И ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИК ИЗ ПЫШНЫХ СЛАВОСЛОВИЙ 28 СЕНТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УКРАИНСКОГО ПЕДАГОГА И УЧЕНОГО ВАСИЛИЯ СУХОМЛИНСКОГО

3 октября, 2003, 00:00 Распечатать

Актуальность и глубина идей нашего великого земляка не перестает поражать. Но еще больше поражает...

Актуальность и глубина идей нашего великого земляка не перестает поражать. Но еще больше поражает то, что, имея в своем распоряжении бесценный клад – творческое наследие гениального мыслителя, мы никак не можем воспользоваться им на практике. Ведь, кроме введения в современные школьные учебники ряда произведений Сухомлинского, нашим с/ш и похвастать-то нечем. Более того – вместо всестороннего развития личности, за которое так ратовал Василий Александрович, на каждом шагу сталкиваемся с метастазами авторитарной педагогики. А много ли у нас учителей, чья воспитательная работа зиждется на сформулированном Сухомлинским принципе неповторимости каждого ребенка? А где, кроме как на бумаге, повсеместная индивидуализация учебно-воспитательного процесса? Там же, где и получение ребенком позитивных ощущений от учебы? О человечности же, отзывчивости и тактичности педагогов по отношению к подрастающему поколению, на чем также постоянно акцентировал внимание директор Павлышской школы, и вспоминать даже как-то неловко…

Зато мы вполне преуспели в деле канонизации Василия Александровича. (Против чего, кстати, не устает выступать его дочь, академик АПН Украины Ольга Сухомлинская, не раз подчеркивавшая: Сухомлинского и его педагогическое наследие нужно рассматривать в развитии, в контексте современных реалий.) Из последних «достижений» – постановление ВР, провозглашающее 2003/2004 учебный год Годом В.Сухомлинского, и рассматриваемые Кабмином постановления о присвоении его имени Николаевскому госуниверситету и Государственной педагогической библиотеке АПН Украины. Никто не спорит: чтить и увековечивать имя выдающегося соотечественника необходимо. Просто нельзя, если хотите, даже преступно по отношению к памяти Василия Александровича ограничиваться только этим.

Сухомлинского можно по праву считать духовным отцом сегодняшних реформаторов отрасли. Ребенкоцентризм, гуманистическая педагогика с ярко выраженным национальным колоритом, воспитание без наказания, свободное развитие личности в педагогически продуманной социальной среде – все это родом из Павлыша. Да вот беда: всеми приведенными выше постулатами руководители МОН научились виртуозно оперировать на словах, а до их воплощения в повседневную жизнь каждой украинской школы как была огромная пропасть, так и остается. Говорите, средств на нужды и, в частности, модернизацию образования выделяется недостаточно? Так их при нынешнем раскладе и не будет хватать. Ведь даже то, что отрасль получает от государства, расходуется совершенно неэкономно и неэффективно. На этом неоднократно акцентировали внимание международные и отечественные эксперты, и в очередной раз данный факт подтвердила серия недавних целевых проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности заведений и учреждений МОН Украины.

Одним словом, к 85-й годовщине великого педагога мы подошли во «всеоружии»: как и полвека назад, громкими фразами, помпезными торжествами пытаемся завуалировать неприглядную действительность. А вместо солнечной школы радости лелеем продуваемую всеми ветрами школу отчуждения. Отчуждения от добра, любви, человечности. От всего того, о чем так мечтал и на благо чего трудился Василий Сухомлинский.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно