Студенческие стипендии — поддержка самых лучших или непродуманные изменения?

Поделиться
Студенческие стипендии —  поддержка самых лучших или непродуманные изменения?
В конце прошлого года был принят ряд правительственных решений относительно системы стипендиального обеспечения и как результат - полностью изменен подход к выплате академических и социальных стипендий. Каковы же последствия принятия соответствующих правительственных решений, и что следует сделать для устранения возможных проблем?

В конце прошлого года был принят ряд правительственных решений относительно системы стипендиального обеспечения и как результат - полностью изменен подход к выплате академических и социальных стипендий.

Речь идет о таких постановлениях Кабинета министров Украины от 28.12.2016 г.: "Некоторые вопросы стипендиального обеспечения" (№1050), "О размерах стипендий в государственных и коммунальных учебных заведениях, научных учреждениях" (№1047), "Некоторые вопросы выплаты социальных стипендий студентам (курсантам) высших учебных заведений" (№1045) и "Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете Министерству образования и науки для выплаты академических стипендий" (№1043).

Очевидно, что изменения принимали наспех, поскольку уже в январе 2017-го в эти правительственные решения вносили изменения - постановлением Кабинета министров Украины "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по вопросам стипендиального обеспечения", №32 от 25.01.2017 г. (По моей информации, соответствующие изменения рассматривались на заседании правительства уже 16 января, а были обнародованы только 2 февраля 2017 г.) И готовятся также изменения относительно социальных стипендий. Дальше - об этом подробнее.

Согласно постановлению Кабинета министров Украины "Некоторые вопросы стипендиального обеспечения" (№1050 от 28.12.2016 г.), Министерство образования и науки Украины должно было разработать и утвердить примерный Порядок формирования рейтинга студентов. По состоянию на 4 февраля с.г. есть лишь проект этого Порядка и совет вузам использовать его при разработке своих порядков. Также заметим, что, к сожалению, высшие учебные заведения не получили рекомендацию-разъяснение по реализации правительственных решений о новой системе начисления академических и социальных стипендий, и только 3 февраля 2017 г. на сайте Министерства образования и науки появились ответы на самые распространенные вопросы о начислении стипендий.

Каковы же последствия принятия соответствующих правительственных решений, и что следует сделать для устранения возможных проблем?

По словам членов правительства, студенческую стипендию должны получать лучшие. Но на разных специальностях условия для получения стипендии отличаются. На одной можно остаться без стипендии, имея 80–90 баллов по экзаменационным предметам (это оценки "4" и "5" по условной пятибалльной системе), а на другой специальности шанс получать стипендию будет даже у тех, кто набрал на экзаменах 65–75 баллов.

Таким образом, часть студентов имеет все основания считать это несправедливым. Более того, согласно постановлению Кабинета министров Украины "О размерах стипендий в государственных и коммунальных учебных заведениях, научных учреждениях" (№1047 от 28.12.2016 г.), для некоторых специальностей, таких как физика, математика, металлургия, горное дело и т.п., устанавливается повышенный размер академической стипендии на уровне 1400 грн (обычная - 1100 грн). И когда студенты, имея посредственные результаты во время экзаменационной сессии на "отдельных специальностях", будут получать еще и повышенную стипендию, в отличие от своих коллег на других специальностях, которые, имея лучшие успехи в обучении, вообще останутся без стипендии, то это будет восприниматься как двойная несправедливость.

Вместе с тем есть примеры, когда из 18 студентов-бюджетников на получение стипендии претендуют 16 чел. (оценки "4" и "5" по пятибалльной системе; в том числе 10 студентов сдали все на "5"), а будут получать академическую стипендию только восемь из них. Такое изменение системы стипендиального обеспечения не ориентировано на поддержку лучших. Но тут мы имеем дело с сопутствующей проблемой объективного оценивания.

Высшие учебные заведения, особенно те, где на отдельных специальностях почти все студенты-бюджетники являются отличниками, должны поработать над культурой оценивания. Стипендия однозначно должна зависеть от оценок студента, но насколько они объективные? Кто измеряет с этой точки зрения качество работы преподавателя? Да, от него требуют научных публикаций, но требуют ли знания методик и критериев оценивания?

Это нужно исправлять, чтобы не было перекосов при оценивании знаний соискателей высшего образования. В этом должны быть заинтересованы и сами студенты, ведь они лучше знают, кто из их одногруппников или однокурсников лучше владеет тем или иным предметом, поскольку в условиях рейтинга это очень важный фактор для определения стипендиатов.

Другая проблема. Студентов-бюджетников, которые не могут сдать сессию и овладеть учебными предметами, университеты отчисляют. Это закономерно, и это один из шагов для повышения качества высшего образования. Но чем больше двоечников-бюджетников отчислит университет, тем меньше его студентов будут получать стипендию. Потому что размер стипендиального фонда рассчитывается в зависимости от общего количества студентов-бюджетников, которые учатся в университете на той или иной специальности.

Необходимо также обратить внимание на "округление" количества стипендиатов в меньшую сторону. Согласно правительственному решению, академическую стипендию должны получать не более 45% студентов (постановление Кабинета министров Украины "Некоторые вопросы стипендиального обеспечения" №1050 от 28.12.2016 г.). Кроме того, высшим учебным заведениям рекомендовано определять конкретное количество стипендиатов округлением к целому числу в сторону уменьшения лимита стипендиатов на фактическое количество студентов дневной формы обучения, которые учатся по государственному (региональному) заказу на определенном факультете (отделении), курсе по определенной специальности (направлению подготовки) по состоянию на первое число месяца, следующего за датой окончания семестрового контроля, или приступили к обучению через 10 дней после его начала (для первокурсников) - проект примерного Порядка формирования рейтинга успешности студентов (курсантов) невоенных высших учебных заведений для назначения академических стипендий.

Безусловно, это всего лишь рекомендация Министерства образования и науки Украины, и высшие учебные заведения имеют право отступить от положений этого порядка и урегулировать соответствующие вопросы по собственному усмотрению при условии соблюдения положений Закона Украины "О высшем образовании" и соответствующих актов Кабинета министров Украины. Они могут округлять и в сторону увеличения лимита стипендиатов. Но даже эта рекомендация не вступила в силу из-за отсутствия соответствующего приказа.

Каков выход из ситуации?

Следует пересмотреть норму постановления Кабинета министров Украины "Некоторые вопросы стипендиального обеспечения" (№1050 от 28.12.2016 г.) в части предоставления права вузам формировать исключительно общеуниверситетский рейтинг студентов в диапазоне 40–45% фактического количества студентов дневной формы обучения, которые учатся по государственному (региональному) заказу без привязки к факультетам, специальностям и курсам - с целью поддержать действительно лучших студентов. Это будет отвечать требованиям действующего законодательства об автономном статусе университетов. Я убежден, что высшие учебные заведения смогут объективно и прозрачно сформировать соответствующие рейтинги, учтя ориентировочно равное распределение стипендиатов между факультетами, специальностями и курсами. Гарантией прозрачного и объективного определения рейтинга стипендиатов в каждом вузе будет присутствие 50% студентов в соответствующих стипендиальных комиссиях. Конечно, это не идеальный вариант, но, по крайней мере, на уровне университета стипендию будут получать именно лучшие студенты.

Отдельного внимания требует вопрос социальных стипендий. Очевидно, что он был недостаточно подробно проработан, и как следствие социальную стипендию за январь-февраль студенты смогут получить лишь в последние дни февраля или первых числах марта. Причина задержки - в значительной организационной сложности процесса представления документов и получения социальных стипендий. Все из-за того, что в этом процессе участвуют непосредственно сам студент, администрация университета, орган социальной защиты населения по месту расположения высшего учебного заведения, Министерство социальной политики Украины вместе со своими структурными подразделениями, Государственное казначейство Украины.

Согласно постановлению Кабинета министров Украины "Некоторые вопросы выплаты социальных стипендий студентам (курсантам) высших учебных заведений" (№1045 от 28.12.2016 г.), высшие учебные заведения ежемесячно до пятого числа должны подавать в органы социальной защиты списки студентов, которым назначена социальная стипендия. По объективным причинам вузы не успели этого сделать до 5 января. Следовательно, должны были подать пакет документов для назначения социальной стипендии до 5 февраля. Тогда студенты смогут получить социальную стипендию за январь-февраль. Но путь от момента подачи документов до перечисления средств студенту довольно долгий. И это может стать проблемой для студентов, особенно для детей-сирот.

После получения таких сведений от университетов органы социальной защиты населения до 10 февраля должны будут подать заявки на потребность в средствах на выплату социальной стипендии структурным подразделениям по вопросам социальной защиты, а эти структурные подразделения до
15 февраля - в Министерство социальной политики обобщенную заявку в разрезе административно-территориальных единиц Украины. Следующим шагом должно быть перечисление средств от Минсоцполитики своим структурным подразделениям в течение трех дней (т.е. максимум до 20 февраля). А эти подразделения на протяжении двух рабочих дней перечисляют средства на счета органов социальной защиты населения (ориентировочно 22 февраля). Органы социальной защиты населения в течение двух рабочих дней перечисляют средства на счета соответствующих вузов (24 февраля). И в конце этого механизма высшие учебные заведения в течение двух рабочих дней после поступления средств на указанные счета выплачивают социальную стипендию студентам (курсантам). А это будет либо 28 февраля, либо 1 марта 2017 г.

Очевидно, что на январь-февраль надо было предусмотреть переходный этап, на время которого обеспечить выплату социальной стипендии непосредственно в январе и феврале.

Укажем на еще одну новацию. Согласно правительственному решению, для того чтобы студенты могли претендовать на получение социальной стипендии, они также должны быть включены в рейтинг. Но студенты, которые по состоянию на первое число месяца (а он наступает после окончания семестрового контроля согласно учебному плану) имеют академическую задолженность или во время семестрового контроля сдавали что-то повторно, чтобы улучшить полученные ранее оценки, не будут включены в рейтинг и не смогут получать социальную стипендию. В таком случае можем говорить, что такая стипендия уже не будет исключительно социальной.

Следует отметить, что Министерство социальной политики Украины готовит изменения в постановление Кабинета министров Украины (№1045 от 28.12.2016 г.), в соответствии с которыми право на получение социальных стипендий будут иметь инвалиды с детства, инвалиды І–ІІІ групп, студенты, курсанты невоенных высших учебных заведений, из семей, получающих государственную социальную помощь как малообеспеченные. Также готовятся изменения относительно предоставления права на получение социальной стипендии студентам из числа детей-сирот до окончания обучения в высшем учебном заведении (сейчас - только до достижения 23 лет).

Если стипендия должна быть стимулом к обучению, то ее должны получать действительно лучшие. Иначе студенты будут иметь основания считать такие изменения несправедливыми. И их можно понять. Когда одни учатся на "4" и "5" и не получают стипендию, а другие на "3" и "4" и имеют повышенную стипендию в 1400 грн, то где же здесь справедливость?

Какие могут быть глобальные последствия таких изменений? Студенты в худшем случае не сдадут сессию, и если таких студентов будет более 20%, то вузу уменьшат ставки для преподавателей, либо же студенты заберут документы и поедут на учебу, например, в Польшу. И что мы будем иметь? Вузы без студентов? Таким образом, следует взвешенно и ответственно подходить к изменению стипендиального обеспечения, как и вносить соответствующие уточнения в принятые правительственные решения.

Вывод: указанные изменения мало коррелируют с намерением повысить мотивацию лучше учиться. И это нужно исправлять.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме