Пришлем врача. С сомнительной подготовкой

Поделиться
На предыдущей неделе прошли волнения во многих медицинских вузах страны, а в Ивано-Франковском медицинском университете они даже вылились в настоящую студенческую забастовку...

На предыдущей неделе прошли волнения во многих медицинских вузах страны, а в Ивано-Франковском медицинском университете они даже вылились в настоящую студенческую забастовку. Еще бы: новый приказ Министерства здравоохранения изменил перечень специальностей в интернатуре (из него некоторые наиболее популярные), а также вдвое увеличил сроки последипломного обучения. Помимо этого, студентам-бюджетникам после окончания вуза придется три года отрабатывать там, «куда пошлют» — в противном случае деньги за учебу придется вернуть (а это от шести до десяти тысяч долларов).

В результате многие выпускники в ближайшие годы не смогут получить специализацию нейрохирурга, уролога или гинеколога — прием в интернатуру и распределение на работу будут осуществляться исходя из потребностей отрасли, которой сегодня, как считает руководство Минздрава, требуются преимущественно семейные врачи, фтизиатры и судебные медики. «Контрактникам» придется на полтора-два года дольше платить за обучение (для некоторых это серьезная проблема), а «бюджетникам» — массово осваивать сельскую глубинку, зачастую лишенную элементарных условий для жизни и работы.

Свои претензии ивано-франковцы высказали лично министру здравоохранения Николаю Полищуку и публично озвучили на совместной пресс-конференции. Однако повлиять на решение министерства революционными методами не удалось. И вовсе не потому, что министр имеет опыт парламентских баталий. Как оказалось, нововведения — часть структурных реформ всей отрасли, цель которых — интеграция в европейское медицинское пространство. Именно за свободу и евроинтеграцию, заметил министр, студенты и мерзли на революционном Майдане.

Тем более что никаких особых проблем, по его словам, в связи с нововведениями у студентов возникать не должно. Поступая в вуз, никто из абитуриентов не оговаривал свою будущую специализацию, а бюджетники и вовсе обязывались отработать государству бесплатную учебу: норму эту с советских времен никто не отменял, правда, и выполнять не спешил.

Больший срок учебы в интернатуре позволит лучше освоить профессию, «набить руку». Что касается оплаты, то уже рассматриваются механизмы по ее снижению, а в некоторых случаях и полной отмены. По поводу условий проживания в селе также беспокоиться не стоит. Как заявил Николай Полищук, есть договоренность с главами районных администраций о том, что за те два года, пока будущие семейные врачи будут учиться в интернатуре, им создадут все необходимые условия. Не исключено, что государство сможет не только платить им зарплату (если такой врач станет фондодержателем денег, выделяемых на больных бюджетом, то она будет вполне приличной), но и компенсировать затраты на коммунальные услуги и электроэнергию.

Реформы же действительно намечаются нешуточные, и перспектива воплощения их в жизнь пугает не только студентов. Собственно, говорили о них давно, но никто не ожидал, что новый министр будет применять «хирургический» метод.

Первая из серьезных проблем отрасли — кадровый дисбаланс.

— В Украине 47 врачей на 10 тыс. населения, — констатирует Николай Полищук. — В Канаде — 18, в Англии — 16,6, Франции, Германии — 30—34. В городах и того больше: в Днепропетровске — 80, Донецке — 83, Киеве — более 90. Недавно я побывал в областной больнице Ивано-Франковской области, где в отделении отоларингологии на 40 коек приходится 13 врачей: кто на полставки, кто на четверть, а кто даже на пятую часть. В месяц врач делает в среднем 3,2 операции. Можно ли в такой ситуации говорить об эффективном использовании бюджетных денег? Аналогичное положение дел и в городской больнице. В хирургическом отделении 60 коек, заполнены они наполовину и не всегда теми больными, которым требуется стационарная помощь. Врачей же — вдвое больше количества, необходимого по штату. (Я уже подписал приказ, согласно которому деления врачебных ставок не будет.) И это при том, что более чем в девяти тысячах сел вообще нет ни одного медика.

В министерстве провели мониторинг и выяснили: стране сегодня не нужны новые врачи-урологи, гинекологи, отоларингологи. Зато крайне необходимы анестезиологи, фтизиатры, хирурги, стоматологи, специалисты по клинической лабораторной диагностике, медицине неотложных состояний, патологической анатомии, радиологии, судебной медицинской экспертизе и некоторые другие. Особая ситуация сложилась с врачами общей практики: при необходимых тридцати тысячах подготовлено чуть более четырех, а реально работает по специальности почти вдвое меньше.

Следующая проблема — качество отечественного медицинского образования. Как предполагает министр, начинать нужно с самого начала — набора студентов. Поэтому уже с нынешнего года все абитуриенты будут сдавать экзамены на общих основаниях, и лишь 51% зачислят на бюджетную форму обучения (по результатам экзаменов), а 49% — на платную. «Оплата обучения — не покупка диплома», — считает Н.Полищук. При этом, если «контрактник» учится хорошо, то его можно будет перевести на бюджетную форму обучения и наоборот. Правда, согласится ли на это сам студент, сказать сложно: бесплатную учебу придется отрабатывать, скорее всего, в селе. С другой стороны, у бюджетника больше шансов получить хорошую работу, поскольку в первую очередь распределять будут тех, кого готовили по госзаказу.

Более того, по мнению министра, при оценке знаний абитуриента «есть большая доля субъективизма». Дабы избавиться от него, прорабатываются механизмы перехода к независимому внешнему тестированию, тем более, что свой центр тестирования в Минздраве есть, и он вполне мог бы оценивать знания абитуриентов как государственных, так и частных медицинских вузов.

В ближайшее время коренным образом пересмотрят программы обучения студентов — чтобы максимально приблизить их к европейским стандартам. Уже в нынешнем году прием на медицинские факультеты вузов будет проводиться только на специальность «Лечебное дело», а изучать педиатрию, медицинскую психологию, гигиену и профилактическую медицину будущие врачи смогут лишь в интернатуре — как, собственно, это практикуется во всем мире.

Молодые врачи, получившие назначение на работу на должности хирургического профиля — урология, нейрохирургия, ортопедия, травматология, офтальмология, — будут проходить обучение в интернатуре по специальности «Хирургия». Все прочие, за исключением тех, места назначения которых совпадают со специальностями в интернатуре — анестезиология, клиническая лабораторная диагностика, фтизиатрия и прочие — будут проходить подготовку в интернатуре по специальности «общая практика, семейная медицина». Выпускники по специальности «Педиатрия» будут специализироваться исключительно на должности врачей-педиатров и проходить интернатуру по педиатрии, а по специальности «Стоматология» — на должности врачей-стоматологов и проходить обучение в интернатуре по специальности «Стоматология». Обладатели диплома по специальности «Гигиена, санитария, эпидемиология» — на должности врачей по общей гигиене или врачей-эпидемиологов. Те же, кто захочет получить узкую специализацию, сможет это сделать на контрактных условиях после подготовки в интернатуре, при условии, что лечебные учреждения нуждаются в таких врачах.

Приблизятся к европейским и сроки обучения в интернатуре. Скажем, в Европе хирургию, нейрохирургию или терапию осваивают за пять лет, в Украине — за год-полтора. Поэтому и у нас уже в нынешнем году специализацию по общей практике интерны будут, как и в ЕС, приобретать за два года, а анестезиолога или офтальмолога — за три. Изменятся и условия учебы интернов. Как считает министр, на кафедре не может обучаться одновременно более пяти студентов-интернов. Поэтому возможность получить последипломное образование предоставят всем, но рассчитывать на места в Киеве смогут немногие: не будет мест в столице, придется ехать в клиники Винницы, Харькова, Одессы и других регионов. Пересмотрят и нормы нагрузки начинающих врачей: то, что интерны работают всего по шесть часов, также абсолютно не соответствует параметрам, существующим в мире. В Англии резидент первого года работает 14—16 часов в сутки, второго — 12 часов.

Конечно, эти реформы — лишь первые шаги к переходу на европейскую систему образования. Нас отличает совершенно иной принцип оценки знаний студентов, перечень изучаемых дисциплин, система организации учебного процесса. И, что, пожалуй, самое важное — уровень квалификации преподавателей.

— В подготовке врачей участвует 1774 доктора наук и 6527 кандидатов наук, сообщил на прошедшем недавно совещании ректоров медицинских вузов начальник департамента кадровой политики, образования и науки Николай Банчук. — При этом 26,5% преподавателей не имеют научных степеней. Во многих вузах не ведется работа по повышению квалификации научно-педагогических кадров: не определяется потребность в повышении квалификации, не контролируется аттестация врачей, которые занимаются оказанием медицинской помощи населению в клинических и лечебно-профилактических заведениях, а 131 преподаватель — 33 профессора, 51 доцент, 47 ассистентов — ни разу за последние годы не проходили повышение квалификации. В некоторых случаях и вовсе доходит до абсурда, когда, к примеру, стоматологический факультет возглавляет физик по образованию. На кафедрах семейной медицины нередко преподают те, кто никогда не работал врачом общей практики. А в Национальном институте физической культуры и спорта уже несколько лет проводится подготовка врачей без необходимых для этого документов, в том числе и лицензии на право заниматься этим видом деятельности. Прогрессирует и негативная тенденция к старению кадров: 20,4% преподавателей и 43,4% заведующих кафедрами — пенсионного возраста, а 18% — глубоко пенсионного.

Разумеется, сомнения по поводу того, что нынешнему руководству МЗ удастся провести реформы, существуют. Так, по мнению экспертов, реорганизация подготовки врачей в интернатуре не должна сводиться к сокращению количества специальностей и незначительному увеличению сроков обучения. Она должна стать частью реформирования всего последипломного медицинского образования в соответствии с европейскими тенденциями.

Как быть с уровнем квалификации преподавателей и врачей, курирующих студентов на практике? Уволить и набрать новых, более соответствующих современным требованиям, не удастся. Сомнительным выглядит и требование об отмене деления врачебных ставок: так можно избавиться от наиболее опытных врачей, которые уже не могут нести полную нагрузку, а вот обучать молодежь и консультировать больных — вполне. Существует в отрасли и масса других проблем.

В связи с этим не получится ли, что все ограничится простым увеличением сроков учебы и массовым выпуском преимущественно семейных врачей с сомнительной подготовкой?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме