аргументированно оправдываться. С заиливанием упорно боролись земкараваны «Черазморпути».

Да и соседи по заливу Мусура, несмотря на то, что за сто с лишним лет эксплуатации выдвинули шпоры на четыре километра в море, тоже не обезопасили себя от наносов и в этот острый момент стоически борются с мелями и перекатами на баре Сулины. Так, рекордное количество судопроходов через Быстрое в мае (130) случилось как раз в тот период, когда движение по Сулинскому каналу временно прерывалось из-за ремонтного черпания (в мае через Сулину прошло 116 судов), и Соединительный канал, заиливанию которого способствуют три колена, не работал. Что поделаешь, капризы дельты учтены проектной документацией, предусмотревшей периодическое дноуглубление в объемах до 500 тысяч тонн в год. Для поддержки глубин на Быстром в этом году ремонтное черпание составит 200 тыс.т, т. е. в рамки проекта помещаемся с лихвой.

Как сообщил начальник филиала ГП «Дельта-Лоцман» в Вилково Василий Прокопенко, объявленные глубины в канале — 4,2 метра. На 30 июня Быстрым воспользовались 640 судов. Баланс с соседями восстановлен. Хотя подчищенным Сулинским каналом и проходит больше судов, но зато в Быстром увеличился общий тоннаж.

После регламентного ремонта землесос «Прорвин» продолжит ремонтное черпание на баре Быстрого. Строительство струенаправляющей дамбы компанией Mobius будет возобновлено, как только обозначатся источники финансирования. После визита Президента Украины В.Ющенко в Турцию, деловые круги этой страны обнаружили интерес к проекту. Заявили о себе и инвесторы из Германии.

Пока техника компании Mobius (понтоны, мотозавозни, лихтеры, катера) скучают на отстое в Русе (Болгария): закончился срок временного пребывания каравана в территориальных водах Украины, и необходимо было сделать перебивку. Сокращенный немецкий персонал присутствует в немецком контейнерном городке в Вилково, который никуда не снимался.

Ремонтное черпание на 60—62 км Дуная продолжают специализированные суда «Укрводпути» «Евген Колодочка» и «Днепровский-61».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно