МИНЕРАЛКА С «СЮРПРИЗОМ»

15 июня, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 15 июня-22 июня

Сенсационными сведениями поделился с журналистами главный санитарный врач Черниговской области ...

Сенсационными сведениями поделился с журналистами главный санитарный врач Черниговской области Н.Донец: за последние три года семь процентов проб питьевой воды и один процент изготовленных из нее напитков дали позитивную реакцию на наличие антигена гепатита А. Не выдерживает критики и качество воды в сельских водопроводах. После реформирования коллективных сельхозпредприятий они остались без надзора. Некоторые из этих водоносных систем наполнены жутковатым коктейлем, в котором предельно допустимая концентрация нитратов превышена десятикратно.

Примечательно, что эти сведения, опубликованные в одной из областных газет, местные власти отнюдь не считают поводом для тревоги. Даже статья, их содержащая, была приурочена ко Всемирному дню воды и размещена на одной полосе с анекдотами и некрологами. Психологически это вполне понятно: черниговские руководители страстно не любят сенсации подобного рода. Воду же пьют — как и все жители областного центра — артезианскую.

Не добавляя ничего к медицинскому аспекту проблемы, попробуем доказать, что каждая сотая бутылка лимонада или минералки «с сюрпризом» — предмет беспокойства не одних только обитателей Полесья.

Местным представителям малого бизнеса пока еще не удается делать деньги из воздуха. Но из воды они научились их делать хорошо. Заводики «по розливу» вспухают на Черниговщине, как волдыри. Причем сплошь и рядом там, где никакими целебными источниками и не пахнет. (Совсем недавно такой цех собирались воздвигнуть, вырубив фруктовый сад, примыкающий к школе №16. То, что никогда минеральные ключи в этом месте не били и кроме сточных вод из проходящего через сад канализационного коллектора никаких иных подземных акведуков там нет, — можем засвидетельствовать лично, поскольку живем по соседству.) Инвестиции для такого дела нужны минимальные. Это раньше нарядная бутылка и красивая этикетка служили показателем солидности фирмы. Теперь же, в эпоху одноразовой тары и ризографов, возможность определить по виду товара его качество стала иллюзорной.

Спрос на прохладительные напитки, особенно в весенне-летний период, стабилен. Возможности заработать ограничены зачастую только производственными мощностями. Возникает естественный вопрос: если заработать на газировке так просто, почему же эту «золотую жилу» не открыли для себя предприниматели дальнего зарубежья? Отчего всемирно известных производителей безалкогольного питья не так уж и много? Ответ прост: дело в качестве. И, надо сказать, качество исходного сырья — воды — зачастую становилось камнем преткновения даже для индустриальных гигантов.

Солидные производители справлялись с этой задачей по-разному. Но, ясное дело, дорогостоящая высокотехнологичная аппаратура, способная обезопасить продукт от микробов, не ухудшив при этом его органолептические характеристики, доступна не каждому. И минеральные источники на своей территории, подобно черниговскому комбинату «Десна», выпускающему безалкогольные напитки и пиво, имеет не каждый.

Как поступает в таком случае местный производитель? Элементарно. Подключается к водопроводу.

Но даже в Чернигове, снабжаемом чистейшей артезианской водой, пить ее, не вскипятив, можно лишь на свой страх и риск: городской водопровод изношен. В ведерке, заполненном из крана вечером, к утру на дне образуется слой осадка — песок, глина, ржавчина... Все, чем богаты прохудившиеся во многих местах трубы. За пределами же города начинается настоящий экологический фильм ужасов, с отдельными эпизодами которого за годы журналистской работы мы сталкивались множество раз (от дохлой вороны в резервуаре сельской водонапорной башни до захлебнувшейся мыши в бутылке питья местного розлива и «проклятого» санстанцией радиоактивного колодца, откуда местные жители, впрочем, все равно пьют, потому что больше им пить неоткуда).

Местное население спасается тем, что кипятит воду. Говорят, это даже против хлорорганики помогает: вредные соединения частично выпадают в нерастворимый осадок. И все равно уровень онкологических заболеваний в черниговской глубинке выше, чем в городе. Времена, когда пасторальная жизнь на лоне природы была залогом здоровья, канули в Лету.

А теперь — два чисто экономических вопроса: есть ли в райцентрах, поселках, селах, где производятся богатые гепатитом А и другими небезвредными компонентами напитки, рынок сбыта для этой продукции? Нет, конечно. Сельские жители Черниговщины, как правило, бедные люди, принимать их в расчет как покупателей нерезонно. Второй вопрос: где выгодней продавать пиво и безалкогольную продукцию — в Чернигове или в Киеве? Транспортные расходы примерно одинаковы. Но цены в Киеве, естественно, выше...

Только в Черниговском районе с начала года было зарегистрировано несколько десятков случаев заболевания гепатитом А. Похоже, наступило время внимательно вчитываться в этикетки на бутылках минеральной воды. Ведь кипятить газировку и лимонад, как вы понимаете, бессмысленно...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно