ЗЕМЛЯ БЕЗ ХОЗЯИНА

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

Страны Центральной Европы не всегда рационально подходили к вопросу приобретения их фермерских угодий иностранными резидентами...

Страны Центральной Европы не всегда рационально подходили к вопросу приобретения их фермерских угодий иностранными резидентами. Эта проблема включает в себя некоторые довольно важные пункты. И не только потому, что от нее зависит приближение момента вступления упомянутых стран в ЕС. От этого также зависит, как быстро они смогут привести в порядок свое сельское хозяйство.

Вопрос о ЕС является первоочередным. Согласно законам Евросоюза, гражданам государств, в него входящих, предоставляется возможность беспрепятственного приобретения земель на территории любой из стран-членов союза. ЕС считает, что такие ограничения, как специальная предварительная обработка земель в Венгрии, или разрешение на покупку земель только через представленные в Чехии дочерние компании, не соответствуют его законодательству.

Однако некоторые нынешние члены ЕС, такие, как Дания, смогли добиться исключения из общих для всех правил: в Дании иностранцам запрещено приобретать более одного дома. Подобного рода примеры дают повод странам Центральной Европы прилагать максимум усилий для защиты прав своего населения. Довольно откровенные попытки в этом направлении предпринимает Польша: в процессе переговоров она потребовала предоставить ей 18-летнее уклонение от правил ЕС на продажу земель.

Придерживаясь изначально жесткой позиции, Польша рассчитывает сыграть на опасениях ЕС в отношении польских иммигрантов, претендующих на рабочие места, и обеспечить, таким образом, выгодную для себя сделку. Она предлагает отсрочить свободное передвижение рабочей силы в обмен на установление переходного периода для либерализации продажи земли. На данный момент ЕС не высказал свою позицию ни по одному из этих предложений, однако многие считают, что в дальнейшем Брюссель пойдет на уступки.

Все дело в том, что Польша в этом отношении не одинока. В то время, как Чехия воздерживается от комментариев по этому поводу, Эстония и Словения заявляют, что будут даже рады иностранцам на своей земле. Что же касается Венгрии, то ее отношение к приобретению иностранными резидентами национальных земель оказалось достаточно обостренным, чтобы вызвать продолжительные политические дискуссии два года тому назад, когда оппозиция пыталась привязать референдум по вступлению в НАТО к вопросу о землевладении.

Нынче правительство Венгрии планирует предложить ЕС предусмотреть 10-летний переходный период для либерализации продажи фермерских угодий и 5-летний - для продажи других земель. В случае неудачи венгерское правительство может попытаться создать другие ограничения на право приобретения фермерского хозяйства, такие, например, как обязательное проживание на территории страны и наличие специального образования.

Прийти к соглашению будет тяжело. Земли в Центральной Европе в 5-10 раз дешевле, чем в Западной, к тому же доходы населения ниже в среднем в 2-7 раз. Это означает, что местному населению Центральной Европы угрожает просто вытеснение с рынка под воздействием ценового фактора.

Польша и Венгрия уже имеют опыт предоставления разрешения иностранцам на приобретение земли и другой недвижимости в черте города, и многие в этих странах сегодня недовольны: «Лучшие уголки Будапешта сейчас принадлежат иностранцам, ведь население Венгрии не может позволить себе жить здесь, - говорит один венгр. - Это дискриминация».

Как утверждает представитель государственного агентства Prime Property в Польше Жанет Хойновски, на дискриминацию также жалуются и иностранные резиденты. Официально им разрешается приобретать 10 тыс. кв. метров незастроенной земли в черте города или гектар фермерских угодий. Чтобы приобрести больше, необходимо получить специальное разрешение, что не так-то просто. Подобный порядок вносит дополнительные финансовые трудности и делает невозможным проведение приватизационных аукционов.

Но особенно остро этот вопрос стоит в отношении сельскохозяйственных угодий. Земли Центральной Европы привлекательны для резидентов Запада не только из-за того, что они более дешевые, но и потому, что они не перенасыщены химикатами, что делает их пригодными к высокоприбыльной органической обработке. Некоторые иностранные фермеры уже начали здесь свой бизнес не только легально (как это делается в Чехии), но и нелегально, покупая земли через местных посредников (например, на границе Венгрии и Австрии).

Часть нерезидентов считают, что их присутствие в странах Центральной Европы должно не только приветствоваться, но и поощряться. Крошечные фермы Центральной Европы пребывают в довольно плачевном состоянии, и, возможно, они так никогда и не станут прибыльными. Никаких изменений там не произойдет до тех пор, пока не появится рынок земли. Иностранные резиденты своими деньгами могут подтолкнуть к развитию этого рынка, что, в свою очередь, даст возможность продавать с аукционов еле дышащие фермы.

Но с другой стороны, страны Центральной Европы делают очень мало для создания рынка земли. В Венгрии благодаря проведению реструктуризации собственности на землю - 300 гектаров в одни руки (это касается и населения страны) - действительно произошли некоторые положительные сдвиги. Однако земля не может использоваться в качестве залога под кредит, ее даже продать нелегко. Некоторые коренные жители Венгрии связывают подобные ограничения с национальной историей: столетиями безземельные крестьяне обрабатывали огромные владения аристократии. «Это привило нам ненависть к крупным землевладельцам», - говорит один из специалистов сельского хозяйства.

Возможно. Но если Венгрия (или Польша) решит когда-нибудь максимально использовать свои плодородные земли, то ей придется отбросить все исторические обиды и начать создавать рынок. Будет она делать это с участием иностранцев или без них, зависит от непосредственных участников переговоров, но определенная либерализация жизненно необходима. По данным Terre, агентства ООН, созданного с целью развития рынков земли, на Западе объем рынков земельной собственности составляет 30% ВВП, а в странах Центральной Европы - 10%. «Это означает возможность увеличения ВВП в странах Центральной Европы на 20%», - считает Крис Бенет, сотрудник Terre. Ради этого стоит постараться?..

По материалам

Business Central Europe.

Перевод с аглийского Агентства гуманитарных технологий

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно