ЛЬВОВЯНЕ БУДУТ СЧИТАТЬ ЦЫПЛЯТ ДВАЖДЫ

Поделиться
Состоявшийся в конце прошлого года во Львове представительный Форум образовательных инициатив по многим аспектам заметно отличался от многих других собраний, конференций и симпозиумов 90-х годов...

Состоявшийся в конце прошлого года во Львове представительный Форум образовательных инициатив по многим аспектам заметно отличался от многих других собраний, конференций и симпозиумов 90-х годов. Они, как правило, были лишь поводом озвучить планы или оправдания руководства, сферой образования высказать претензии и предложения представителей профсоюзов учителей. Их решения так и не воплотились в конкретные практические усилия по улучшению нашего образования и приближению его к европейскому уровню.

Во львовском форуме принимало участие довольно много специалистов — полторы сотни представителей из Украины, Польши, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана и Грузии. Но это не рекорд для Украины, так как подобные мероприятия по проблемам гуманитаризации обучения, школьных учебников, финансирования и т.п. собирали и большую аудиторию. Главное отличие этого форума от всех предыдущих — состав организаторов и единение руководителей местных государственных органов управления и лидеров общественного движения с целью ускорения прогресса нашего образования.

Львовская «искорка» вспыхнула в мае 1999 года, когда Михаил Комарницкий, депутат Львовского областного совета и директор Института политических исследований, совместно с другими представителями самой активной части общественности города Льва выступил с инициативой усовершенствования муниципальной системы образования. Инициаторы мечтали достичь ее соответствия потребностям населения и тем требованиям, которые поставила жизнь — вложить в нее новое содержание, демократизировать, достичь равной доступности и европейского уровня качества.

Это предложение встретило самую активную поддержку молодого начальника управления образования департамента гуманитарной и социальной политики Львовского городского совета Павла Хобзея и других ответственных представителей местной государственной администрации. За короткое время в рабочую группу по созданию предварительного проекта планов изменения образовательной политики в городе и совершенствования обучения учеников и студентов объединились активные и квалифицированные (большинство имеют научные степени и ученые звания) представители «властей» и общественности.

Их обращение к другим общественным организациям и фондам, поддерживающим образовательные реформы, встретило полное понимание и активный отклик. На начальном этапе особенно велика была роль Международного фонда «Возрождение» (МФВ), что позволило перейти от идей к расширенным дискуссиям и созданию первых рабочих документов. Например, международный Форум образовательных инициатив во Львове был организован при поддержке МВФ и польского фонда «Ноу-Хау» целым консорциумом общественных организаций Украины (упомянутый Институт политических исследований, Центр образовательных инициатив, Институт гуманитарных проблем, Образовательный ресурсный центр, Товарищество Льва), Польши, Белоруссии и других стран. Полное понимание, участие и поддержку оказали власти города Львова.

Свидетельством этого стало предоставление для открытия и первого пленарного заседания форума парадного зала одного и самых замечательных сооружений Львова — городской ратуши. Своевременность и перспективность идей и намерений львовян бросилась в глаза уже во время этого заседания. Их четко и кратко изложили «главные договорившиеся стороны» — представители руководства города и лидеры общественных организаций. Усилили это положительное впечатление доклады профессора Анджея Яновского (Республика Польша) и доцента Константина Корсака (Украина). При отличии их названий (первый — «Современные тенденции в системе образования высокоразвитых стран», второй — «Перспективы развития образования в Украине на рубеже двух столетий») главным в них была мысль о неодолимости процесса превращения тоталитарных систем воспитания и обучения в демократические, «разгосударствление» образования (вначале высшего, а позже — и среднего), наконец, переориентация целей обучения с обслуживания государства на интересы «широких масс» — учеников, родителей, всей общественности.

Для участников форума очень важным был вывод профессора А.Яновского о том, что в современных условиях (и это доказывает опыт практически всех развитых стран) устранение общественности от стратегических и тактических вопросов образовательной политики, от финансирования учебных заведений и использования ресурсов в них является непоправимой ошибкой, данью стереотипам прошлого, гарантией неудач и провалов в развитии национального образования. Эта мысль была подтверждена теми фактами в докладе К.Корсака, которые касались продолжающегося снижения объемов финансирования украинских школ и вузов из государственного бюджета (им была изобретена вызвавшая оживление в зале формула — «в 90-х годах «амуниция» нашего государства в сфере образования стремилась к нулю, а амбиции в управлении им — к бесконечности»). Произвел впечатление и приведенный им малоизвестный в Украине факт почти троекратного увеличения студенческого контингента в Польше 90-х годов, вызванного не пропорциональным ростом финансирования, а «всего лишь» созданием комплекса по-настоящему современных и демократических законов (89—91 гг.).

Увы, подобного законодательства в Украине мы не имеем, что явилось важной причиной более медленного и противоречивого развития нашей высшей школы. Так, по данным государственной статистики, за последние четыре года количество заведений и контингент вузов I и II уровней аккредитации снизились соответственно на 16 и 18%, а вузов III и IV уровней аккредитации — возросли на 28 и 31%. Последнее очень приятно, но менее впечатляюще, чем в Республике Польше — у них рост в три раза, у нас — менее трети.

Важной частью львовского Форума общественных инициатив стала работа его участников в десяти секциях, которыми были охвачены почти все важные вопросы, что доказывает простой перечень названий секций (сокращенно): содержание и методика обучения; управление школами — роль властей и общественности; улучшение подготовки учителей; источники финансирования образования; дети с особыми потребностями; обучение детей из групп риска; проблемы сотрудничества в триаде «учителя—ученики—семьи»; образование для выходцев из национальных меньшинств; интеграция Украины в европейское образовательное пространство; роль и перспективы гражданского образования.

В этой газетной публикации нет возможности рассказать все о работе форума, о посещении его участниками многих учебных и воспитательных заведений г. Львова (в частности, для национальных меньшинств), о множестве интересных предложений, озвученных представителями секций на заключительном пленарном заседании. Нет сомнений, что они помогут не только расширить и улучшить и без этого весьма хороший почти 40-страничный стратегический документ под названием «Основні засади освітньої політики міста Львова», но и успешно пройти следующую стадию — реализацию серии проектов, рассчитанных на ближайший год. «Цыплят» львовяне собираются считать дважды — осенью 2000 года и весной 2001-го.

Пожелаем же им успеха!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме