«ЛЬВОВСКАЯ ШКОЛА»: ШАГ В ВЕК ГРЯДУЩИЙ

Поделиться
В подборке материалов «Первый звонок - для всех урок» («Зеркало недели №34) речь шла, в частности, о ...

В подборке материалов «Первый звонок - для всех урок» («Зеркало недели №34) речь шла, в частности, о том, что во Львовской области разработана концепция украинской национальной школы, произошли изменения в содержании просвещения. Так, в гуманитарном цикле - по украинской литературе, истории Украины, всемирной истории - разработаны свои программы, львовские педагоги подготовили и выпустили учебники, по которым обучаются не только в области, но и по всей Украине. Публикация вызвала заинтересованность у читателей, особенно педагогов. Они просят рассказать на страницах газеты о «львовской школе» (по-видимому, такой термин завоевал право на существование), перспективах ее развития.

Наш корреспондент обратился с этим вопросом к начальнику управления народного образования Львовской областной госадминистрации Михаилу БРЕГИНУ.

- Прежде всего хочу подчеркнуть, - сказал Михаил Григорьевич, - что «львовская школа» развивается не как-то обособленно, а в рамках государственной национальной программы. В соответствии с ней мы разработали свою национальную программу «Образование Львовщины. ХХІ век». Фактически минувший учебный год мы уже работали, руководствуясь этой программой. Она получила хорошее экспертное заключение Министерства просвещения.

На августовских совещаниях учителей мы обсудили программу, обобщили все замечания и предложения педагогических коллективов. Все свели вместе и, учитывая реальную ситуацию, разработали программу развития народного образования на следующее тысячелетие.

Кроме программы, разработали целый ряд подпрограмм, таких, например, как «Здоровые дети», «Учебные пособия», сейчас подготовили - «Школа-интернат».

- Пожалуйста, немного подробнее расскажите об одной из подпрограмм. По-видимому, самое свежее в памяти - последняя, о которой вы говорили, - «Школа-интернат».

- Раньше в области было более сорока интернатных заведений, за последние годы по ряду причин их количество сократилось до тридцати. Имеем школы-интернаты различного профиля - общеобразовательные, санаторные, специальные. Но сеть их неравномерная. В основном они сосредоточены в южной части области. У родителей усложнилась проблема с транспортом: плохо ходит, к тому же дорогой. Поэтому родители пытаются устроить ребенка все-таки в школу, что поближе. Или же другая сторона проблемы. Интернаты находятся на содержании органов местной власти, чтобы сократить расходную часть бюджета, в некоторых районах пытаются их закрыть.

Подпрограммы предусматривают, как лучше сформировать географию сети, учитывая потребности детей в общеобразовательных, специальных интернатах. То есть, мы определили реальное состояние школьной сети, материальную базу, кадры, контингент. Раньше у нас направлялись дети в интернат через медико-педагогические консультации, работающие на общественных началах. В нынешнем учебном году мы создали медико-психологическую консультацию, которая будет заниматься постоянно отбором детей, имеющих психические, умственные, физические недостатки, давать рекомендации родителям.

Особенно важно следить за развитием детей, чтобы их вовремя перевести или в общеобразовательную школу, или в специализированное заведение. А для этого нужны хорошо подготовленные педагогические кадры. Подпрограмма и предусматривает подготовку и обеспечение школ-интернатов такими специалистами.

- Каждая программа должна иметь материальное обеспечение, иначе она останется просто на бумаге. Скажем, программа изучения отдельного предмета: нужны учебники, пособия. Тем более, если она совершенствуется, изменяется. Тот же учебник - очень непростое дело, начиная от создания и кончая выпуском в свет миллионными тиражами.

- Не могу сказать, что под каждую программу имеем учебник. Ведь сначала разрабатывается программа, а под нее создается учебное пособие. У нас есть целая группа учителей, которые стали авторами школьных учебников. Популярные пособия, которые выдержали несколько изданий, подготовила Евгения Кучеренко. Третьим изданием выходит учебник украинской литературы для седьмого класса, подготовленный группой наших педагогов.

Ученые Львовского университета подготовили популярный учебник по основам экономических знаний, который выдержал два издания. В программе «Учебная книга» предусмотрен выпуск 42 пособий, авторы которых - львовские педагоги.

- А как учитывается тот фактор, что реализовать программы (имею в виду не только выпуск учебников, литературы) нужно в экстремальных условиях - при недостатке средств, финансов?

- Действительно, ныне ситуация в школе очень тяжелая. На это нельзя закрывать глаза. Только за отопление, газ задолжали 80 миллиардов карбованцев. Правда, долгов по зарплате не имеем. Учреждения, которые финансируются с местного бюджета, слава Богу, в лучших условиях. Нужны изменения в финансировании учреждений народного образования. Пока нет такого рычага, с помощью которого можно было бы рационально и экономно использовать даже те скудные средства, которые выделяются с бюджета на развитие образования.

С этой целью в своей программе мы предусмотрели ряд мероприятий, треть которых уже реализовали. Так, например, мы взяли на себя вопрос книгообеспечения. До сих пор обеспечение учебниками осуществлялось через областной бибколлектор. С нового года занимается доставкой учебников в школы наше управление. Под склады оборудовали подвалы, купили грузовую машину - и за пять месяцев сэкономили 10 миллиардов карбованцев из бюджета. Увы, их мы не увидели, сэкономленные средства пошли в государственную казну. Хоть бы часть оставили.

Другой пример. Всю документацию, журналы и тому подобное раньше завозили с других областей, платили посредникам, несли транспортные расходы. Сейчас все это изготавливает нам наше профтехучилище №58. Нам выгодно - и училищу поддержка.

И вообще мы разработали целую программу самообеспечения отрасли. Ею предусматривается - и это реальная цифра - на 80% обеспечивать себя школьными товарами, используя производственные мощности межшкольных комбинатов и профтехобразования.

Последнее, что сделали, - образовали ремонтно-строительное управление. Оно постоянно имеет объем работ. Мы стремимся, чтобы деньги, выделенные из бюджета на образование, действительно работали для этой цели. Такой простой пример. Раньше при ремонте школ реальных работ выполнялось на 30 процентов выделенных средств, остальные 70 процентов шли на разные «накрутки». Если же работы вести силами наших РСУ и профтехучилищ, то показатели противоположные: 30 процентов средств идет на «накрутки», а 70 процентов - непосредственно на ремонтные работы.

Есть у нас еще мечта: создать филиал банка народного образования. Что имею в виду? Чтоб банковские проценты на наши средства оставались в наших руках и мы могли ими распоряжаться по своему усмотрению. На наших счетах, а у нас отрасль довольно емкая, имеются значительные суммы денег, и эти проценты использовались бы на зарплату, кредиты. Подчеркиваю, не для коммерческой деятельности, так как мы бюджетная организация, а для поддержки нашей отрасли.

- Понятно, чтобы выжить в кризисных условиях, удержаться на плаву, приходится хвататься за каждую спасательную соломинку. Но для вас, просвещенцев, даже в этих сложных условиях приоритетным направлением остается образовательная работа, совершенствование форм обучения.

- Безусловно, главное - сеять разумное, доброе, вечное. Так вот о новых формах обучения. В минувшем учебном году у нас было 15 школ нового типа - лицеи, гимназии, частные школы. Может, и не много. Но к этому стремимся подходить взвешенно, чтобы за формой не потерять содержания. Главное - разносторонность, глубина знаний. В прошлом году у нас было в два раза больше победителей всеукраинских олимпиад, чем в предыдущем. Треть из них - учащиеся школ нового типа, а их, как я уже говорил, пятнадцать.

В нынешнем году мы открыли еще четыре школы нового типа: Рава-Русскую и Бориславскую гимназии, экономический лицей в Золочеве и сельскохозяйственный - в селе Узловое Радеховского района. На базе Львовской СШ №14 намечаем создать гуманитарно-правовую гимназию.

Если говорить без ложной скромности, нашу систему образования (имею в виду не только «львовскую школу») высоко ценят за границей. В последние годы 10 - 12 детей из Львова ездят на учебу в США. Они удивляют американских учителей своими знаниями, за один год проходят два курса.

- Школа вышла на международную арену?

- Да, тесно сотрудничаем с канадскими работниками просвещения. Летом они приезжают к нам, организовывают лагеря, в которых дети изучают английский язык.

А мы помогаем украинцам из Польши. Шефствуем над Перемышльской школой, обеспечиваем учебниками, проводим семинары для учителей украинского языка и литературы. Словом, идет полезный и взаимовыгодный обмен знаниями, методами обучения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме