Конкурсный отбор в магистериум: готовы ли к нему преподаватели и студенты?

Поделиться
Несколько дней в стране продолжались студенческие протесты, вызванные, в первую очередь, неожиданным для многих введением конкурсного отбора при поступлении студентов, получивших диплом бакалавра, в магистратуру...

Несколько дней в стране продолжались студенческие протесты, вызванные, в первую очередь, неожиданным для многих введением конкурсного отбора при поступлении студентов, получивших диплом бакалавра, в магистратуру. Неожиданным, поскольку еще даже в начале этого учебного года студенты не были проинформированы, что экзамены в магистратуру, которые уже два года сдают в украинских вузах все желающие (если, например, человек хочет после бакалаврата продолжать обучение в другом вузе), с этого года будут обязательными для всех.

Успокоить волнения удалось лишь после разъяснений министра образования и науки Станислава Николаенко, подкрепленных письмом министерства. В нем речь идет о том, что в связи с неготовностью отдельных вузов к проведению конкурсного отбора при принятии на обучение по программам «специалист и магистр» разрешить в этом году зачислять результаты государственной аттестации студентов по образовательноквалификационному уровню бакалавра (государственные экзамены, защита дипломной работы или проекта) как вступительное испытание для лиц, окончивших это высшее учебное заведение в текущем учебном году, — независимо от источников финансирования и форм получения высшего образования.

То есть останется система, существовавшая в течение этих двух лет. Как пишет в официальном комментарии г-н Николаенко, «в минувшем и позапрошлом году студент, получив диплом бакалавра, продолжал обучение на магистра в своем университете на основе среднего балла за обучение в бакалавратуре и выпускных экзаменах за четвертый курс. Если на магистра поступал бакалавр из другого университета, то также учитывался его средний балл, но он дополнительно сдавал еще и экзамены. Существовало два типа отбора в магистратуру, но конкурсный отбор был всегда».

Тем не менее некоторые вопросы остались. Главный из них — почему то, что хорошо работает за рубежом, вызывает большие проблемы у нас? Во всех развитых странах Запада двухступенчатая система высшего образования работает очень давно, и никого не возмущает необходимость сдавать экзамены в магистратуру или получать диплом бакалавра и идти работать.

Студентов и их родителей также очень беспокоит, не превратится ли дополнительное испытание в еще один сбор средств, так сказать, пополнение бюджета вузов и отдельных его сотрудников? Ведь любые экзамены предусматривают отбор, то есть далеко не каждый из тех, кто стал бакалавром, сможет продолжить обучение и, в конце концов, получить диплом о высшем образовании. И еще один больной вопрос — что делать тем, кто не прошел в магистратуру? На рынке труда такой человек будет считаться специалистом без высшего образования, следовательно, не сможет занимать определенные должности, получать более высокую зарплату.

Но даже существование таких довольно серьезных проблем не снимает вопроса, почему нельзя было избежать протестов студентов, решить вопрос в нормальном режиме? Ведь в стране есть вузы, где принятая во всем мире система высшего образования, в том в числе и в вопросе конкурсного отбора в магистратуру, работает без эксцессов, и можно было использовать их опыт. Среди них — Киевский национальный экономический университет, факультеты Киевской политехники, Киево-Могилянская академия и другие.

— Когда мы разрабатывали концепцию Киево-Могилянской академии, — рассказывает ее президент Вячеслав БРЮХОВЕЦКИЙ, — для нас было абсолютно понятно, что в начале должно быть двухступенчатое образование — бакалаврат и магистериум. Поэтому уже в 1992 году мы объявили поступление именно в бакалаврат. То есть это не было поступление просто в университет, а было четко написано — «в бакалаврат с возможностью продолжения обучения на магистерской программе». С 1996 года в академии проводятся экзамены в магистериум, причем мы с самого начала дали возможность поступать выпускникам других университетов. Был случай, когда выпускница архитектурного факультета строительного института закончила у нас магистериум по экономике. Сегодня она работает во Всемирном банке и занимает высокую должность.

— Но для чего вообще нужен еще один конкурсный отбор? Ведь молодой человек уже один раз поступал в вуз, то есть доказал свою состоятельность получить высшее образование?

— Магистерская программа — это другой способ обучения студентов. Скажем, будущие магистры во всем мире не обучаются по учебникам (для магистров их вообще не существует), а работают с новейшими монографиями ученых и публикациями в научных журналах. Процесс обучения в академии проходит в форме дискуссий, семинаров, обсуждений и проведения своих исследований на базе новейших разработок ученых. Из этого явствует, что магистерская программа — по своей сути — первый шаг к научной деятельности, и она не предназначена для всех выпускников бакалаврской программы.

В мире максимум 30 процентов выпускников бакалаврата идут на магистерские программы. У нас, и это еще будет определенное время, почти 100 процентов, так как, в соответствии с законодательством, бакалаврат не дает полного высшего образования. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, обращая внимание, что из-за того, что он не решен, искажается содержание самой двухступенчатой системы высшего образования: если после бакалаврата выпускник остается неполноценным специалистом, то государство обязано учить его дальше.

— На уровне государства существуют какие-то рекомендации относительно того, каким должен быть этот магистериум во всех вузах страны? Поскольку студенты протестуют не только потому, что им нужно снова поступать туда, где уже столько лет проучились, а еще и потому, что ничего нового после сдачи экзаменов не будет: та же система обучения.

— На уровне государства эти вопросы абсолютно не разработаны. Поэтому во многих вузах для обеспечения двухступенчатой системы программу подготовки специалиста почти механически разделили на две части: студент четыре года проучился — стал бакалавром, получил диплом, но может учиться дальше и стать магистром. Фактически ничего не изменилось, и в большинстве университетов магистерские программы — фикция.

В прошлом году на совещании в министерстве я ставил вопрос: если мы уже переходим на программы бакалавра и магистра, то нужно отменять программу специалиста, тем более что мы так или иначе будем вынуждены от нее отказаться, поскольку таковы условия Болонской декларации. Ответ одного из заместителей министра был таков: подождите еще год. Это свидетельствует о том, что стратегически цели четко не поставлены.

— Готовы ли преподаватели работать по новым программам?

— Действительно, готовы не все. Такая проблема есть и у нас и во всех постсоветских университетах: наука, как таковая, была отделена от образования и до сих пор остается в определенной мере отделенной, что является абсолютно ненормальным явлением. Здесь есть один путь: полноценно готовить таких преподавателей. За то короткое время, что существует Киево-Могилянская академия, уже 66 выпускников стали нашими преподавателями. Это — люди другого уровня. Я понимаю, что они — еще не сформированные ученые, но это — уже совсем иное поколение. Кроме того, и среди ученых, которые живут сегодня в Украине, есть такие люди: только их нужно искать, поддерживать и приглашать на работу.

Сначала мы много приглашали иностранных преподавателей. Но это тоже не панацея, поскольку не все они, как мы уже потом выяснили, были выше по уровню наших. Кроме того, профессор, которого пригласили, прочитал свои курсы и уехал — на следующий год его уже нет. Конечно, мы и сейчас приглашаем преподавателей из-за рубежа для чтения эксклюзивных курсов, выборочных — это очень полезно. Но все-таки нужно готовить своих преподавателей.

— Какова судьба тех, кто после бакалаврата не поступил в магистериум?

— Они, естественно, не могут работать в государственных структурах на должностях, где необходимо высшее образование. Однако среди таких выпускников (их 7—8%) есть очень успешные люди — они пошли в частный бизнес. Многие учатся на магистерских и докторских программах за границей: каждый год около 200 выпускников — по сто в Европе и Америке.

— Какие, по вашему мнению, шаги нужно сделать, чтобы процесс перехода на двухступенчатую систему обучения не был таким болезненным?

— Первый, без которого проблема не решится, — это внесение изменений в Закон «О высшем образовании» — бакалаврская программа должна быть приравнена к высшему образованию. Иначе возникнет коллизия — все захотят учиться в магистериуме, поскольку им нужно высшее образование. Кроме того, уже в этом году при поступлении в вузы необходимо объяснить абитуриентам, что они сдают экзамены именно в бакалаврат, а не вообще в университет. Второй шаг — нужно сформировать учебные планы магистерских программ и, соответственно, обеспечить университетам возможность их выполнения. Если это будет сделано, то постепенно можно уменьшать набор на магистерские программы, не делать их такими нагруженными. Тогда многие выпускники будут удовлетворены своими дипломами бакалавра и пойдут работать — вместо того, чтобы еще год или два сидеть в университете, дабы получить диплом, который не очень-то и нужен.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме