ЖДИТЕ ОТВЕТА ДО ФЕВРАЛЯ

23 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 23 января-30 января

Cередина января ознаменовалась двумя весьма примечательными событиями для нефтегазовой отрасли. ...

Cередина января ознаменовалась двумя весьма примечательными событиями для нефтегазовой отрасли. В частности, в Киеве председатель правления Национальной акционерной компании (НАК) «Нафтогаз України» Юрий Бойко заявил в ходе семинара для журналистов о том, что уже с 1 февраля 2004 года начнет работу украинско-российский газотранспортный консорциум. По сути, созданное еще в ноябре 2002 года ООО «Международный консорциум по развитию и управлению газотранспортной системой Украины» приступит к проектированию нового газопровода от Богородчан (Ивано-Франковская обл.) до Ужгорода (Закарпатская обл.). Другими словами, участники консорциума приступят к инвестиционной фазе работы.

Тем временем получил развитие и другой транспортный проект с участием Украины. 16 января в Варшаве президент ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук и глава польского монополиста по транспортировке нефти трубопроводами компании Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych «Przyjazn» S.A. (PERN) Станислав Якубовски подписали соглашение о подготовке к совместной реализации международного проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск в присутствии представителей правительств обеих стран — вице-премьеров Андрея Клюева и Марека Поля, главы Минтопэнерго Украины Сергея Ермилова и представителя Еврокомиссии Фаузи Бенсарса.

До этого 14 января в Киеве, а 13-го — в Варшаве правительствами, соответственно, Украины и Польши было утверждено соглашение по интеграции украинского нефтепровода Одесса—Броды с польскими нефтемагистралями, которое было подписано 27 ноября 2003 года в Брюсселе. Документ предусматривает создание СП, целью которого станет подготовка проекта, бизнес-планов достройки данного нефтепровода, а также определение механизма привлечения инвестиций на достройку. Предполагается построить нефтепровод пропускной способностью 25 млн. тонн нефти в год, длиной около 500 км при стоимости проекта 350–400 млн. евро. Напомним, что первая очередь нефтетранспортной системы Одесса—Броды сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность — 9—14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал «Південний» (Одесская обл.) способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40—45 млн. тонн в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. кубометров.

Симптоматично, что накануне визита украинской делегации в Польшу была распространена информация о том, что американская компания Energy Solutions, которая должна была в январе (сначала называлась дата 15, а затем 19 января 2004 года) предоставить Министерству топлива и энергетики Украины результаты исследования вариантов использования нефтепровода Одесса—Броды, уже сообщила о том, что для украинской стороны будет предпочтительнее выбрать вариант реверсного направления использования нефтепровода — для транспортировки российской нефти через морской терминал «Південний». По крайней мере, на период строительства нефтетранспортной инфраструктуры для соединения с имеющимися в Польше, т.е. года на три. Таким образом, в канун визита в Варшаву недавно назначенный «энергетический» вице-премьер Андрей Клюев мог оказаться в весьма непростой ситуации. Впрочем, уже как опытный дипломат, он смог обойти тему реверса, заявив что пока только ведутся консультации между названной американской компанией и Минтопэнерго Украины.

В свою очередь в интервью «ЗН» глава Минтопэнерго Сергей Ермилов сообщил, что компания Energy Solutions 15 января обратилась к Министерству топлива и энергетики Украины с просьбой продлить срок контракта на проведение исследования вариантов использования нефтепровода Одесса—Броды до 31 января этого года. С.Ермилов напомнил, что, согласно контракту, подготовка проекта по разработке технико-экономического обоснования использования нефтепровода должна была завершиться 19 января 2004 года. Однако Energy Solutions хотя и сообщила о готовности предоставить заключительный отчет, как того требуют контрактные обязательства, но для усовершенствования проектного исследования попросила о дополнительном сроке для анализа информации, которая войдет в заключительную часть отчета. Таким образом срок работы экспертов продлен до 31 января, после чего мы официально узнаем, что конкретно предлагает Украине компания-эксперт. И действительно ли она предлагает Украине принять предложение компании ТНК-BP о временном реверсе трубопровода на период не более трех лет, объясняя такое ограничение возможностью появления дополнительных путей транспортировки каспийской нефти в Европу. Или же Energy Solutions считает, что транспортировка каспийской нефти является наиболее оптимальным вариантом для Украины.

А пока что министр топлива и энергетики Сергей Ермилов подчеркнул, что окончательное решение о направлении работы нефтепровода Одесса — Броды будет приниматься до 1 февраля в соответствии с поручением Президента. Так что не исключено, что к этой дате в Украине будет оглашено два важных решения — по газотранспортному консорциуму и относительно варианта использования нефтепровода Одесса—Броды.

Впрочем, это еще не значит, что сразу же закончится полемика вокруг вариантов использования нефтепровода: в Европу — для транспортировки каспийской нефти или на побережье Черного моря — для транспортировки российской нефти.

В прошлом году много шума наделала российская компания ТНК-ВР, выразившая готовность поставить 380—420 тыс. тонн технологической российской нефти сорта urals в виде товарного кредита на три года для заполнения Одесса—Броды, а также обеспечивать до 9 млн. тонн нефти в год для прокачки.

Минтопэнерго в октябре 2003 года провело тендер на подготовку ТЭО работы нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме, победителем которого 20 октября стала Energy Solution LLC. Техническая задача экспертизы включает в себя, в частности, оценку спроса на рынках Европы на дополнительные 9 млн. тонн российской нефти, которая будет прокачана по маршруту Броды — нефтетерминал «Південний», диапазона допустимых тарифов на прокачку и перевалку, при которых этот маршрут может эффективно конкурировать с альтернативными маршрутами экспорта российской нефти (через Одессу, Новороссийск, Приморск).

Вместе с тем большие надежды возлагаются на развитие польского направления. В частности, в ходе визита в Варшаву вице-премьер Андрей Клюев заявил, что передача магистрального нефтепровода Одесса—Броды в концессию активизирует приход инвестиций на его достройку до Плоцка. Как сообщил А.Клюев, это возможно будет сделать после принятия законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О концессиях», поданного в Верховную Раду депутатами Раисой Богатыревой и Филиппом Буждиганом.

Вице-премьер напомнил, что парламентский комитет по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций одобрил указанный законопроект и рекомендовал принять его в первом чтении. А.Клюев выразил надежду, что, поскольку этот законопроект не был проголосован в связи с блокированием работы Верховной Рады в последнее время, он будет принят в начале февраля, когда парламент возобновит работу.

При этом он считает, что инвестиции в достройку нефтепровода стоит привлекать в основном в форме кредитов под залог нефтеэкспортных контрактов. Как и специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК Александр Тодийчук, вице-премьер также уверен в необходимости привлечения в этот проект компаний, являющихся собственниками нефти, «чтобы иметь гарантированные поставки нефти». А.Тодийчук уверяет, что определенные наработки в этом контексте есть и украинская сторона намерена продолжать переговоры с компаниями, владеющими каспийской нефтью. Вполне возможно, что речь идет о компании, занимающейся экспортом нефти из Казахстана. По крайней мере посол этого государства вместе с послом США присутствовал на церемонии подписания документов о создании украинско-польского СП для строительства польского участка нефтепровода и соединения украинской и польской нефтетранспортных инфраструктур.

В принципе, на перспективу Казахстан, безусловно, заинтересован в том, чтобы получить еще один маршрут доставки своей нефти в Европу. Пока что обходятся мощностями КТК («Каспийского трубопроводного консорциума») и все пристальнее наблюдают за развитием событий вокруг нефтепровода Одесса—Броды. Так что вполне возможно, что Казахстан в лице одной или нескольких компаний присоединится в качестве концессионера к проекту доставки каспийской нефти в Европу через Украину и Польшу.

Еще одна примечательная деталь — визит вице-премьера Клюева уже после Польши в Азербайджан. Вполне вероятно, что и там интересуются развитием проекта ЕАНТК и тем, намерена ли «Укртранснафта» принимать предложение ТНК-ВР или группы экспортеров российской нефти о реверсном использовании нефтепровода Одесса—Броды.

Хотя не исключено, что и в отношении реверса все решится во время визита президента России Путина в Киев. Так уж повелось, что после личной встречи Владимира Владимировича и Леонида Даниловича многие украинско-российские проекты получают совсем иной вектор развития. А если учесть, что президента РФ в этот раз намерена сопровождать и весомая группа российских нефтяных генералов, ожидать можно чего угодно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно