ЯЗЫК БРАЙЛЯ ДО КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОВЕДЕТ

Поделиться
Во всем мире реабилитация инвалидов — это прежде всего комплекс социально-психологических мероприятий...
Георгий Цейтлин
Занятие проводит кандидат физико-математических наук Рональд Литвинов

Во всем мире реабилитация инвалидов — это прежде всего комплекс социально-психологических мероприятий. К сожалению, у нас в этом отношении государство пока не проявило ни должной чуткости, ни сострадания. Единственное, что оно удосужилось сделать, так это обязать в законодательном порядке каждое предприятие, учреждение или организацию предоставлять 4% своих рабочих мест инвалидам (закон «Про основи соціальної політики в Україні» был принят ВР летом уходящего года). Без сомнения, люди, до того фактически бесправные в плане трудоустройства, это новшество восприняли на ура. Однако здесь возникает очередная проблема — восстановление утраченных профессиональных навыков и обучение новым. Особенно остро этот вопрос стоит перед инвалидами по зрению.

За рубежом его уже давно решили, причем довольно современными методами. Так, скажем, немецкие неправительственные организации, которые занимаются подготовкой, переквалификацией и последующим трудоустройством инвалидов, имеют значительный опыт в обучении незрячих людей с помощью самых современных специализированных компьютерных программ и технических средств. В Украине метод озвученного взаимодействия с компьютером лиц, имеющих проблемы со зрением, поддерживается, развивается и бесплатно распространяется с 1997 года, когда была создана неправительственная организация «Окно в Мир». Недавно это общественное объединение пользователей компьютерных технологий для инвалидов провело международную конференцию «Компьютерное обучение и социальная реабилитация пользователей с физическими недостатками». Она была посвящена результатам реализации немецко-украинского проекта, который вот уже несколько лет осуществляется в Киеве при поддержке Европейской комиссии (программа Tacis — LIEN). Примечательно, что в работе конференции, кроме немногочисленных представителей властных структур, общественных организаций, принимали участие специалисты ведущих украинских научных институтов и организаций.

Все собравшиеся на конференции пришли к выводу: сегодня инвалидам «нужно дать не деньги на рыбу, а удочку, чтобы эту рыбу ловить». Благодаря такой «удочке» люди с особыми потребностями станут социально востребованы, причем не только на производстве, но и в высокоинтеллектуальных сферах. За примерами далеко ходить не надо. Живой легендой, свидетельствующей о неисчерпаемых человеческих возможностях, стал вдохновитель проекта, президент общественного объединения «Окно в Мир», заведующий кафедрой математики Международного Соломонового университета, академик Международной академии компьютерных наук и систем, д. т. н., профессор Георгий Цейтлин. Будучи инвалидом первой группы по зрению, этот удивительный человек читает зрячим студентам лекции по математике, пишет книги и монографии. С помощью компьютера он составляет формулы, чертит графики и диаграммы, проецируя во время лекций их на экран. Подобные, кажущиеся у нас невероятными и граничащими с фантастикой, факты, за рубежом давно вошли в обыденную жизнь. С помощью новейших технологий даже тамошние незрячие дикторы телевидения и актеры могут успешно выполнять свою работу.

— Творческий потенциал инвалидов очень высок, — убеждает профессор Цейтлин. — Эти люди могут внести весомый вклад в создание высоко цивилизованного информационного общества. Но, естественно, они нуждаются в поддержке. Особенно — молодежь, стремящаяся реализовать свои права на образование, творческий труд, приобретение профессии. Поэтому главная цель нашего проекта — создание школы для людей, имеющих проблемы со зрением. К слову, уже прошедшие в ней обучение инвалиды, передают свои знания другим. Ведь только те, кто понимает суть стоящей перед незрячими проблемы, могут сделать свой опыт по-настоящему доступным для нуждающихся в нем. А разработанные с помощью немецких коллег методики и учебные пособия помогают наладить эффективное обучение.

Кстати, учебным планом школы предусматривается не только освоение основных элементов работы на компьютере, но и обучение иностранным языкам (компьютерный перевод и пр.).

— Значительные усилия прилагаем к тому, чтобы научить наших «школьников» разрабатывать алгоритмы и программы, — продолжает Г.Цейтлин. — Таким образом, наши выпускники смогут не только трудоустроиться, но и продолжать образование в вузах.

Примечательно, что среди учеников школы много студентов. Здесь систематически получают необходимые знания по компьютерным наукам 15 студентов из известного своей гуманностью Открытого международного университета развития человека «Украина». При этом наиболее ценной является направленность учебного плана необычной школы на углубление и совершенствование образования. Немаловажную роль в учебном процессе играют все те же вузы.

— Мы подписали соглашение с общественным объединением «Окно в Мир», — рассказывает зав. кафедрой университета «Украина» Андрей Шевцов. — И сейчас пытаемся внедрять технологии, разработанные учеными этого объединения и компьютерной школы, в наш учебный процесс. Ведь в университете «Украина» обучается свыше 1 тыс. студентов с физическими и сенсорными недостатками. А внедрение новых технологий и нового подхода к обучению студентов с особыми потребностями, позволяет им интегрироваться в обычную студенческую среду.

Учебные группы в компьютерной школе незрячих формируются с учетом состояния здоровья учеников и их целеустремленности. За время существования проекта в ней прошли обучение более 160 инвалидов, из них — 145 киевлян. Сейчас специалисты школы создают так называемые автоматизированные рабочие места юриста, переводчика, алгоритмиста, программиста, преподавателя.

— В «копилке» используемого нами инструментария есть и технология интенсивного взаимодействия с аудиторией, — объясняет Г.Цейтлин. — Она может быть успешно использована преподавателем, имеющим проблемы со зрением (что блестяще продемонстрировал во время работы конференции сам ученый. — Авт.).

За время реализации проекта создано два компьютерных класса на десять специализированных рабочих мест, объединенных в локальную сеть, в учебный процесс внедрено девять авторских программных разработок, подготовлено восемь методических пособий, создан и постоянно пополняется WEB-сайт (www.wtw.kiev.ua), где можно ознакомиться с материалами и программными разработками школы.

Однако до сих пор у инвалидов нет своего помещения, в котором они могли бы работать. Чтобы зарегистрировать компьютерную школу для незрячих, понадобились немалые деньги. Удивительное дело: немецкие общественные организации оказывают финансовую помощь украинским инвалидам, а их собственное государство безмолвствует, не предоставив даже «стен» и должных льгот! Поистине уровень цивилизованности общества определяется его отношением к инвалидам...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме