ЖАРКАЯ МОБИЛЬНАЯ ЗИМА

12 декабря, 2003, 00:00 Распечатать

Национальные мобильные операторы намерены еще до конца года преодолеть трехмиллионный абонентский рубеж...

Национальные мобильные операторы намерены еще до конца года преодолеть трехмиллионный абонентский рубеж. Сегодня на это брошены все силы, все ресурсы их маркетинговых служб. Проводятся привлекательные промо-акции, вводятся новые «новогодние» тарифные планы, организуются мощные рекламные и PR-кампании. Главный их лейтмотив — мобильное подключение является наилучшим новогодним подарком. Однако уже сегодня, не дожидаясь праздничных пресс-конференций, можно спрогнозировать некоторые финансовые результаты, достигнутые мобильными операторами в уходящем году. А главное — сделать такое неблагодарное дело, как прогнозы на будущее.

Количество абонентов по-прежнему считается главным показателем места, занимаемого оператором на рынке. На начало декабря UMC сообщила, что обслуживает 2,8 млн. человек. По данным компании, это на 3,7% больше, чем в ноябре. В это количество включены абоненты «виртуального оператора» «Джинс», предоставляющего услуги на технической базе UMC.

По данным компании, «Джинс» обеспечивает сейчас достаточно высокое количество суточных и недельных подключений. И хотя оппоненты подвергают критике маркетинговую стратегию, согласно которой некоторое количество стартовых пакетов «Джинс» с минимальным балансом дарят абонентам, в успешности ее сомневаться не приходится. Подавляющее большинство этих пакетов передаривается друзьям и родственникам, активируется и используется. Напомним, что тарифы «Джинс» оптимальны для использования в качестве «пары» фактически к любому тарифному плану любого оператора, поэтому эта услуга является фактически идеальным «семейным» пакетом.

Не отстает и компания «Киевстар» — она также сообщила об увеличении за прошедший месяц количества своих абонентов на 5,66%, до 2,8 млн. человек. Отметим, что проблема корректного и независимого подсчета абонентов с ростом их количества становится все более актуальной. Ведь когда счет идет на миллионы, расхождения реального и заявленного в несколько десятков тысяч практически не поддаются контролю. Это может дорого стоить операторам — ничто не мешает одному из них первым заявить о достижении некоего рубежа, что существенно повысит его рейтинг и котировки.

Согласно рыночному прогнозу компании «Драгон Капитал», опубликованному по результатам третьего квартала 2003 года, к концу года UMC будет иметь 3,03 млн. абонентов, «Киевстар» — 2,95 млн. Однако уже сегодня видно, что обе компании еще до конца декабря заявят о достижении трехмиллионного рубежа и закончат год с результатом 3,05—3,1 млн. абонентов. Вопрос — кто первый это сделает.

Что касается абонентской базы других операторов, то она существенно не меняется. Количество абонентов «Веллком» и «Голден Телеком» остается на уровне 40 тыс. у каждого. Последняя компания продемонстрировала некоторый рост количества абонентов в октябре благодаря общему снижению своих тарифов. Абонентская база «Веллкома» может увеличиться в случае начала предоставления услуг в регионах, однако вероятность того, что компания сумеет до нового года решить большое количество возникших у нее технических и организационных проблем, особенно в «родном» Днепропетровске, остается невысокой. DCC по-прежнему не считает нужным публиковать данные об абонентской базе; аналитики «Драгон Капитал» оценивают ее в 144 тыс. (с ростом до 155 тыс. к концу года).

Перейдем к финансовым показателям деятельности мобильных операторов. По данным компании UMC, ее доход, полученный за три квартала, — 306,2 млн. долл. Это уже превышает показатель за весь прошлый год, составлявший 296 млн. долл. Можно прогнозировать, что доход UMC по результатам 2003 года минимум на 25—30% превысит прошлогодний; на несколько процентов увеличатся среднегодовые темпы роста дохода.

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) UMC за третий квартал 2003 года выросла до 17,8 долл. по сравнению с 15,9 долл. в первом квартале. Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в третьем квартале 2003 года составил 110 минут по сравнению с 87 минутами в январе—марте. По данным экспертов компании «МТС», которая, как известно, является владелицей UMC, увеличение ARPU в третьем квартале по сравнению с предыдущим связано с ростом среднеабонентского трафика и увеличением выручки от гостевого роуминга. Доходы от «мобильных гостей» Украины повысились с 9,5 млн. долл. во втором квартале до 15,5 млн. долл. в третьем.

Затраты на приобретение одного абонента в Украине (SAC) в третьем квартале 2003 года составили 34 долл. и снизились по сравнению с 51 долл. за первый квартал. Снижение этого показателя отражает более низкую стоимость привлечения абонентов на массовом рынке.

За этот же период «Киевстар» получил доход в 258 млн. долл., что на 15% меньше аналогичного показателя UMC. Средний ARPU абонента «Киевстар» с начала года вырос с 11 до 13 долл. Финансовые показатели этой компании на конец года ожидаются также на 20—25% более высокими, чем в минувшем году.

Поквартальные финансовые показатели других мобильных операторов существенного влияния на рынок не оказывают. Больший интерес представляют их годовые отчеты, ожидающиеся к весне 2004 года.

Считается, что кредитный рейтинг UMC совпадает с таковым для ее материнской компании — ОАО «Мобильные Телесистемы» («МТС»), в полной собственности которой находится украинский мобильный оператор. В октябре агентство Standard&Poor’s подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги «МТС» на уровне «B+» с прогнозом «стабильный». Напомним, что рейтинги группы «В» означают возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме. Что касается «Киевстара», то в ноябре Standard&Poor’s повысила его кредитный рейтинг с «B-» до «B», также с прогнозом «стабильный». Отсутствие «плюса» означает несколько более высокую уязвимость компании в случае возникновения неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий.

Подводя итог, можно сказать о долях рынка, приходящихся на основных мобильных операторов. По данным «Драгон Капитал», по состоянию на конец третьего квартала доля рынка UMC составляла 48,5%, что на 3,1% больше, чем в начале года. Доля рынка «Киевстар» — 47,6%. По прогнозу «ДК», мобильное проникновение (т.е. доля мобильных абонентов в населении страны) к концу года составит минимум 13,1%. (Напомним, в начале года делались предположения, что этот показатель достигнет лишь 11%.) В абсолютных цифрах количество абонентов может составить 6,2—6,4 млн. (две трети от числа абонентов «Укртелекома»). Таким образом, уже в следующем году количество мобильных телефонов сравняется с количеством фиксированных.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно