Министерское ярмо для университетской автономии

Поделиться
Напряженная ситуация, сложившаяся в последнее время между Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» и Министерством образования и науки, молодежи и спорта, получила широкую огласку в обществе...

Напряженная ситуация, сложившаяся в последнее время между Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» и Министерством образования и науки, молодежи и спорта, получила широкую огласку в обществе. В поддержку позиции НаУКМА выступили известные ученые и общественные деятели, единомышленники и сторонники Могилянки не только из Украины, но и из других стран.

Как известно, НаУКМА выступает в защиту университетской автономии в Украине, пропагандирует свою образовательную модель, успешно апробированную в течение почти двух десятилетий, защищает важнейшие достижения, включая право студентов формировать собственную траекторию обучения, применение в учебном процессе двух рабочих языков — украинского и английского, потребность легализовать Докторскую школу и PhD-программы (докторские программы мирового образца). Президент Киево-Могилянской академии открыто выступил с критикой проекта нового Закона Украины «О высшем образовании», подготовленного при активном участии нынешнего руководства МОНМС. Ниже приводим два письма в поддержку НаУКМА.

Национальный университет «Киево-Могилянская академия» за двадцать лет своего существования в независимой Украине завоевал хорошую репутацию и в Украине, и за ее пределами. Магистры и аспиранты Могилянки, которые стажируются в ведущих университетах Европы, Америки, Японии, признаны зарубежными коллегами как отвечающие высочайшим академическим требованиям мировой науки. Этот конечный результат закладывается спецификой программ, по которым 20 лет работает университет. Выпускники НаУКМА являются, как правило, хорошими специалистами, и им часто отдают предпочтение перед выпускниками других университетов.

Марка «Киево-Могилянская академия» — высокая марка. И это не случайно: высокое качество образования в Могилянке обеспечивается требовательным отбором абитуриентов, высоким профессиональным уровнем профессорско-преподавательского состава, эффективными методами работы со студентами, практикой постоянного обмена мнениями, проведением открытых дискуссий и тому подобным. Студенты имеют возможность слушать лекции приглашенных профессоров — выдающихся ученых из многих стран мира. Существует также практика публичных лекций, с которыми полномочные послы иностранных государств и ученые со всего мира выступают в студенческих аудиториях, что также побуждает молодежь к активным дискуссиям. НаУКМА способствует формированию у молодежи активной общественной позиции, самостоятельности мышления. Этому помогают также и повышенные требования к владению студентами английским языком. Таким образом происходит органичное вхождение молодых людей в европейский интеллектуальный мир. Вместе с тем в Киево-Могилянке постоянно проводятся культурные мероприятия, обогащающие духовную жизнь студенчества и воспитывающие чувство ответственности за будущее страны, формирующие ее гражданина. Можно сказать больше: университет «Киево-Могилянская академия» — не только высшее учебное заведение, но и один из очагов культуры столицы Украины.

Благодаря этому университет «Киево-Могилянская академия» заслуживает, чтобы к его опыту относились с вниманием и уважением. Двадцать лет — достаточный срок, чтобы определить стратегию НаУКМА как успешную, такую, которую целесообразно было бы распространить на педагогическую практику других вузов Украины. К сожалению, об этом не свидетельствуют претензии, выдвигаемые к университету в последнее время. «Киево-Могилянскую академию» хотят подогнать под шаблон, может, и удобный для бюрократического управления образованием, но опасный для самого образования!

Такая же опасность, по моему мнению, кроется и в проекте нового закона Украины «О высшем образовании». Этот закон должен был бы стать предметом не поспешной административно-парламентской процедуры, а продолжительного и всестороннего обсуждения в широких общественных кругах — прежде всего в академическом и преподавательском сообществе и среди самого студенчества.

Иван ДЗЮБА,
академик Национальной академии наук Украины, лауреат Национальной премии Украины
имени Тараса Шевченко, Герой Украины

Президенту Украины

В.Ф. Януковичу

Министру образования и науки Украины

Д.В. Табачнику

Открытое письмо

Как преподаватель Национального университета «Киево-Могилянская академия» и как один из его основателей, я хотел бы высказать свою категорическую поддержку позиции руководства НаУКМА в конфликте, который сейчас произошел по поводу полномочий университета.

Речь идет не только о праве НаУКМА устанавливать тесты на знание английского языка при поступлении в университет. Вопрос здесь в принципе: или университеты Украины, в том числе и НаУКМА, будут иметь возможность искать наиболее эффективные пути высшего образования, или все должно быть отрегулировано сверху. НаУКМА с самого начала была задумана не как простое продолжение старинного университета, а как вариант образовательного опыта, который на основе национальной традиции учитывает весь международный опыт и утверждает собственные формы и способы обучения и научной работы. Не секрет, что система высшего образования, унаследованная от СССР, требует коренного реформирования, и это реформирование не может быть простым копированием западноевропейской или американской организации науки и образования. Было бы огромной ошибкой стараться решить все спорные проблемы силовым методом, навязав университетам чье-то видение будущего.

Что касается высоких требований НаУКМА относительно знания английского, этот опыт по крайней мере имел явно положительные последствия, — в университете читали и читают ряд лекций зарубежные ученые на английском языке, что не вызывает никаких трудностей. НаУКМА стала полигоном перемен, и это очень хорошо, эту ее роль следует поддержать и закрепить.

Я убежден, что реформирование системы высшего образования возможно только на путях развития университетской автономии.

Мирослав ПОПОВИЧ,
академик НАН Украины,
доктор философских наук, профессор

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме