Университетская свобода в тупике

Поделиться
Как и подобает европейскому университету, возрожденная Киево-Могилянская академия отметила свое двадцатилетие мощной научной конференцией «Пути свободы».

Как и подобает европейскому университету, возрожденная Киево-Могилянская академия отметила свое двадцатилетие мощной научной конференцией «Пути свободы», которая на днях состоялась в НаУКМА. Роль университетов в европейской истории огромна. Становление Кембриджа, Сорбонны, Болонского или Ягел­лонского университетов - это история создания европейских государств, развитие философии идей, срез общественных процессов. Именно в таком ключе Могилянка решила отметить свое 20-летие через анализ полученного опыта и очерчивание стратегии будущего в контексте украинской политики, культуры, истории идей. На конференции можно было увидеть известных ученых и работников образования, политиков, дипломатов и журналистов.

В течение двух дней были проведены круглые столы и дискуссии на те­мы «Главные достижения и вызовы для зарубежной политики Евро­пейс­кого Союза и Украины в 2010-2012 гг.», «Университет как пространство автономии и фактор развития гражданского общества», «Свобода исследований. От инакомыслящих до пуб­личных интеллектуалов». Знаме­на­тельно, что завершилась конференция проблемным круглым столом «Сво­бо­да слова: связь между академическим дискурсом и публичной сферой», собравшим представителей медиамира.

Целью конференции было не дать готовые ответы на острейшие общест­венные проблемы, а собрать специалистов за одним столом и определить круг приоритетных научных вопросов. В центре внимания большинства дискуссий был вопрос этических критериев научных исследований, автономии университетов (Ягеллонский университет, например, даже имеет собственные виноградники и выпускает вино Universitas, владея колоссальными площадями и помещениями).

Годовщина государства позволила участникам обсудить ряд проблем, актуальных сегодня как для Украины, так и для большинства постсоветских стран. По мнению организаторов, со времени обретения независимости настоящие реформы образования и науки даже не были начаты. Между тем вопросы свободы исследований и свободы слова становятся все более насущными. Как и в советское время, университеты полностью лишены автономии. Соответственно роль, которую они и высшая школа вообще играют в обществе, намного менее весома, чем это должно быть в открытом глобализованном мире. Украинское образование сформировалось в системе, ограничивавшей пространство академической свободы. Сегодня существуют другие риски для академических исследований - когда фундаментальная проблематика иногда представляется «немодной». Утвержденные на уровне Кабмина научные приоритеты только сужают гуманитарную мысль.

Университет должен создавать знание и менять сознание. Посол США в Украине Джон Теффт обратился к опыту одного из отцов американской нации Томаса Джефферсона, который разработал Декларацию независимости США, а еще - основал первый публичный университет Вирджинии, построенный на принципах свободы. Именно от университетского образования, по мнению господина посла, зависит уровень национальной консолидации, способность добиваться взаимопонимания.

Уильям Грин Миллер, посол США в Украине (1993-1998), сопредседатель совета директоров Киево-Могилянского фонда Америки считает КМА университетом, имеющим исключительное значение для развития украинской государственности. Часто политики не учитывают огромный вес образования и науки в историческом процессе. Но для того, чтобы университеты выполняли эту роль, нужно предоставить им свободу, университетскую автономию, при которой они не будут зависеть от государственной политики, от министерского курса. Фактически университеты должны быть самостоятельными интеллектуально-научными центрами, определяющими правила жизни, а не выполняющими указания сверху, руководствуясь временной политической волей.

В Украине чиновники пытаются унифицировать пространство высшего образования, не наделяя его реальными свободами. Прежде всего многое в будущем украинской высшей школы зависит от Закона о высшем образовании. Этот вопрос живо дискутировался на конференции «Пути свободы» в Могилянке, тем более что на пленарном заседании присутствовал автор одного из предлагаемых законопроектов (зарегистрированного в Верховной Раде) Юрий Мирошни­ченко, народный депутат Украины, представитель президента в Верховной Раде (член Партии регионов). И хотя этот законопроект тоже не идеален, однако, по мнению президента НаУКМА Сергея Квита, именно его принятие может стать шагом к академической свободе.

Ректор Украинского католического университета о. Борис Гудзяк, подчеркнув, что для утверждения университетской автономии нужно, чтобы каждый человек чувствовал себя свободным, критически оценил тот факт, что украинская научно-образовательная среда не восстала против недемократической политики Минобразова­ния. «В руководстве высшего образования не хватает людей, имеющих внутреннюю свободу. Страх загоняет нас в тупик», - сказал он.

Комментарии

Михаил Згуровский, ректор Национального университета «Киевская политехника», экс-министр образования и науки Украины:

- Независимость Украины и независимость университетов - две неразделимые ценности. Государство может получить и защитить свою независимость, лишь имея мощный человеческий капитал и генерируя новое знание. Генерировать знание оно может прежде всего через центры независимой мысли.

Важное достижение украинской высшей школы - создание самой системы высшего образования, его законодательная база. Сформировано поколение украиноязычных учебников, заложены новые образовательные принципы. Однако, к сожалению, образование не стало локомотивом общества.

Поражением я считаю и неправильное понимание автономии в Украине. Автономные университеты - это не «государства в государстве», а большая ответственность. Контроль за деятельностью университетов должно осуществлять гражданское общество, а не чиновничество. Именно университеты должны давать ответы на самые важные общественные запросы. Не политики, не чиновники, а научные школы. Научные центры должны продвигать новое знание для развития гражданского общества, демократии и государственности.

Уильям Грин Миллер, посол США в Украине (1993-1998), сопредседатель совета директоров Киево-Могилянского фонда Америки:

- Название конференции «Пути свободы» не случайно: оно содержит ключевые слова, важные для понимания ценностей образовательного и государственного пространства. Пути свободы в университетах - самая важная цель. Только имея свободу, университеты могут быть пространством знания. Свобода позволяет делать корректные выводы относительно прошлого и взвешенные прагматические предвидения будущего.

В Америке есть формула успешного университета: наилучшие студенты, наилучшие профессора, наилучшая библиотека. Многое в жизни университета зависит от выпускников: если они станут президентами, руководителями крупных бизнес-корпораций, то это поможет украинскому университету войти в перечень мощнейших университетов мира.

Украина - составляющая мировой цивилизации. Если предположить, что украинский мир нецивилизованный, то я тогда не знаю, какая часть планеты вообще может называться цивилизованной. Украина должна как можно быстрее войти в европейское прост­ранст­во ценностей, и украинские университеты, в частности Киево-Могилянская академия, имеют реальные шансы быть ведущими европейскими научными центрами.

Гиги Тевзадзе, ректор
Университета им. Ильи Чавчавадзе (Тбилиси, Грузия):

- В последнее время научно-образовательное пространство Грузии претерпело важные изменения, определившие его положительную динамику. Прежде всего, у нас есть четкая система распределения государственных средств между университетами для осуществления научно-исследовательских проектов. Во-вторых, у нас есть мощные научные учреждения, которые хотят выполнять креативную функцию в науке, ориентируясь на новейшие технологии и результаты мировой науки.

В Грузии реализована система электронного образования и заложены концептуальные основы для нового научного пространства, которое не замыкается в собственных рамках, а равняется на опыт зарубежных научных учреждений. Наибольшие трансформации касаются самого университетского статуса: наши государственные университеты становятся частными, получают реальную автономию, но финансируются государством. Кроме того, университетам предоставлено право использовать собственные научные достижения для привлечения инвестиций. По моему мнению, требуется год-два, чтобы этот амбициозный проект был реализован на государственном уровне полностью.

Организаторам конференции «Пути свободы» удалось создать площадку для интеллектуального обмена. Университет всегда считался пространством для обмена идеями. Киево-Могилянская академия, по моему мнению, - один из ярких примеров университетов, которые смогли кардинально изменить представление о сущности университетского образования, научной работы, самой структуры знания и методологии исследований на постсоветском пространстве. Это положительный пример, когда вопреки чиновничьей политике удается создать продукт мирового уровня.

Сергей Квит, президент НаУКМА:

- На постсоветском пространстве миссия университетов сводилась к сугубо учебным задачам: копирование уже полученных знаний. Это противоречит устойчивой европейской традиции, которая трактует университет как учреждение, где создается и осмысливается новое знание; учреждение, которое путем свободной творческой дискуссии делает это знание достоянием всего общества, что в конце концов приводит к общественному развитию.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме