Мэры меняются, а стиль остается...

6 июля, 2007, 14:18 Распечатать Выпуск №26, 6 июля-13 июля

Лицо исторического города так же неповторимо, как лицо человека, как мелодия. Вид города и его отде...

Лицо исторического города так же неповторимо, как лицо человека, как мелодия. Вид города и его отдельных улиц меняется постепенно, часто незаметно, но когда количество ошибок превышает критическую массу, перемены бросаются в глаза как-то неожиданно. Именно это на наших глазах происходит с историческим центром Киева, где агрессивные, не присущие традиционной застройке вмешательства уже перешли все возможные границы.

К сожалению, полнейшая анархия в деятельности местных и государственных органов привела к потере научного потенциала, которым по праву гордилась столица Украины как в градостроительной, так и в ландшафтной и экологической сферах. Сегодня уникальные специалисты отстранены от сотрудничества с городом. А поэтому необходимо срочно создать отдельное управление, которое возглавят главный художник города (его заместитель — ландшафтный архитектор), дендролог, а также художественный и экспертный совет в области эстетики и озеленения. Отсутствие контроля за качеством художественного оформления и озеленения города в ближайшее время приведет к полной потере исторической среды центральной части города, что уже очевидно на многих улицах.

За состояние фасадов исторических домов как будто отвечает управление охраны памятников и Главархитектура. Но невыполнение указанным управлением своих прямых обязанностей, которое вместо того, чтобы охранять, надстраивает и продуцирует псевдоисторические фальшивки, приводит к непоправимым потерям в образе, например, главной улицы столицы. А еще есть надежда, что когда-нибудь владельцы всех застекленных балконов разберут их хотя бы на Крещатике. Все это — пробелы в работе ЖЭКов и управления охраны памятников.

Не последнюю скрипку здесь могла бы сыграть служба главного художника. К его полномочиям следовало бы отнести разработку паспортов фасадов и концепцию их художественного освещения (Киеву важно овладеть этим видом искусства, особенно относительно исторических домов), что является логическим продолжением работы службы главного художника совместно с соответствующими архитектурными структурами.

Вывески — крупнейшая проблема архитектуры. А финансовые потоки, сосредоточенные в рекламном бизнесе, — недопустимая мотивация: чем больше, тем лучше. Следствием бюрократической работы службы КГГА является 70% несогласованных проектов, бессмысленное их расположение, стопроцентное отсутствие стиля владельцев малых архитектурных форм, торговых площадок, полнейшее пренебрежение всеми архитектурными и строительными нормами, мнением граждан. К этому надо добавить отсутствие сотрудничества с управлением по вопросам торговли и управлением по вопросам предпринимательства и регуляторной политики. Решение указанных проблем надо было бы возложить на службу главного художника и художественный совет.

Модное увлечение сегодня — дома буквально обертывают рекламными полотнами. Власть имущих не беспокоит, что они закрывают выдающиеся сооружения, нарушая согласованный паспорт фасада здания, главное — бюджет города от выдачи разрешений на размещение одной такой рекламы за год получает около 2000 гривен. Разрешение на размещение рекламы стоит еще 500 грн. Реально же квадратный метр щита в центральной части города стоит 80—100 у.е.

Конечно, здесь речь не идет о безупречных по качеству и стилю образцах рекламы, но и они должны оставаться на рекламных конструкциях в определенных местах и в определенном количестве в соответствии с проектом благоустройства улицы. К сожалению, сложившаяся тенденция — полностью на совести новой власти.

Бороться с этим бедствием можно и нужно. А поэтому необходимо: совместно с Главным управлением архитектуры и градостроительства создать временную рабочую группу по приведению в порядок торговли, размещению малых архитектурных форм, торговых площадок, вывесок, рекламы; уточнить соответствующие положения, сократить сроки принятия Киевсоветом решений относительно расположения малых архитектурных форм в Киеве; утвердить сроки простых, понятных согласований с главным художником и его службами.

Отсутствие надлежащих нормативных документов провоцирует полнейший беспредел: предприниматели самовольно устанавливают рекламные щиты, малые архитектурные формы, обустраивают торговые площадки (например, на ул. Институтской уже третий год подряд, независимо от времени года, висят новогодние украшения; на Ольгинской во время строительства банка «Аркада» уничтожены липы и каштаны).

Правда, кое-что уже удалось сделать — например, убрать рекламу алкоголя и табака с Крещатика (свыше 100 малых архитектурных форм, связанных с торговлей пивом, сигаретами, а в некоторых случаях — алкоголем). Будут заменены малые архитектурные формы ко Дню независимости — их выполнят в стиле 50-х годов, что гармонично дополнит архитектурный ансамбль. Планируем восстановить по архивным чертежам все лестничные марши, скульптуры перед входом в Пассаж и геометрические рельефные формы декора.

К сожалению, площади под Крещатиком, которые следовало бы, как в Париже, отвести под большой паркинг, уже частично отданы под торговлю. Но территорию от Европейской площади до площади Независимости еще можно использовать для размещения подземного паркинга, и сделать это нужно как можно быстрее. Другие места для подземных паркингов: от Бессарабки до станции метро «Крещатик» под широкой частью тротуара, возле каштановой аллеи; под скверами на Прорезной (справа и слева). Приобщая инвесторов, надо предлагать им самые выгодные условия, поскольку речь идет о жизни города.

Как вариант придется признать предыдущие просчеты и выкупить «Метроград» на Красно­армейской в муниципальную собственность, чтобы обустроить там паркинг. Кроме того, предлагается открыть въезды в Пассаж с ограничением видов транспорта, чтобы облегчить невыносимые условия проживания местных жителей.

Имеется насущная необходимость в двухуровневой развязке на пересечении Крещатика с бульваром Шевченко — для этого тоже требуется выкупить торговые площади в «Метрограде». Киевсовет должен ежемесячно отчитываться перед общиной в средствах массовой информации (коммунальной собственности) о количестве паркомест в центральной части города. Особый контроль — за строительством паркингов в новых жилых домах и офисных центрах, соотношением машиномест к квартирам и офисным помещениям. Главархитектура должна неуклонно придерживаться предписания — не рассматривать проекты жилых и офисных домов без обеспечения их машиноместами.

На парной стороне Крещатика, где решением Киевсовета были запрещены парковки, к этому времени не обеспечены нормальные условия для пешеходов, что свидетельствует о низкой исполнительской дисциплине КГГА относительно решений Киевсовета. Еще одна беда — стихийная торговля в подземных переходах и на самом Крещатике, но это уже вопрос к Главному управлению торговли и Управлению внутренних дел в городе Киеве. Соответствующие управления Шевченковского района выдали предпринимателям разрешение на торговлю на углу ул. Крещатик—Прорезная и Крещатик—Богдана Хмельницкого. Доходная часть бюджета района от этих лотков — около 2000—3000 грн. в месяц. Но ведь на Крещатике более десятка магазинов, торгующих мелочью! Годы идут, а стиль остается — те же тележки и коробки от бананов.

Как специалист могу привести пример неквалифицированной работы «Киевзеленстроя»: на Крещатике «выпало» 30 экземпляров каштанов. На их месте были посажены новые, не отвечающие стандартам, к тому же — в неподготовленную почву, что неминуемо приведет к гибели этих деревьев и еще 21 липы.

Беспокоит состояние посадок на бульварах Леси Украинки и Шевченко, а также отсутствие рассадников (их успешно распродали как землю), которые могли бы обеспечить будущее каштановых аллей. За последний год Киевсовет изъял из зеленой зоны 320 га (по данным природоохранной комиссии).

Недостаточный полив, подкорм, отсутствие изгороди, стихийная парковка — все это приводит к потере большей части деревьев в городе.

И в завершение. Скоро досрочные выборы. Огромная просьба ко всем блокам и партиям — оставьте в покое Крещатик, освободите его от агигпалаток и сцен, идите к избирателям в микрорайоны, на местах ведите агитацию, изучайте проблемы предприятий и жилых массивов...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно