Не самостоятельны, зато самоуверенны

Поделиться
Сотрудники Института социологии НАНУ и Института педагогики НАПНУ провели общенациональное исследование мировоззрения выпускников средней школы 2012 года.

Сотрудники Института социологии НАНУ и Института педагогики НАПНУ провели общенациональное исследование мировоззрения выпускников средней школы 2012 года. Всего было опрошено 1134 одиннадцатиклассника и 1066 учителей старших классов. Выборка репрезентативная, разработанная на основе статистических данных Госкомстата Украины, погрешность выборки в границах 3,2%. Руководители проекта - доктор педагогических наук На­талия Лавриченко и доктор социологических наук Елена Злобина.

Нынешние выпускники школ смотрят в будущее с интересом - об этом заявляют 65% опрошенных. Оптимизм присущ 56,8% выпускников (и 27,5% взрослых), а по уверенности в себе выпускники превосходят взрослых в разы (39,3% против 10,4%). Радость от полноты жизни ощущают 38,9% выпускников и 4,5% взрослых, удовольствие -27,5% и 2,5% соответственно.

Среди одиннадцатиклассников немало тех, кто гордится своей страной («очень гордятся» 27,3% и «скорее гордятся» -32,4%).

Основные жизненные планы нашей «младой поросли» в меру традиционны (58,9% планируют создать семью, 43,8% - иметь интересную работу, заниматься любимым делом, 39,9% - получить хорошее образование) и в меру прогрессивны (сделать успешную карьеру в общественно-политической или бизнесовой сфере планируют 31,2%, а вот достичь высокого уровня материального обеспечения - куда меньше - 21,2% респондентов). Создать собственный бизнес планируют 18,9%. То есть желание сделать карьеру превалирует над желанием зарабатывать большие деньги. Выехать жить и работать за границу «планируют» 11,9%. А вот приносить пользу людям настроено только 8,3% учащихся. И только за планы наиболее полно реализовать свои способности и таланты высказались всего 7,4%.

Современные возможности, которыми может воспользоваться молодежь, вступая в самостоятельную жизнь, сочли достаточными 35,9% выпускников и 10,5% учителей, в то время как ограниченными -59,8% и 85% соответственно.

Интересно, что профессиональными спортсменами решили стать (2,9% респондентов) больше выпускников, чем тех (вместе взятых), кто хочет стать рабочими (0,3%), аграриями (0,6%) или работниками сферы обслуживания (1,7%). Однако «закат» интереса выпускников наблюдается и к профессиям «юристов-экономистов». Взяли курс на естествознание, точные науки 24,6% опрошенных одиннадцатиклассников. Со­циально-­политическое направление (экономика, социология, право, социальная психология, история) избрали для себя 16,3%. 14% респондентов признали себя чистыми гуманитариями. Бизнес, менеджмент выбрали 11,2%, а творческие профессии - 10,2%. Будущих «технарей» и инженеров среди выпускников 6,8%. А военных - 4,4%.

Исследователи задавали вопрос, как одиннадцатиклассники воспользовались бы большими деньгами, если бы таковые внезапно у них появились. Оказа­лось, что 64% вложили бы их в какое-то солидное дело или основали бы свой бизнес, 58% удовлетворили бы свою потребительскую тягу, приобретя дом, автомобиль, дорогие вещи для себя и для близких. Вложили бы деньги в хорошее образование в престижных учебных заведениях в Украине или за рубежом 40,8% опрошенных. 27% учащихся доверили бы деньги банку.

Главными факторами, способствующими достижению человеком высокого социального положения в нашей стране, одиннадцатиклассники считают влиятельных родственников (44%), высокий интеллект, способности (42%), умение иногда идти в обход закона (36%), хорошее образование (35%), богатых родителей (35%), хорошее здоровье (33%), готовность идти на риск (30%). Одно­вре­менно выпускники полагают, что для достижения успеха в развитых странах Запада позитивные моральные качества намного более востребованы, чем для успеха в Ук­раине. Так, для достижения успеха на Западе наши выпускники полагались бы на высокий интеллект (61%) и хорошее образование (59%). Треть опрошенных (33%) отметила как движущую силу честность и принципиальность! И что говорить о «племени младом» и явно полузнакомом, если даже их учителя среди приоритетов успешной жизни хорошему образованию отдают лишь седьмое место (30,9% респондентов). К тому же 59% опрошенных учителей не хотят, чтобы их собственные дети становились учителями!

Исследователи задавали выпускникам вопрос: «В какой степени вы готовы к тому, чтобы сделать свою жизнь такой, какой вы ее представляете себе?» 44,6% из них ответили, что полностью готовы и считают себя способными самостоятельно строить свою жизнь, а 40,3% - что не совсем готовы и не до конца в себе уверены. Не считают себя готовыми самостоятельно строить свою жизнь 15,1% респондентов.

Среди наиболее приоритетных для себя ценностей выпускники называют хорошее здоровье, крепкую семью, благополучие будущих детей. Далее - интересную работу, достаток, общественное признание, повышение своего образовательного уровня. Государственную независимость Украины признают ценностью уже гораздо меньше респондентов (4,18 баллов по пятибалльной шкале). Впрочем, возможность предпринимательской инициативы ценится выпускниками еще меньше (4,05 баллов). А на демократическое развитие страны пришлось всего 3,84 балла.

Интернетом пользуются дома 82% выпускников и 72% учителей. Характерно, что треть опрошенных не только вволю «блуждают по Сети», но и пытаются находить в ней решение своих реальных проблем. Хотя главным образом они ищут информацию для обучения и повышения квалификации (72%), общаются в чатах и социальных сетях (74%), находят и скачивают музыку, фильмы (66%), ищут информацию на интересующие их темы (61%), знакомятся с новостями (55%). Интересно, что 12% одиннадцатиклассников посещают сайты государственных и общественных структур.

Давно стало понятно, что школа должна давать не только знания, но и умения, - недаром большинство учителей выступают за профильную подготовку уже семиклассников. Но этого пока нет, и немудрено, что выпускники наиболее довольны своей подготовкой по таким предметам, как физкультура, труд, зарубежная литература, медико-санитарная подготовка, украинский язык, украинская литература и география. Хуже всего у них идут физика, химия и иностранные языки. А если бы одиннадцатиклассникам предложили на выбор дополнительные предметы для обучения, то 54% выбрали бы основы психологии, 36% - автодело и 32% - правоведение.

Что ж, вооружившись знаниями о себе и своих правах, все же далеко от себя не уедешь…А самостоятельности современным одиннадцатиклассникам явно не хватает.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме