ЖИДАЧЕВСКИЙ ЦБК: ПРОРЫВ В СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

10 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 10 января-17 января

В начале 90-х, когда разразился настоящий бум на украинском газетном рынке и были разорваны налаженные связи с Россией, Украина в полной мере почувствовала голод на писчую бумагу...

Новое качество жидачевской бумаги
Сергей Рубан
Новое качество жидачевской бумаги

В начале 90-х, когда разразился настоящий бум на украинском газетном рынке и были разорваны налаженные связи с Россией, Украина в полной мере почувствовала голод на писчую бумагу. Огромной удачей считалось достать тонну-другую газетной бумаги по сходной цене, так как ее стоимость росла не по дням, а по часам. Мы в то время своей газетной бумаги не имели. Жидачевский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный на Львовщине, некогда гигант отрасли, этой продукции тоже не выпускал, так как по существующей тогда в СССР специализации занимался преимущественно производством картонной тары, высококачественной бумаги для обмотки кабелей, картона для гипсокартонных плит и в небольшом количестве — книжно-журнальной бумаги.

Сергей Рубан

«Стонал» и «плакал», но выстоял…

Основное бумажное производство было сосредоточено, по союзной схеме, в России — месте производства целлюлозы. Завоеванная независимость принесла нашему государству «бумажные» проблемы. А пока они фиксировались и утрясались в голове, другие страны диктовали на газетном рынке свои законы. Жидачевцы начали срочно перепрофилировать машину, купленную в 1985 году для производства книжно-журнальной бумаги, на производство газетной. Это им удалось, хотя качество этого вида жидачевской продукции оставляло желать лучшего. Даже не совсем требовательные газетчики массовых печатных изданий не хотели ее покупать, идя на переплату, лишь бы получить что-то покачественнее. Но поднимать престиж своего недавно рожденного «дитяти» жидачевские бумажники были просто не в силах по причине жесточайшего экономического кризиса на комбинате: огромная задолженность по всем платежам в бюджет, практически стопроцентный бартер — все это диктовало свои условия некогда одному из мощнейших целлюлозно-бумажных комбинатов Европы на пятом десятке его существования.

В 1999 году, когда государство решило продать контрольный пакет акций комбината, предприятие находилось на грани банкротства.

Составные кризиса были налицо: неконкурентоспособная продукция, устаревшие технологии, большой объем старого и изношенного оборудования, огромная дебиторская и кредиторская задолженность. Долги перед бюджетом составляли 3,5 млн. долл. США в эквиваленте, пени и штрафы — 3,2 млн. долл. Предприятие лихорадило из-за нехватки оборотных средств, и оно простаивало, работая на 57% своей проектной мощности из-за отсутствия сырья, материалов и системы сбыта. Все имущество комбината находилось в налоговом залоге, что исключало возможность привлечения кредитных ресурсов для поддержания ликвидности и инвестирования в модернизацию. Балансовый убыток превышал 1,2 млн. долл., и убытки продолжали расти.

В ноябре 1999 года контрольный пакет акций ОАО «Жидачевский ЦБК» на конкурсной основе приобрели новые владельцы. В общем, государственное управление, доведя одного из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности до банкротства, по своему обыкновению хотело не только избавиться от него, но и заработать деньги на продаже его акций. Вскоре новая команда менеджеров под руководством председателя наблюдательного совета ОАО «Жидачевский ЦБК» Сергея Рубана начала управлять проектом вывода комбината из кризиса. С этого времени груз проблем, сконцентрированных в Жидачеве, лег на акционеров-инвесторов.

«Швейцарский» проект оказался успешным.
И не только он…

В условиях дефицита рынка газетной бумаги нужно было срочно его развивать. Одной машины, перепрофилированной на выпуск этой продукции, было недостаточно. Имея такой груз проблем, инвесторам сложно было свободно распоряжаться средствами. И тем не менее работники предприятия усиленно искали хорошую машину. Просмотрели около двадцати вариантов. И тут вышли на Швейцарию, узнав, что там продается целая бумажная фабрика по сходной цене. Но было одно условие: полностью демонтировать фабрику за три месяца, все вывезти и оставить чистую территорию.

Посоветовавшись, акционеры решили рисковать, тем более что банки давали кредит. Как рассказывают на комбинате, в Швейцарию бригадами выезжали специалисты и демонтировали узлы за узлами, линию за линией. Машины шли во Львов, разгружались и ехали обратно. И так три месяца, день в день. За два дня до назначенного срока на месте бывшей бумажной фабрики в городке Версуа оставалась лишь расчищенная площадка. Швейцарцы, честно говоря, были очень удивлены. А жидачевцы и сегодня гордятся своей работой.

Но было сделано лишь полдела, даже меньше. Предстояло главное —установить машину и запустить ее. Монтировали сложную технику прямо в работающем цеху, не останавливаясь ни на час. Через десять месяцев, в сентябре 2002 года, оборудование заработало, выдав «на-гора» первую высококачественную газетную бумагу. Таким образом Украина получала свою отечественную продукцию, которая могла уже составить конкуренцию и российской, и польской. А жидачевцы становились единственным ее производителем в стране.

Выгода для всех была очевидной. Тем более что, несмотря на «бэушность» приобретенного оборудования, его ресурс рассчитан не на одно десятилетие. Специалисты комбината утверждают: машина оснащена такими узлами, о которых можно только мечтать в наших условиях.

Тем не менее сегодня эта прекрасная, современная бумагоделательная машина перепрофилирована под выпуск такой же прекрасной бумаги для… производства гофротары. Причина банальна: наш рынок «пленен» газетной бумагой, завозимой преимущественно из России и Польши, где ее себестоимость ниже. К тому же, на сегодняшний день там — перепроизводство газетной бумаги, и чтобы сбыть свою продукцию, иностранные производители просто «сливают» ее по себестоимости, демпингуя на украинском рынке. Присутствует и контрабандный товар.

Выпуская 32 тыс. тонн газетной бумаги в год (при потребности Украины в 110 тыс. тонн), жидачевцам нужно приложить усилия, чтобы реализовать свою продукцию. Если бы на полную мощность работала и швейцарская машина, комбинат мог бы покрывать до 60% потребностей украинского рынка газетной бумаги. Конечно, можно сказать, что это — конкуренция. Так-то оно так, но ведь газетные рынки Польши, России, других стран защищены от проникновения конкурентов-иностранцев. К примеру, за экспорт в Польшу нашей газетной бумаги польский предприниматель сразу на границе заплатит 9% акцизного сбора. У нас же границы для ввоза иностранной бумаги любезно открыты. И нет ни акциза, ни каких-либо протекционистских мер.

Та же ситуация и с макулатурой. В Польше ее стоимость для покупателей из других стран в несколько раз выше, чем для своих. Белоруссия вообще запретила вывоз этого сырья за рубеж. Кроме того, в течение года цены на газетную бумагу упали на 200 долл. США за тонну. Для газетчиков хорошо, а вот для производителей... Учтите также, что за это время в Украину было завезено 10 тыс. тонн газетной бумаги по цене на 160 долл. дешевле, чем в европейских странах.

По прогнозам, с 1 января 2003 года Россия и Польша еще более снизят цены — специально для Украины. Поставщики из этих стран начали серьезную конкуренцию на украинском рынке. Отечественного производителя в расчет уже не принимают. Поэтому в Жидачеве, особенно в последнее время, начата «тотальная» экономия и борьба за качество продукции. Себестоимость газетной бумаги удалось снизить на 200 гривен. Но пока государство не защитит, основательно и целенаправленно, своего отечественного производителя, думается, такие локальные меры не дадут большого эффекта.

Изменилась продукция — изменились и отношения

Целлюлозно-бумажное производство в Жидачеве было и остается уникальным. Это единственное в стране предприятие, имеющее полностью замкнутый цикл — от переработки сырья до выхода готовой продукции. На «белом потоке» выпускается газетная бумага, на «буром» — гофротара, гофрокартон и т.д. За последние три года комбинат не только полностью встал на ноги, но и значительно улучшил качество своей продукции. Не узнать ту же жидачевскую газетную бумагу, которая не уступает той же польской, российской, где большинство заводов традиционно были ориентированы именно на выпуск этой продукции.

Что касается фабрики гофротары, то предприятие перешло на выпуск высоких марок гофрокартона двух- и трехцветной печати. Из него изготавливают различную упаковку — от складных удобных картонных ящиков (с разноцветной маркировкой) до бугорчатых прокладок для яиц и другой продукции.

Все мощности комбината сегодня загружены, машины работают круглосуточно, останавливаясь лишь на технический осмотр и профилактику. Многие механизмы усовершенствованы, процессы — автоматизированы, так что операторы на мониторах компьютеров могут наблюдать весь процесс и вовремя его корректировать. Вводятся и другие технические новшества.

..Возле склада готовой продукции под погрузкой стоят огромные TIRы — проблем со сбытом продукции нет, хотя предприятие работает в основном под конкретный заказ. «И если раньше о Жидачевском ЦБК бытовало мнение как о комбинате, выпускающем дешевую и некачественную продукцию, — говорит его генеральный директор Александр Питула, — то сегодня отношение потребителей к нам изменилось. Наша продукция уже совершенно другого класса».

На рынке газетной бумаги у ЖБК конкурентов в родном отечестве, как видим, нет, хотя и прорыва на нем тоже нет особого. А вот по рынку гофротары он конкурирует с Рубежанским и Обуховским бумажно-картонными комбинатами. Вместе они охватывают около 80% потребностей украинского рынка в этом виде продукции.

ЖЦБК — огромная махина, где сто гектаров заняты только под производственные мощности (всего же 150 га). В 23 структурных подразделениях (целлюлозный завод, древесно-массный, макулатурно-химический цеха, две бумажные фабрики, картонная фабрика, цеха по производству склеенного картона и маслотары, гофротары, литой тары) трудятся 2900 человек из Жидачева и окрестных сел, которых, к слову, доставляют на работу и обратно десять комбинатовских автобусов. Объем продаж продукции предприятия составляет 50 млн. долл. США в год, а вклад ЖБК в структуру районного бюджета — более 80%. Благодаря комбинату, как сказал председатель Жидачевской райгосадминистрации Игорь Костырко, район по объемам производства занимает второе место в области. Словом, ЖЦБК и работодатель, и кормилец района.

В середине 90-х, когда здесь царил бартер, естественно, ни о каком наполнении райбюджета и речи не шло. Бедовали. А работники комбината все получали в «натуре», по карточкам — от предметов первой необходимости до холодильников, телевизоров, мебели. Сегодня реальная средняя зарплата на предприятии — 560 грн., причем выплачивается она регулярно, без задержек. Поэтому люди довольны.

А вокруг комбината начала активно формироваться своя бизнес-среда: малые предприятия обслуживающие, посреднические, финансовые (только на одной центральной улице в Жидачеве недавно открыли свои филиалы четыре банка), торговые. Формируется и создается, по словам Игоря Костырко, так называемый кластер, обязанный своим рождением целлюлозно-бумажному комбинату.

Концерн «Основа» направляет и развивает

Мы беседуем с президентом концерна «Основа», председателем наблюдательного совета ОАО «Жидачевский ЦБК» Сергеем РУБАНОМ.

— Три года назад состоялось решительное вхождение вашей команды в Жидачевский ЦБК. За это время ценой усилий и финансовых затрат наработан практический опыт выведения такого крупного предприятия из кризиса. Сегодня это — единственный в Украине производитель, занимающий около четверти рынка газетной бумаги и рынка по производству гофротары. Что дальше?

— Теперь, спустя три года, уже можно подвести итоги и говорить о том, что с поставленными задачами наша команда справляется достаточно успешно. Наиболее трудно решаемыми были вопросы управления денежными потоками, финансовый менеджмент и маркетинг. Ведь когда мы приобретали акции предприятия, оно имело огромные долги, из-за бартера испытывало острый дефицит денежных средств. Поэтому нашей главной задачей на первом этапе была организация сбыта готовой продукции за «живые» деньги.

Достаточно быстро мы смогли отказаться от бартерной схемы, что позволило увеличить прибыльность и улучшить взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Нам стали больше доверять. Соответственно, увеличились оборотные средства. На сегодняшний день предприятие не должно государству ни копейки. Не имеем просроченной коммерческой задолженности. По сравнению с 1999 годом объем продаж увеличился почти вдвое. На складах находится запас сырья и материалов, позволяющий комбинату работать ритмично.

За три года инвестиции только в модернизацию основных фондов составили более 16 млн. долл. США. Финансовая ситуация сегодня стабильная. С начала 2000 года Жидачевский ЦБК работает с балансовой прибылью. Была внедрена система бюджетирования, ведется управленческий учет. Все это позволяет оперативно и эффективно управлять бизнесом.

Первый полноценный бюджет был разработан на 2001 год и успешно выполнен по всем показателям, а главное — по прибыли, что позволило сформировать нормативный объем запасов на складах, рассчитаться с критическими долгами, провести техническую модернизацию и значительно увеличить зарплату. Уже в 2001 году предприятие стало настолько привлекательным в финансовом плане и прозрачным в своей работе, что в августе 2001-го один из австрийских банков выдал нам кредит в сумме 4,8 млн. евро на покупку технологической линии по производству печатных видов бумаги. Сегодня в проектном кредитовании и кредитовании на пополнение оборотных средств мы работаем с «Сити-банком» (США), «Альфа-банком» (Россия), «Райффайзенбанком» (Австрия), а также с «Укрэксимбанком».

— При плановой советской экономике ЖЦБК не занимался сбытом своей продукции, поэтому предприятию сложно было освоиться на рынке. Я знаю, что ваша команда проблему эту решила.

— Мы создали «Торговый дом», а потом его представительства (с квалифицированным штатом и складскими помещениями) почти во всех регионах Украины: в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Одессе, Донецке, Крыму и Измаиле. Это позволило практически полностью загрузить производственные мощности комбината. Так, если в 1999 году его производственные мощности были задействованы на 57%, то по результатам 2002 году — уже на 96,5%. Объем товарной продукции вырос на 65% (с 23,1 до 38,2 млн. долл). Картон и гофротара экспортируются в страны Прибалтики и Россию, газетная бумага — в Молдавию, Азербайджан, Иран и Индию.

Чтобы уменьшить риск в поставках сырья, были созданы собственные структуры по обеспечению производства макулатурой и лесом. Пункты заготовки макулатуры работают в девяти областях Западной Украины, и они уже на 40% обеспечивают потребность комбината в этом сырье, конкурируя на равных с предприятиями, работающими в этой сфере не один десяток лет. Планируем, что уже в ближайшее время Жидачевский ЦБК будет обеспечиваться макулатурой собственными силами на 70—80%.

Разработана и стратегия обеспечения комбината лесосырьем. Мы создали группу предприятий «Укрпромлес», которая должна заниматься заготовкой и посадкой леса, обеспечивая им наше производство. На Жидачевском ЦБК существует единственное в Украине целлюлозное производство. Имея лес, мы сможем его не только сохранить, но и нарастить его объемы уже в ближайшие годы.

— А как все-таки в реалиях сегодняшнего рынка можно защитить нашего отечественного производителя газетной бумаги?

— Из-за утраты государством контроля и влияния на формирование стратегически важного рынка газетной бумаги ряд иностранных компаний, как мы уже говорили, завоевали на нем ведущие позиции, потеснив отечественного производителя. Главная причина этого — в отсутствии гарантированного государством приоритетного положения отечественного производителя. Сегодня общая ежегодная потребность печатных СМИ в газетной бумаге (110 тыс. тонн) удовлетворяется за счет ее поставок из России (около 45 тыс. тонн), Польши (около 30 тыс. тонн), Финляндии и Австрии (около 3 тыс. тонн) и за счет производства ОАО «Жидачевский ЦБК» (около 32 тыс. тонн). Как видим, украинским производителям есть куда двигаться.

Поэтому во исполнение указа Президента Украины от 09.12.2000 года «О дополнительных мерах для беспрепятственной деятельности средств массовой информации, дальнейшего утверждения свободы слова в Украине» предприятия отрасли разработали «Программу развития производства газетных и печатных видов бумаги в Украине для удовлетворения потребностей печатных средств массовой информации», которая утверждена постановлением Кабинета министров Украины.

Согласно этой программе, на ОАО «Жидачевский ЦБК» в минувшем году без привлечения государственных средств проведена реконструкция древесно-массного завода и технологического потока производства бумаги с установкой новой бумагоделательной машины. Это позволило увеличить выпуск газетной бумаги с 25,5 тыс. тонн в 2000-м до 32 тыс. в 2002-м с перспективой довести его в ближайшее время до 70 тыс. тонн в год. При этом значительно повышается качество продукции и уменьшается зависимость отечественных средств массовой информации от импорта.

Вместе с тем сохранение в Украине нынешних объемов производства отечественной газетной бумаги и дальнейшее их наращивание требует принятия государством дополнительных мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Основным сырьем для производства бумаги являются древесная масса собственного производства и целлюлоза, которая поставляется из России. После введения дополнительных мощностей по производству газетной бумаги на ОАО «Жидачевский ЦБК» значительно возросли объемы потребления древесины. Поэтому вопрос гарантированного обеспечения производства газетной бумаги древесиной также требует государственной поддержки и принципиально новых подходов к его решению.

Создание лесосырьевой базы для нужд жидачевских целлюлозников можно решить, передав комбинату земли лесного фонда на правах долгосрочной аренды. В результате внедрения современных технологий лесохозяйственные предприятия смогут максимально эффективно и глубоко перерабатывать природные ресурсы. Кроме того, разрешится вопрос стабильного обеспечения производства газетной бумаги древесиной, будут созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажную промышленность. Параллельно мы считаем нужным поставить вопрос о запрете экспорта круглого леса из Украины.

В соответствии со статьей 29 закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и требованиями указа Президента Украины от 10.02.96 года «О мерах по усовершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» необходимо ввести лицензирование, квоты и индикативные цены на импорт газетной бумаги. Эти меры позволят стабилизировать внутренний рынок, ограничить недобросовестную конкуренцию и защитить отечественного производителя, ведь в данном случае речь идет фактически о защите информационного пространства и идеологической независимости нашего государства.

Не сгущая краски, можно утверждать, что данный сектор целлюлозно-бумажной отрасли находится в состоянии кризиса. Поэтому, кроме перечисленного, необходимо, чтобы Кабинет министров решил вопрос передачи промышленным предприятиям — потребителям древесины во временное пользование земельных участков лесного фонда на условиях долгосрочной аренды. Назрела также необходимость внесения Верховной Радой дополнений в закон Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине», что обеспечит расширение сферы его действия на издателей периодических изданий; а также рассмотрения проекта закона «О ввозе в Украину газетной бумаги в 2003 году».

— Частично перспектив мы уже коснулись. Насколько сказанное вами реально в нашей стране?

— Мы — оптимисты, поэтому уже приступили к реализации долгосрочных перспектив, разработав пятилетний план стратегического развития жидачевского проекта. А так как у нас появилась целая сеть взаимозависимых предприятий, деятельность которых нужно координировать, решили создать концерн «Основа», который по сути представляет собой группу менеджеров (вице-президентов), отвечающих каждый за свое направление развития. Сегодня в концерн входят 27 предприятий. Кроме Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината, это ОАО «Измаильский целлюлозно-картонный комбинат», ООО «Черкасская фабрика гофрокартонной тары», торговые предприятия («Торговый дом» с филиалами), сырьевые и консалтинговая компании.

В ближайших планах концерна — строительство нового завода по переработке кукурузы на крахмал для обеспечения им Жидачевского и Измаильского комбинатов и других предприятий целлюлозно-бумажной отрасли. Планируем также создать совместное предприятие по производству мешков и мешочной бумаги. В 2003 году приступаем к реализации проекта производства высококачественной бумаги для санитарно-гигиенических изделий на Измаильском ЦКК. Сырьем для ее производства будет служить макулатура, отбеленная по особой технологии. Такого производства до сих пор в Украине не существовало. Так что перспективы есть, и мы будем их приближать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно