«ВНО — это успешная реформа, позволившая сделать наше общество более справедливым»

Поделиться
Похоже, вновь назначенный министр образования и науки вместе с вице-премьер-министром по гуманитарным вопросам въехали в Кабмин на машине времени, которая может двигаться только в одном направлении — назад, в прошлое.

Похоже, вновь назначенный министр образования и науки вместе с вице-премьер-министром по гуманитарным вопросам въехали в Кабмин на машине времени, которая может двигаться только в одном направлении — назад, в прошлое. Вице-премьер сознался, что ему уже пожаловались ректоры многих университетов (и когда только успели!): оказывается, больше всего их донимает то, что они отдалены от процесса отбора абитуриентов для обучения. Заявления высоких должностных лиц зацепили за живое не только нынешних выпускников и их родителей — новость о возможной отмене ВНО и введении вступительных экзаменов в университеты сегодня обсуждается везде: и в отдаленных школах, и в парламенте. Что же действительно пострадает от того, что абитуриентов зачисляют без вступительных экзаменов, лишь по результатам тестирования, — высшее образование или гонор ректоров? С этого вопроса и начался разговор с Владимиром ПОЛОХАЛО.

— На наш взгляд, внешнее независимое оценивание — это успешная реформа, позволившая сделать наше общество более справедливым, приблизившая его к стандартам цивилизованных стран. Уровень доверия к ВНО из года в год растет. По данным исследований фонда «Демократическая инициатива», в 2008 году 78,5% школьников полностью или частично доверяли результатам внешнего оценивания, а в 2009 году этот показатель вырос до 82,9%. Среди родителей абитуриентов процент доверия составляет 77,8. Не доверяли тестированию лишь 5% прошлогодних выпускников.

Что действительно требует усовершенствования — так это содержание тестовых заданий, которое ныне часто критикуют. Тестовые задания должны не только проверять объем накопленных за школьные годы знаний, но и дать возможность оперировать ими, применять, делать обобщающие выводы. Поэтому целесообразно к подготовке вопросов тестовых заданий привлекать специалистов высшей школы, которые повысили бы уровень качественных характеристик тестов.

Есть и другая проблема — отбора и поиска вузом «своего» абитуриента. Это прежде всего касается технических университетов, ведь сложилась такая конъюнктура рынка, когда далеко не каждый выпускник изъявляет желание учиться на инженера. Ранее учебные заведения находили своих будущих студентов с помощью различных олимпиад, курсов довузовской подготовки. Абитуриент с опытом работы по специальности мог получить преференции во время поступления, ему гарантировали место в общежитии. Эту практику нужно использовать и в дальнейшем.

— Вновь назначенные должностные лица просто пугают людей своими инициативами: договорились уже до того, что, мол, нигде в мире абитуриенты не поступают в университеты так, как в Украине. Где еще, кроме нашей страны, зачисляют в вузы по результатам внешнего тестирования?

— Внешнее оценивание знаний и достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования осуществляется более чем в 150 странах мира. Технология внешнего оценивания, можно сказать, всюду одинаковая, различие кроется в содержании тестов. Общим для них является то, что экзамен для сертифицированного оценивания знаний выпускников старшей школы, как правило, внешний. Так, в странах ЕС свидетельство о полном общем среднем образовании выдается ученикам, закончившим общую среднюю школу и выполнившим установленные требования. Этот документ — минимальное требование для допуска к получению дальнейшего образования, в частности высшего.

Во многих странах такое свидетельство выдается на основании выпускного экзамена, проводимого внешним институтом. Это, в частности, в Чехии, Словакии, Венгрии, Франции, Австрии, Португалии, Словении, Финляндии, Румынии и др. Иногда оно выдается на основе выпускного экзамена и оценок, полученных в течение года или нескольких последних лет, — так делают в Польше, Болгарии, Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Латвии, Литве, Великобритании... Кстати, системы внешнего оценивания успешно функционируют во многих постсоветских странах — не только в Прибалтике, но и в Казахстане, Грузии, Киргизии, Молдове, Армении.

В процессе формирования системы внешнего независимого оценивания Украина использовала опыт многих государств, адаптировав его к своим условиям.

— Достаточной ли является законодательная база для организации и проведения ВНО? Или при желании можно найти такие щели в действующем законодательстве, которые позволяют отменить внешнее независимое оценивание или дополнительно ввести вступительные экзамены?

— Хочу подчеркнуть, что эксперимент по независимому оцениванию знаний школьников и студентов начат в Украине еще в 1992 году. А позднее, в 2004-м, в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины №1095 «О некоторых вопросах внедрения внешнего независимого оценивания и мониторинга качества образования», он был проведен в десяти регионах нашей страны.

Начиная с 2008 года, внешнее независимое оценивание стало всеохватывающим. Ежегодно Министерство образования и науки Украины выдает приказы относительно организации и проведения независимого оценивания, утверждение календарного плана и условий приема в высшие учебные заведения и т.п. Все это свидетельствует о том, что нормативно-правовая база есть и постоянно усовершенствуется, поэтому утверждать, что внешнее независимое оценивание у нас проводится незаконно — не просто нелогично, а бессмысленно.

Чтобы не допустить никаких незаконных действий в процессе организации и проведения внешнего независимого оценивания, я давно уже настаиваю на том, что нам крайне необходимо на законодательном уровне унормировать правоотношения в сфере независимого оценивания, а также установить ответственность за нарушение порядка проведения внешнего независимого оценивания и использование его результатов.

Наш комитет делает для этого все возможное. Но, к сожалению, 21 января нынешнего года в парламенте не поддержали (во втором чтении) подготовленный комитетом законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения внешнего независимого оценивания качества образования». Поэтому я и мои коллеги — народные депутаты С.Давимука, Л.Оробец, О.Доний и С.Павленко — оперативно подготовили и подали законопроект №5544-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения внешнего независимого оценивания качества образования и установление ответственности за нарушения во время его проведения». Этот законопроект позволит урегулировать проблемы поступления в высшие учебные заведения на заочную форму обучения, которая сегодня является наиболее дискуссионной, он уже прошел слушание и согласование на всех уровнях.

Что же касается щелей, следует признать, что для отмены внешнего независимого оценивания достаточно объявить недействительными — или просто «подправить» — нормативно-правовые акты, о которых я вспоминал. Было бы желание. А оно, как все заметили, появилось у многих высоких должностных лиц. Вот почему я принципиально отстаиваю позицию относительно законодательного закрепления внешнего независимого оценивания. Если мы это сделаем — ни один чиновник не сможет корректировать или изменять на свое усмотрение государственную образовательную политику, пренебрегая мнением специалистов и настроениями общества.

— Сразу же после назначения нового Кабинета министров в парламенте начали говорить, что внешнее независимое оценивание следует проводить не только на украинском языке, но и на языках национальных меньшинств. При этом представители Партии регионов прежде всего называют венгров, гагаузов, румын, хотя в действительности имеют в виду русский язык. По их логике, преподавание в университетах также надо менять, — пришло время читать лекции не на украинском или русском, а на румынском, венгерском и других языках, зачем же останавливаться на полпути, если уж решили защищать языки национальных меньшинств?! Как относится комитет по вопросам науки и образования к этой инициативе Партии регионов?

— В течение двух десятилетий языковой вопрос в нашем государстве является предметом политических спекуляций, предвыборных технологий и т.п. Язык и внешнее независимое тестирование — проблема именно из разряда политических. Хотя на чем здесь можно спекулировать? Поэтому, кто забыл, напомню, что у нас есть Основной Закон государства — Конституция Украины, где в статье 10 четко и ясно задекларировано: «государственным языком в Украине является украинский язык». В соответствии с Конституцией Украины, 26 июня 2009 года был издан приказ Министерства образования и науки Украины №570 «О внешнем независимом оценивании учебных достижений лиц, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения Украины в 2010 году». В соответствии с пунктом 4 указанного приказа, внешнее независимое оценивание в 2010 году по всем учебным предметам (разумеется, за исключением тестов по английскому, немецкому, испанскому и французскому языках) будет проводиться на украинском языке. Предусмотрено, что участников внешнего оценивания, учившихся в общеобразовательных учебных заведениях на языках национальных меньшинств, во время тестирования обеспечат словарями с переводом основных терминов, используемых в тестах. Подчеркиваю и то, что настоящий приказ прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Украины и признан соответствующим действующему законодательству.

Имеет значение и тот факт, что будущие абитуриенты знают о написании тестов на украинском языке с самого начала нового учебного года. Кстати, с их стороны нет особых нареканий — в течение первой недели регистрации на участие во внешнем независимом оценивании записалось 8 тысяч человек, из которых только 8,3% высказали желание получить лингвистическую поддержку.

— Владимир Иванович, как можно оценить, с точки зрения ученого, председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, ситуацию, сложившуюся сегодня в системе образования?

— Когда речь идет об общем среднем образовании, все дискуссии ведутся вокруг трех тем: независимое оценивание, язык обучения, вступительные экзамены. Но ведь главной была и остается проблема качества школьного образования! К сожалению, должны признать тот факт, что уровень знаний многих выпускников школ — низкий, на что справедливо пеняют почти все высшие учебные заведения Украины. Общество требует дать ответ на вопрос, почему снижается качество общего среднего образования, почему нет эффективных действий органов исполнительной власти, направленных на поддержку отечественного школьного образования и обновления его содержания...

Ныне активно обсуждается тезис о том, что Украина должна вернуться к 10-летнему сроку обучения для получения полного общего среднего образования. Лица, выступающие в поддержку такого взгляда, считают, что это будет содействовать обеспечению более динамического и эффективного учебного процесса в средней общеобразовательной школе, лучшей подготовке учащейся молодежи к взрослой жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Наряду с этим существует другая точка зрения, отстаивающая сохранение 12-летнего общего среднего образования, а сокращение срока обучения в школе рассматривающая как путь, который ведет в прошлое и не обеспечивает качественных изменений в системе общего среднего образования, и к тому же не соответствует мировым тенденциям. Дискуссии продолжаются, общество снова стоит перед выбором.

Мы считаем, что проблема качества школьного образования требует всестороннего обсуждения на общегосударственном уровне. С этой целью комитет по вопросам науки и образования инициировал проведение парламентских слушаний на тему «Введение 12-летнего общего среднего образования в Украине: проблемы и пути их преодоления». Надеемся, это состоится в июне. Думаю, в ходе широкой дискуссии мы обязательно найдем ответы на многочисленные вопросы, связанные с дальнейшей судьбой украинской школы и определением новых путей ее развития.

На мой взгляд, сегодня нет ни единого просвещенческого звена, не требующего системных качественных изменений, обновления, модернизации с учетом мировых тенденций. Это касается и общего среднего, и профессионально-технического, и высшего образования. Но при этом необходимо учитывать главную особенность при проведении реформ в сфере просвещения: их должны готовить и воплощать в жизнь профессионалы на основании серьезных научных обоснований с учетом общественного мнения. Эти нововведения следует максимально отдалить от политической конъюнктуры, лишь в таких условиях они будут восприняты и одобрены не только работниками просвещения, но и обществом в целом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме