ФИЗИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Поделиться
Как-то в начале 90-х годов пришлось общаться с человеком «из окружения», увлеченным идеей скорейшего выхода Украины из кризиса и достижения ею стандартов жизни развитых стран...

Как-то в начале 90-х годов пришлось общаться с человеком «из окружения», увлеченным идеей скорейшего выхода Украины из кризиса и достижения ею стандартов жизни развитых стран. Он ссылался на опыт Швейцарии, которая без кризисов и катаклизмов сумела превратиться в процветающую страну путем привлечения в свои банки «всего золота мира».

Но после ознакомления с историей этой страны подобное «золотовалютное» объяснение успеха Швейцарии, почти начисто лишенной минеральных ресурсов, крупных массивов плодородных почв и прочих атрибутов «стартового природного капитала» (кстати, имеющегося в Украине), представляется неубедительным. Мой собеседник ошибался, считая банковское дело ведущим средством создания валового внутреннего продукта Швейцарии. Не банковская и страховая деятельности являются лидерами в ее экономике, а промышленность, высокотехнологическое производство. При 7 млн. населения эта страна ежегодно экспортирует товаров почти на 100 (сто) миллиардов долларов США, что в полтора раза больше, чем совершенно необъятная и сверхбогатая природными ресурсами Российская Федерация с ее почти 150-миллионным населением.

Правильность опоры Швейцарии на высокие технологии и качество продукции стала особенно заметной в 90-х годах, когда в финансовых операциях с ней успешно конкурируют не только большие развитые страны, но также Кипр, Панама, Багамы, Науру и прочие «молодые барракуды» Атлантики и Тихого океана. Истинная опора процветания Швейцарии — не столько сейфы цюрихских банков, сколько компетентность (знания и реализационные умения) тех ее граждан, которые «вырабатывают и продают».

Знал ли мечтатель «из окружения», что по всем относительным показателям именно Швейцария давно уже стала мировым лидером по… физике? По количеству научной продукции этой стране принадлежит 14-е место в мире, а по количеству достижений в физике в перерасчете на численность населения Швейцария является чемпионом планеты.

Но мы-то считаем, что Украина — почти чемпион, а Советский Союз уж точно был чемпионом по физике и ракетам (к этому перечню обычно добавлялся еще и балет). Где же истина, а главное — что делать???

Резко изменим путь рассуждений и поставим промежуточные вопросы. Реализует ли страна надежды на процветание и экономический успех, если ее система образования сконцентрируется на «программе по гуманитаризации» и прекратит преподавание физики, химии и прочих предметов, перестанет готовить ученых, технологов, инженеров?

Анализ примеров «экономических чудес» второй половины ХХ ст. убедительно доказывает, что наиболее распространенной их основой были знания, обучение, повышение производственно- технологической компетентности всего населения (конечно, при этом росли грамотность и общая культура, но на одной «гуманитаризации» никто и нигде успехов не достиг). Обратимся к примерам.

Сингапур — государство размером с Киев, 4-миллионное население, никаких природных ресурсов, жуткая бедность в совсем недавнем прошлом, «швейцарский» уровень жизни в наши дни. Эта страна экспортирует товаров на 110 млрд. USD в год. Если еще есть вопросы, можно самостоятельно ознакомиться с эволюцией этой страны (как и Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Перу и пр.) во второй половине ХХ ст. Большая часть этих вопросов наверняка исчезнет сама собой.

Но оставим весьма удаленные страны, так как их достижения частично обусловлены особенностями менталитета и культурно-исторической среды, кои мы никак не можем легко заимствовать, чтобы повторить успех того же Сингапура. В этом плане нам гораздо ближе опыт Швейцарии, которая почти все средневековье ковала свое будущее экономическое благополучие, поставляя на экспорт воинов-наемников, переквалифицировавшихся позже под давлением запросов рынка труда в вышибал (т.е. швейцаров). Отметим, что ее горные кантоны никогда не торговали своими красавицами, справедливо полагая, что без оных исчезнет надежда на появление новых когорт вышибал и «диких гусей» (сравнение средневековой Швейцарии с Украиной наших дней и выводы очевидны). В качестве шутки можно предложить быстренько восстановить Сечь, подготовить множество казаков и… Нет-нет, не строить Большую Украину от Саскачевана (Канада) до Зеленого Клина (Дальний Восток), а повторить опыт Швейцарии XIV—XVII веков. Ведь тот же Б.Хмельницкий…

Пока же на полном серьезе десятки и сотни тысяч украинцев, нарушая все местные законы о занятости и оплате труда, преодолевая любовь к близким и Родине, нежелание трудиться вне родных мест, вынуждены нелегально (или почти нелегально) искать подачки-заработки в той же не слишком богатой Португалии или России только потому, что дома за год они могут заработать в среднем едва 300 USD (по данным ООН, это треть суммы, необходимой для удовлетворения основных физических потребностей).

Подобные ненормальные условия созданы и вполне успешно поддерживаются нашими слишком многочисленными «павликами», чья жадность и хватательные рефлексы ликвидировали остатки ума и осторожности. Они рвут волосы только тогда, когда зарубежные страны отбирают у них награбленное в Украине на основании местных законов, социальной справедливости, наконец, Конвенции о правах человека. Времена безнаказанности морганов и других «накопителей первоначального капитала» никогда не возвратятся. «Павликам» следует помнить, что информация о каждом их шаге и действии навсегда оседает во многих мировых банках данных и сведений. Даже их потомки вполне могут пострадать во время участия в конкурсах или при поиске места работы только потому, что «павлик- прадед» был нехорошим типом и, вероятно, передал потомкам «не те» гены.

Пока же лишь изредка Украина получает заметный эффект от «продажи» за рубеж своих профессионалов и специалистов. Самый яркий пример — футболисты и другие спортсмены, менее известный — ученые-исследователи.

Последнее может быть и массовым, и весьма прибыльным. Кроме того, оно не требует весьма длительного переучивания сотен тысяч учителей и преподавателей вузов, а также миллионов взрослых, наконец, замены всех учебников. Один из возможных путей сбалансированного развития и прогресса Украины — использование накопленного интеллектуального капитала в области естественно- математических наук. Направлений его использования очень много — обеспечение модернизации промышленного потенциала страны, решение комплекса социальных проблем (в частности, увеличение средней продолжительности жизни), наконец, выгодный для нас экспорт высококвалифицированной рабочей силы по «футбольной» или иной модели в иные страны.

Рассмотрим вкратце лишь один аспект сохранения и развития имеющегося — изучение и использование физики. Руководители СССР по ряду известных причин во второй половине 40-х годов сделали физику чуть ли не «государственной наукой номер один» и поставили перед школой и вузами четкую задачу — стать лучшими в мире по ее преподаванию.

Даже начальный анализ связей и соотношения функций и потребностей со спектром и особенностями тех средств, которые человек изобретает для их выполнения, приводит к интересному выводу — простые функции можно выполнять почти любыми средствами, экстремально сложные — одним или немногими весьма подобными.

Например, для очень медленного передвижения грузов созданы бесконечно разнообразные тележки и экипажи на основе всех имеющихся твердых конструкционных материалов. Функция движения со скоростью сотни метров в секунду при минимизации затрат топлива превращает все скоростные автомобили в близнецов-братьев (аналогичные кузовы с коэффициентом сопротивления Сх менее 0,2, тождественные по конструкции экономичные двигатели и т.п.). Эта же закономерность справедлива не только в технике.

Она очень четко проявляется и в сфере обучения, так как рекордные показатели достигаются только одними и теми же средствами. Стремясь достичь уровня СССР в преподавании математики и других точных наук, многие страны третьего мира и часть развитых вынуждены были применять «наши» (в кавычках, так как в свое время СССР кое-что заимствовал у Франции, Германии, Великобритании) методы, средства и изобретения.

Напомним, что высокая эффективность преподавания и усвоения физики в СССР опиралась сразу на несколько «китов». Это в первую очередь ориентация на мировые образцы в научной работе и постоянный учет всего нового. Уровень фундаментальных, в особенности теоретических, исследований был даже выше, чем предполагает наша научная общественность. Например, при честной оценке Нобелевский комитет должен был за работы 40—50-х годов отдать десяток премий советским физикам (С.Пекару и Д.Сахарову — даже по две).

Ученые и студенты благодаря ВИНИТИ имели почти свободный доступ к последним зарубежным открытым публикациям по математике, физике, химии и пр. Быстро переводились выдающиеся зарубежные учебники и монографии. Высокое научное качество и низкая стоимость учебников позволяли создавать личные библиотеки даже студентам.

Существовала достаточно эффективная система материально-финансовых стимулов к научно- исследовательской деятельности молодежи и преподавателей высших школ, а качество работы последних обеспечивалось специальной системой стандартов и мониторинга.

Средняя школа была специализирована на обеспечение университетов и институтов качественным контингентом. Это включало выделение значительного времени на физику в учебном плане, обеспечение всех школьников учебниками высокого научного уровня, развитую систему предметных олимпиад, наконец, создание сети классов и школ с углубленным изучением математики и физики.

В СССР существовало развитое информационное поле, достаточно успешно выполнявшее роль информального сектора образования (газеты и журналы, радио, даже телевидение). К сожалению, с каждым годом мы теряем возможности поддержания прежнего качества преподавания физики и других точных наук. А зря.

Опыт и недавние социально-экономические достижения многих стран мира неопровержимо доказывают, что зацикливание на введении «правильной» истории или иной частной программы (национализации, гуманизации, гуманитаризации, компьютеризации и т.п.) малоперспективны и ведут к потере времени и темпов. Экономическая и иная безопасность и процветание Украины в основе своей, хотят этого или нет «гуманисты», будут иметь только использование передовых естественных наук и технологий. Лишь здесь — в области физики, химии, материаловедения, высших технологий ракето- и моторостроения — находится наше светлое будущее.

Украина может уже сейчас производить и для себя, и на экспорт (если украинцы овладеют английским языком) математиков, физиков, химиков, инженеров и техников. Пройдут десятилетия, пока появится шанс на то, что конкурс в Сингапуре или в Австралии выиграет подготовленный в Украине маркетолог или управляющий. Еще ниже международные перспективы обучающейся ныне в наших государственных и частных вузах когорты юристов и других представителей гуманитарных наук.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме