ЖАТВЕННЫЙ «СОЛЯРИС»

Поделиться
Знакомый комбайнер Григорий днем с огнем (хотя это и небезопасно!) ищет «солярис», а попросту — солярку, которой мечтает напоить «лошадки» своей латаной-перелатаной «Нивы»...

Знакомый комбайнер Григорий днем с огнем (хотя это и небезопасно!) ищет «солярис», а попросту — солярку, которой мечтает напоить «лошадки» своей латаной-перелатаной «Нивы». Григорий уверен, что именно так — «солярис» — звучит на греческом дизтопливо. Он прослышал, что греческая компания Polestar Compania Maritima S.A. к началу июля импортирует в Украину 60 тыс. тонн этого самого «соляриса» и очень рассчитывает заполучить хотя бы бочку. И пусть он дороже (1700 грн./т по сравнению с 1300 грн./т за дизтопливо, изготовленное из нефти украинской добычи), а куда деваться. Рад и этому «подарку», поскольку на сегодня из 1,5 млн. тонн светлых нефтепродуктов, необходимых для всего жатвенного процесса, в наличии только 200 тыс. На внутреннем рынке можно купить еще 270 тыс. тонн. Но они остаются невостребованными ввиду отсутствия кредитов у сельхозпроизводителей.

Вообще-то, если бы меня «кинули» так, как в прошлом году греческих бизнесменов, я бы не стал плакаться в жилетку Президенту. Я бы больше не потыкался на эту «бандитскую» территорию и не то что десятому — каждому заказал бы. Но сыны Эллады хоть и настойчивы, но все же джентльменских кровей: долги долгами, а подсобить дизтопливом в страду согласились в охотку. Правда, в этом году Polestar Compania Maritima S.A. стала умнее-мудрее и сама подобрала украинских операторов-компаньонов.

Конечно, 60 тыс. тонн дизтоплива из страны, где все есть, — капля в украинском солярочно- бензиновом море. Общая потребность сельхозпроизводителей в светлых нефтепродуктах на 2000 год составляет 4,3 млн. тонн, из них на уборку — 1,5 млн. В пропорциональном соотношении это выглядит так: 2/3 дизельного горючего и 1/3 бензина, в основном А-76. В начале года, сопоставив свои аппетиты с возможностью рынка нефтепродуктов в Украине, МинАП констатировало вероятность провала весенне-полевых работ. По состоянию на 29 февраля, аграриям было поставлено 4,8 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, или 6,8% запланированного на этот месяц объема — 70 тыс. тонн. В ходе совещания в правительстве 28 февраля вице-премьер Михаил Гладий заявил, что «правительство будет ставить вопрос о снятии с должностей директоров» тех НПЗ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. По состоянию на 29 февраля в правительственной программе обеспечения АПК нефтепродуктами участвовало 18 операторов, среди которых компании «Энергоимпекс», «Рейлин», «Агротех», «Украгротех», «Агроинвест», «Укрнефтепродукт», «Еврокрым». Но страшилка «снятием» никак не улучшила ситуацию.

29 февраля премьер-министр Украины Виктор Ющенко подписал постановление о выделении реформированным сельхозпредприятиям из правительственного резервного фонда 50 млн. грн. на закупку горюче-смазочных материалов для проведения весенне-полевых работ. Но и этих мер оказалось недостаточно. Февральские цены подскочили до 2 тыс. гривен за тонну дизтоплива, бензина — еще выше. Постановление №2307 обязывало выделить Министерству аграрной политики 2 млн. тонн нефти и газового конденсата отечественной добычи, что составляет свыше миллиона тонн светлых нефтепродуктов. Надо сказать, что это постановление исправно «отработало» три месяца: февраль, март и апрель. Увеличились объемы, стал наблюдаться откат цен: за тонну солярки платили уже 1400—1450 гривен. Более того, по предложению МинАП парламент Украины принял закон «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов», предполагающий льготный режим налогообложения. Согласно ему импорт в Украину сырой нефти до 1 января 2001 года и дизельного топлива до 1 июня 2000 года освобождались от уплаты ввозной пошлины и НДС. До 1 июня продажа дизельного топлива, изготовленного нефтеперерабатывающими предприятиями Украины с использованием сырья любого происхождения, освобождалась от уплаты акцизных сборов и сбора в Государственный инновационный фонд, а при переработке импортного сырья на давальческих условиях — от уплаты ввозной таможенной пошлины.

По «солярису» предусмотрительные минаповские чиновники, учитывая предстоящую жатву, просили продлить льготный срок до 1 октября. Но Минфин и Минэкономики были непоколебимы: у операторов предостаточно времени, чтобы насытить рынок и тем, и другим. На сев октановых чисел хватило, а вот накопить на уборку не успели. Тем временем первоиюньская льгота кончилась и мониторинг рынка нефтепродуктов засвидетельствовал повышение цен, в первую очередь на столь необходимое селу дизтопливо — 1450 и даже 1500 гривен за тонну. Стратеги Министерства аграрной политики оказались правы. Ситуацию нужно было корректировать мгновенно.

Я не припоминаю другого случая, чтобы в обычный «заседательный» день — 13 июня, а не «голосовальный» четверг депутаты Верховной Рады так дружно — 275 голосами — поддержали предложение: ничего не меняя в предыдущем законе, продлить льготу до 1 октября только на ввоз дизельного топлива, так как свыше 2/3 его потребляет аграрный сектор. Народные избранники, понимая всю важность проблемы, пожертвовали даже регламентом. Не все, правда… На следующий день в прессе появились экивоки в адрес аграрного лобби в ВР: мол, это оно сделало «дыру» в бюджете...

Хотя я бы проблему с ГСМ для уборочного цикла рассматривал сквозь иную призму. Собственно говоря, всех причастных к жатве сегодня беспокоит не столько отсутствие «горючки», сколько нехватка кредитов. Именно финансовый вакуум перекрыл краны страждущим приобрести даже то мизерное количество топлива, которое имеется сейчас на рынке. Из-за денег страда может серьезно «страдануть».

В предыдущие годы сельское хозяйство ходило в кредитной рубашке S-размера: ему доставалось лишь 0,02% общего объема кредитования экономики Украины. Сегодня мы заметно выросли: с «эски» — до XXL. В 1999 году кредиты составили 20 млн. гривен, а в текущем — 597 млн. Из них 402 млн. гривен получили непосредственно сельхозпроизводители. Лучше всех кредитный процесс налажен в Харьковской области, где задействованы 20 коммерческих банков, которые выдали 46,3 млн. грн. (105% ранее оговоренной суммы), Днепропетровской (40,6 млн. грн.), Кировоградской (30 млн.), Полтавской (26,3 млн.). Даже в самой маленькой по объемам аграрного производства Закарпатской области привлечено 9,6 млн. грн. И совсем мизерными на этом фоне смотрятся «успехи» Донетчины, руководители которой сумели «заарканить» только шесть банков с кредитным «дождем» в 10,1 млн. грн. (30% потребности). Судя по всему, здесь, как и в Ривненской, Хмельницкой и Ивано- Франковской областях, вообще не искали пути в коммерческие банки. Хотя в этой сфере действует режим наибольшего благоприятствования.

Закон Украины от 11 мая с.г. «О внесении изменений к закону «О Государственном бюджете Украины на 2000 год» выделяет 175 млн. грн. на частичную компенсацию ставок по кредитам коммерческих банков, которые предоставляются сельхозпроизводителям. Это дает возможность получить компенсационные кредиты в сумме 1,5—2,0 млрд. грн. 9 июня принято постановление Кабмина №935, снимающее практически все проблемные вопросы. Среднемесячная кредитная ставка составляет сейчас 1,2—1,5%. Кто предложит более выгодные условия? Этот льготный режим должен был подхлестнуть банкиров к сотрудничеству с аграрным сектором. Тем более, по данным Нацбанка, свыше 1 млрд. гривен кредитных ресурсов «гуляет». К большому сожалению, главная финансовая лошадка крестьян — банк «Украина» — уже не тянет ввиду отсутствия таковых. А «скакуны» порезвее не спешат бросаться в рискованный сельскохозяйственный аллюр.

По подсчетам областей, минимальная потребность в кредитах на период жатвы составляет 900 млн. грн. Коммерческие банки подтвердили участие в финансировании уборки и согласовали возможное предоставление на эти цели за счет собственных кредитных ресурсов пока что 140 млн.

Если же, не приведи Бог, кредиты «не сработают», какие тогда схемы поставок горючего будут подключены?

— А других и не предвидится. Бартер? Ему объявлен бой как врагу сельского хозяйства. Нужны «живые» деньги, — сказал Валентин Яковенко, замминистра аграрной политики.

Состояние дел по обеспечению ГСМ в разных регионах отражает разный уровень ответственности и организации этой работы во всех руководящих структурах. Если похвалы заслуживают Закарпатская, Ивано-Франковская, Луганская, Черкасская, Житомирская, Кировоградская и Хмельницкая области, то критики — Николаевская, Киевская, Тернопольская, Херсонская, АР Крым.

Кстати, именно в южном регионе на две недели раньше обычного пробил страдный час. Жатва идет на все большей площади. Знакомый комбайнер Григорий живет севернее, у него еще есть время поискать «солярис». Неужели и в этом году, как и в прошлом, хлеборобы будут мерять горючее… бутылками?

Да, в 1999 году из-за дефицита топлива Украина потеряла как минимум 3 млн. тонн зерна, что составляет половину годовой потребности страны в продовольственном зерне. Думаю, за такое количество стоит бороться!

Критическая масса солярочно-бензиновых паров продолжает накапливаться. Не взорвалась бы, как прошлой весной, из-за непоступления ГСМ. Тем взрывом из кресла «выбросило» тогдашнего министра агропромышленного комплекса Бориса Супиханова. Именно на него легла ответственность за срыв весенне-полевых работ. Действия министра АПК Леонид Кучма расценил как «экономическую диверсию». Жестокий приговор! Неужто история повторяется? Может, впору на кресло министра АП водрузить предупреждающее «Взрывоопасно!»?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме