Ареал творчества и любви

Поделиться
...Все началось словами учительницы Галины Ягенской: — Сегодня — необычный урок. Даже звонок у нас свой собственный: начинаем и закончим только тогда, когда вы расскажете и покажете все, что подготовили...

...Все началось словами учительницы Галины Ягенской:

— Сегодня — необычный урок. Даже звонок у нас свой собственный: начинаем и закончим только тогда, когда вы расскажете и покажете все, что подготовили. Мы выслушаем всех, сколько бы это ни длилось, сегодня у нас никаких ограничений. Творите для себя, для своих друзей!

Казалось бы, самая обычная тема урока: «Происхождение, разнообразие, значение и охрана голосеменных», и вдруг — фейерверк детского творчества! Урок невероятным образом превратился в захватывающее путешествие в пространстве и времени, где заговорили человеческими голосами доисторические деревья, зазвучали удивительные рецепты блюд, которых не обнаружить ни в одном журнале... В театрализованном действе приняли участие Лепидодендрон и Янтарь, капитан Грант и Жак Паганель, Лесотехнолог, доктор Айболит, Незнайка, Мама и даже Мария — фармацевт из телерекламы... Что творилось на уроке — надо было видеть!

Как научить учиться

Как современный учитель, поставленный властями на одну из нижайших ступеней социального статуса, все-таки находит в себе силы, чтобы следовать своему изначальному призванию — отдавать сердце детям? На этот и другие вопросы я искала ответ, общаясь с заслуженным учителем Украины, победителем всеукраинского конкурса «Учитель года-2004» (номинация «Биология»), преподавателем Луцкой школы-гимназии №21 Галиной Ягенской.

Галина Васильевна не вписывается в рамки стандартных представлений о типичном учителе. Заглянув в класс, вы даже не сразу заметите ее хрупкую фигурку среди старшеклассников. Она похожа на своих учеников не только телосложением и короткой мальчишеской стрижкой, но и выражением лица — то упорным, то по-детски искренне улыбающимся.

Главная идея педагогики пани Ягенской замечательно проста и действительно актуальна: в современной школе нужно не просто давать ученику знания, а формировать у него внутреннюю потребность учиться, исследовательские навыки и способность к самообучению.

Не секрет, что в наше время на фоне социальных трудностей и разочарования в моральных ценностях интерес к обучению у детей стремительно падает. Каким же образом Галина Васильевна раскрывает способности детей, заложенные в них природой, о чем свидетельствуют успехи ее воспитанников на олимпиадах областного и всеукраинского уровней, в конкурсах — защитах научных работ, на экологических фестивалях и конференциях, на турнирах юных биологов?

Каждый из нас в свое время был учеником и, наверное, помнит, что типичный школьный урок, когда учитель читает лекцию, а класс покорно слушает — нелегкое испытание для детей. В это время они зачастую не учатся, а скучают. Учитывая психофизические особенности мальчиков и девочек, Галина Васильевна часто проводит уроки нестандартно — уроки-путешествия, пресс-конференции и даже дидактический театр. Нынешние программа и учебники по биологии настолько перегружены научной терминологией, что дети теряют интерес к одной из интереснейших естественных наук. А вот те же театрализованные уроки многих учеников могут заинтересовать биологией.

— Как вы организовываете урок-театр с точки зрения методологии? Каких правил и принципов придерживаетесь? — спрашиваю Галину Васильевну.

— Их достаточно много, поэтому назову несколько основных, — говорит учительница. — Прежде всего, класс делится на группы (экипажи) по принципу добровольности. Группы готовят задания, держа их в секрете, — иначе не будет интриги. Учитель четко определяет для каждой группы дидактическую цель, направление, возможно, ключевые слова. Также помогает найти научно-познавательную литературу, сделать простейшие декорации. Стремится по возможности привлечь к творческому труду всех учеников класса, особое внимание обращает на «незаметных» детей — обычно активное участие в театрализованном действе повышает их уровень самооценки. Хорошо на такой необыкновенный урок пригласить классного руководителя, других учителей, родителей. Мой опыт показывает, что стоит организовывать самооценивание в группах и не скупиться на высокие баллы за творческую работу, ведь это — урок-праздник.

Но чтобы пробудить у современных детей жажду знаний, убеждена Галина Васильевна, даже ярких нестандартных уроков в наше время недостаточно. Нужна еще и содержательная внеклассная работа. Поэтому Г.Ягенская проводит дополнительные индивидуальные занятия; работает с группами на факультативных занятиях, спецкурсах, кружках, секциях школьного научного общества; готовит учеников к олимпиадам, турнирам юных биологов. Конечно, невозможно в газетном материале подробно остановиться на каждой из этих форм. Поэтому сосредоточусь на рассказе об одной из них.

Вот уже семь лет Галина Васильевна занимается организацией научно-исследовательской работы учеников, результаты которой каждый год демонстрируются на секциях биологии, медицины и экологии школьного научного общества «Мечта». Учительница — сторонник научных работ экспериментального плана. Желание исследовать, проникать в тайны природы и человеческого организма возникает у ее учеников еще во время подготовки к нестандартным урокам. Поэтому писать научные работы обычно хотят все мальчики и девочки. Но можно ли называть такие работы научными? Или это снова только игра, но на сей раз уже не в театр, а в науку?

— Если это и игра, то достаточно серьезная, — считает Галина Васильевна. — Наши дети достигают интересных результатов, иногда даже делают в какой-то степени научные открытия. К сожалению, не все ученические научные роботы, которые рождаются в стенах нашей гимназии и заслуживают внимания, должным образом оцениваются на конкурсах. Здесь мы даже сталкиваемся со своеобразной проблемой: например, только одна работа-победитель из секции на городском конкурсе может попасть на областной конкурс—защиту научных работ. Оправдан ли такой лимит? Всегда ли остальные исследования не заслуживают высокой оценки? Поэтому учу переживать неудачи, находить успех в самом процессе исследования, в собственных открытиях. Выручает и то, что ученики нашей гимназии имеют возможность выступить с сообщением на школьных конференциях, проводят нестандартные уроки в других классах.

Стоит отметить, что темы научных исследований зачастую подсказывает сама жизнь. Так, однажды дети принесли Галине Васильевне рекламный проспект одной западной фирмы, в котором утверждалось, якобы ее моющие средства экологически безопасны, поскольку быстро расщепляются в воде до простых безвредных соединений. У старшеклассницы Марийки Синькевич возникла идея проверить, можно ли доверять такой рекламе. Вместе с учительницей продумали методику постановки эксперимента. Объектом исследования избрали низших ракообразных — циприусов (придонных обитателей водоемов) и циклопов (планктонные организмы). Оказалось, что реклама фирмы — очередной обман. Циприусы и циклопы не смогли более 30 минут прожить даже в низких концентрациях расхваленного стирального порошка! Таким образом, рекламные призывы были опровергнуты, а также выявлены экологически более безопасные моющие средства. Так что детская наука не такая уж и детская!

Конкурс учителей: соревнуясь, оставаться собой

В этом году конкурс длился для Галины Васильевны целых... восемь месяцев! Самой хлопотной была подготовка многочисленных материалов, которые надлежало выполнить по определенному стандарту и со строжайшим соблюдением заданного формата. Тем не менее, со временем она нашла смысл даже в этой кропотливой бумажной работе, ведь в какой-то степени помогала осмыслить и обобщить все наработанное за шестнадцать лет работы в родной школе.

Однажды Ягенская обратилась к коллегам: дескать, помогите сформулировать творческую идею для защиты. Ей посоветовали: вы же биолог, так выберите идею подготовки детей к выживанию в современном жестоком социуме. Очень актуально!

— И здесь я почувствовала, что все мое естество против такой постановки вопроса, — вспоминает Галина Васильевна. — Ведь если с малых лет нацеливать детей на выживание, стоит ли удивляться, что миру известен только один образ украинца — понурого человека, который тяжело вздыхает и плачется? Не пора ли ломать этот стереотип? Да и всю свою педагогическую жизнь я поступаю как раз наоборот, то есть настраиваю детей на счастливую, успешную жизнь, а не на мрачное, изнурительное выживание. Словом, я разработала творческую идею на тему «Создание креативного поля деятельности гимназистов путем технологизации поисково-исследовательской работы» (с основными направлениями креативной парадигмы школьного образования я имела возможность ознакомиться в Саксаганском лицее на авторских курсах А.Сологуба). Проще говоря, работа, представленная мною на конкурс, о создании в школе оптимальных условий для творческой, успешной самореализации каждого ребенка.

— Пани Галина, а как вы трактуете понятие «успешный человек»? Например, некоторые считают, что у нас сегодня наиболее успешны так называемые денежные мешки...

— Убеждена, успешный человек не обязательно богат. Прежде всего, он доволен жизнью, живет в духовном равновесии, поскольку умеет реализовать свои таланты и способности не только себе на пользу, но и на благо обществу.

— Значит, вы, человек непрестижной, низкооплачиваемой профессии, на самом деле успешны?

— Да, и в этом убеждены мои ученики. Недавно мы беседовали со старшеклассниками об успешных людях и неудачниках. Я откровенно сказала: возможно, кто-то и меня считает неудачником? Ведь я в свое время окончила институт с красным дипломом, тем не менее, стала всего лишь обыкновенным учителем... И тут весь класс почти возмущенно запротестовал: «Нет, вы необыкновенный учитель!..» В этих словах — не только признание моего педагогического опыта, но и осознание того, что перед ними самореализовавшийся успешный человек.

...Галина Ягенская успешно прошла городской и областной этапы конкурса. В Тернополе, где проходил его всеукраинский этап, «строгому и беспристрастному» жюри скучать не пришлось. Когда на суперфинале конкурсантам предложили показать, как они развивают творчество на уроках, Галина Васильевна не прибегла к монотонному зачитыванию пунктов сделанного, а поставила два стула, взяла школьный звонок и сказала: «Приглашаю присутствующих в театр! Не кукольный или драматический, а дидактический». Актерами в этом театре согласились стать коллеги-соперники. И так увлеклись игрой, что переживали за успех Ягенской, кажется, больше, чем за свой собственный.

Последнее задание конкурса прошло под девизом «Десять минут — ни слова о работе!». Что ж, если говорить о школе запретили, то Галина Васильевна прибегла к языку души и тела. Она привычно взяла гитару и запела романс волынских авторов. Потом профессионально станцевала зажигательный рок-н-ролл — здесь пригодилось умение, приобретенное в свое время в студии бальных танцев. А на закуску даже устроила для жюри что-то наподобие маленького... стриптиза — сняла туфли, курточку, а когда уважаемые господа, крайне заинтригованные, замерли в ожидании, исполнила просто цирковой номер — широко взмахнув руками, прошлась перед жюри колесом и села на шпагат!

Так же, как и ученики

Есть в биологии термин «ареал», который словари толкуют как пространство, плоскость или просто область естественного распространения определенного вида растений или животных. Похоже, что Галина Васильевна создала собственный ареал — ареал любви, занимающий обширное пространство от родной гимназии до ее дома.

Галина Васильевна — не только талантливый учитель, но и счастливая жена и мать. Ее муж Андрей Владимирович, известный в Луцке врач, тоже человек неординарный. Параллельно с основной работой в обычной городской больнице он последние десять лет серьезно занимается наукой, недавно защитил докторскую диссертацию. А как Андрей Владимирович относится к профессии жены?

— Обычно мало вмешиваюсь в педагогику, хотя надеюсь, что во взлете Гали я также сыграл какую-то роль, — говорит он. — Детально описать ее педагогические способности не могу — не разбираюсь в этом. Знаю только, что и чужих, и своих детей Галина Васильевна учит быть счастливыми творцами собственной жизни, а не просителями. И не глядеть завистливо в чужую тарелку. Думаю, во главе угла ее педагогики — желание понять каждого отдельного ребенка, детский коллектив в целом и открыть им захватывающий водоворот приобретения знаний.

...Рассматриваю фотографии из семейного альбома. Вот Галина Васильевна среди волынского леса, куда она часто водит на экскурсии своих учеников и сыновей, самозабвенно обняла кряжистое дерево... А вот она, зачехлив гитару, спешит на конкурс учителей... Нежно обнимает своих сыновей, с безграничным доверием смотрит на мужа... В классе, на уроке, где нет ни следа неискренности и напряжения, улыбается по-детски ясно и искренне. Точно так же, как и ее ученики.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме