«Болеть не за кого», или Осуществим ли украинский прорыв в международные университетские рейтинги?

Поделиться
Поскольку Украина на данный момент, увы, не является законодателем в сфере рейтинговой моды, логич...

Как сообщают информационные агентства, в этом году в первую сотню ведущих мировых университетов вошли пять украинских вузов. Причем лучший из них занимает почетное 25-е место. Как отмечают аналитики, в следующем году вполне предсказуемо появление в мировых рейтингах еще нескольких украинских университетов. Это свидетельствует о том, что успех начатой в 2010 году реформы системы высшего образования превзошел даже самые оптимистические прогнозы.

Не правда ли, подобное сообщение выглядит фантастическим? Увы, исходя из реалий сегодняшнего дня, такая ситуация возможна лишь при условии создания в Украине собственного «международного» рейтинга, который обратит-таки внимание на «уникальные конкурентные преимущества» украинских вузов. Среди критериев, фиксирующих подобные преимущества, можно гипотетически предположить следующие: количество статей в изданиях, утвержденных ВАК Украины; количество лауреатов Шевченковских, а также, несмотря на протесты части экспертов, Ленинских премий; объемы финансирования государственного заказа; количество филиалов университета в городах, поселках и прочих населенных пунктах; количество нормативных актов, издаваемых администрацией университета за учебный год в пересчете на одного преподавателя. Возможно, такой рейтинг мог бы благотворно повлиять на общественное мнение внутри Украины, т.к. формально мы бы прорвались туда, куда стремимся. Однако как международную репутацию нашей образовательной системы в целом, так и репутацию лучших отечественных университетов такой головокружительный «успех» вряд ли улучшит.

Поскольку Украина на данный момент, увы, не является законодателем в сфере рейтинговой моды, логично предположить, что для выполнения программы экономических реформ на 2010—2014 годы в сфере образования (присутствие вузов Украины в основных международных рейтингах лучших университетов) украинским университетам придется подтягиваться к стандартам, установленным методологиями основных зарубежных рейтингов. Тогда шансы лучших из них прорваться в четвертую или пятую сотню авторитетных международных рейтингов станут вполне реальными. Почему мы акцентируем внимание именно на авторитетных международных рейтингах? Дело в том, что в последние годы международные рейтинги растут как грибы после дождя. Их количество уже перевалило за десяток, и даже эксперты такой небольшой постсоветской страны, как Армения, представили в прошлом году собственную версию расклада сил в глобальном образовательном пространстве.

Однако среди этих многочисленных попыток игры в «образовательный бисер» на сегодняшний день наиболее серьезно воспринимаются два международных университетских рейтинга: Академический рейтинг мировых университетов, или Шанхайский рейтинг, и рейтинг университетов мира по версии Times Higher Education/Quacquarelli Symonds (THE-QS). Однако уже в нынешнем году подобная «биполярность власти» в мире университетских рейтингов будет нарушена, ибо рейтинг Таймс как совместный проект THE и QS с 2010 года прекращает существование, дав жизнь двум новым, потенциально сильным игрокам на данном поле. Это рейтинг мировых университетов Таймс (вместе с компанией Thomson Reuters в роли исследовательского партнера) и рейтинг мировых университетов QS. Кроме того, в 2011 году увидит и, возможно, удивит мир Комплексный глобальный университетский рейтинг (Multi-Dimensional Global University Ranking), разрабатываемый по заказу Европейской Комиссии, методология составления которого пока не обнародована.

Если шансы украинских вузов войти в число лучших пятисот мировых университетов по версии Шанхайского рейтинга выглядят весьма проблематичными, то каковы наши перспективы в аналитических раскладах наследников почившего в бозе рейтинга Таймс? В своем рейтинге мировых университетов QS будет опираться на уже разработанную во времена сотрудничества с Таймс методологию. Насколько нам известно, в нынешнем году несколько ведущих украинских университетов достаточно серьезно отнеслись к оформлению заявки на участие в рейтинге QS и, скорее всего, будут допущены к рейтинговому оцениванию. В отличие от бывших партнеров, составители нового рейтинга Таймс решили существенно изменить методологию расчетов. Предварительная информация о новой методологии в начале июня 2010 года появилась на сайте Times Higher Education (ТНЕ) (http://www.timeshighereducation.co.uk/story.asp?sectioncode=26&storycode=411907&c=1 ) и была отправлена на рассмотрение группы международных экспертов в области высшего образования.

В настоящее время предложено, чтобы новый рейтинг Таймс определялся на основе 13 отдельных индикаторов (в дальнейшем возможно увеличение их количества до 16). Эти индикаторы образуют четыре основных критерия, или комплексных индикатора. Наиболее значимым из них (55%) является оценка научно-исследовательской деятельности, состоящая из пяти индикаторов: 1) количество научных публикаций в расчете на одного научного сотрудника; 2) индекс цитирования работ сотрудников; 3) размер прибыли от научно-исследовательской деятельности в пересчете на одного научного сотрудника; 4) размер фондов, дополнительно привлеченных для исследовательской деятельности от общественных организаций и из реального сектора экономики; 5) репутация университета как научно-исследовательского учреждения по результатам опроса представителей академического сообщества. Вторым по значимости критерием является оценка институциональных характеристик университета (25%). Она состоит из таких индикаторов: 1) количество студентов в пересчете на одного преподавателя; 2) соотношение выпускников с докторской степенью (PhD) и выпускников с другими степенями; 3) оценка качества преподавания в университете со стороны академического сообщества; 4) объем доходов университета в пересчете на одного сотрудника. Третий критерий, оценивающий экономическую и инновационную активность университета (10%), в этом году состоит из одного индикатора – поступления от научно-исследовательской деятельности из реального сектора экономики в пересчете на одного научного сотрудника. В дальнейшем сюда планируется добавить индикаторы, оценивающие количество работ, опубликованных совместно с партнерами, представляющими реальный сектор экономики, а также оценку выпускников университета работодателями. И, наконец, четвертый критерий оценивает интернационализацию университета (10%) и состоит из двух индикаторов: соотношение иностранных и отечественных студентов и соотношение иностранных и отечественных преподавателей.

Следует отметить, что общее количество индикаторов в новой методологии возросло с шести (в методологии THE-QS) до 13. К сожалению, пока не указан «вес» каждого конкретного индикатора, но можно констатировать тенденцию к увеличению значения финансовой деятельности университета в качестве критерия его эффективности. В целом же, по мнению авторов, использование именно комплексных критериев улучшит качество рейтинга и сделает его более объективным. Редактор Times Higher Education Эн Мроз отмечает: «Глобальные университетские рейтинги стали исключительно влиятельными. Поэтому я несу персональную ответственность за недостатки уже разработанных нами рейтингов и осознаю необходимость их дальнейшего улучшения. Рейтинги должны стать серьезным инструментом оценивания университетов и оправдать ожидания, возлагаемые на них как национальными правительствами, так и самими университетами».

Действительно, значение международных университетских рейтингов для глобального образовательного пространства, которое де-факто сложилось уже в конце ХХ века, трудно переоценить. Университетские рейтинги на сегодняшний день являются основным инструментом построения академических иерархий в этом глобальном пространстве. Транснациональные компании сейчас контролируют значительную часть мирового рынка товаров и услуг. Возможно, уже в недалеком будущем мы заговорим о транснациональных университетах? И присутствие украинских университетов в авторитетных международных рейтингах – «золотой ключик» для получения нового, транснационального статуса. Поэтому положение о том, что подобный «украинский прорыв» является одним из индикаторов успеха Программы экономических реформ на 2010—2014 годы, наравне с идеей о поддержке создания независимых и объективных национальных университетских рейтингов, представляются нам вполне оправданными и перспективными. Используя аналогию с проходящим сейчас в ЮАР чемпионатом мира по футболу, можно сказать, что для украинских университетов актуальным на сегодняшний день принципом является «если не победить, то хотя бы поучаствовать». Безусловно, для большинства отечественных фанатов сам факт участия украинской сборной в мундиале 2010 был бы большим праздником. А то болеть не за кого – и в университетских рейтингах тоже…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме