Зеленый свет для украинского порта в Эльблонге

21 декабря, 2007, 16:49 Распечатать Выпуск №49, 21 декабря-28 декабря

Создание украинского терминала на польском побережье Балтийского моря уже не за горами. Концепци...

Создание украинского терминала на польском побережье Балтийского моря уже не за горами. Концепция, предложенная портовыми властями Эльблонга, была полностью поддержана Львовским областным советом и Волынской облгосадминистрацией. На очереди — обсуждение деталей будущего соглашения об усиленном сотрудничестве Львовщины и Волыни с Варминско-Мазурским воеводством Польши, на территории которого и находится Эльблонг. А со временем можно будет переходить к более конкретным разговорам и расчетам.

Однако успешные переговоры поляков с украинцами — это далеко не все. В Эльблонге еще должны провести серьезную работу в своем доме, а именно — убедить скептиков в перспективности строительства судоходного канала через косу Вислы. Без него украинскому порту на Балтике не состояться, ведь только этот канал может обеспечить беспрепятственный выход из порта в Балтийское море довольно крупных судов. Пока это невозможно, поскольку единственный морской подходной путь из Эльблонга в Балтийское море контролируют россияне и они уже воспользовались случаем заблокировать его.

В принципе, необходимость строительства этого канала ни у кого в Польше сомнений не вызывает. Проблема в другом. Польское общество, в том числе политики и журналисты, скорее равнодушны к делам моря. Поляки (в частности, жители побережья) не интересуются морской тематикой и имеют поверхностное представление о ней. Даже о таком важном польско-украинском проекте, как «балтийский порт для Украины», практически не встречаются упоминания на страницах отечественной прессы.

И вот на фоне этой недоинформированности удачно засветился псевдоэкологический пиар-проект. Такая уж в Польше традиция — после каждой крупной инвестиции появляются над Вислой «экологи» без экологического образования, заявляющие, что данное строительство нельзя разрешить ни при каких обстоятельствах. Разве что... отдать их кусок пирога — либо поручив проведение экологической экспертизы, либо просто выделив дотацию. Именно так обстоят дела с украинским портом в Эльблонге — хотя ученые и представители Greenpeace предоставляют доказательства того, что строительство канала не нанесет ущерб окружающей среде, влиятельные «бизнесмены от экологии» без устали высказывают противоположные мнения, называя строительство украинского порта едва ли не экологической катастрофой.

Однако последние научные исследования показывают, что мнения «экобизнесменов» расходятся с правдой. «Мы проанализировали более 500 научных публикаций, посвященных лиману, и провели соответствующие экспертизы. Ни из одной из них не следует, что канал причинит вред, а во многом дополнительное сообщение лимана Вислы с морем будет даже полезным для среды, поскольку будет способствовать ее очищению», — утверждает Ежи Яськовский, научный руководитель исследовательской программы. Общественное мнение все больше прислушивается именно к оценкам ученых, что хорошо отражает воплощение в жизнь концепции «Балтийской Украины».

Одновременно с экологическими исследованиями в Эльблонге и соседнем Троймясте проводят экономические подсчеты. Именно они должны доказать, что строительство канала через косу Вислы целесообразно, и на него стоит потратить 417 млн. злотых из государственного бюджета Польши. Хотя экономические экспертизы будут готовы только весной, из неофициальных источников «ЗН» узнало, что с обоснованием рентабельности проекта проблем не будет. Когда экспертные данные получат подтверждение (а произойдет это весной или летом), можно будет выбрать окончательный вариант технического проекта. В зависимости от пожеланий украинской стороны либо останется ранее запланированная глубина канала пять метров, либо же ее увеличат до восьми метров (дабы обеспечить доступ судам с осадкой до семи метров).

«Однако для подобной модификации нужны серьезные основания, то есть недостаточно одной только неофициальной декларации украинских партнеров, что такие глубины будут нужны. Ведь такое изменение будет означать увеличение стоимости проекта, а также пусть незначительный, но все же риск его задержки, поэтому все должно быть четко согласовано», — объясняет свою точку зрения Юлиан Колтонский, начальник Эльблонгского порта.

Все эти вопросы должны стать предметом новых соглашений о сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Варминско-Мазурским воеводством, с одной стороны, и Львовской и Волынской областями — с другой. Помимо реализации проекта, данные соглашения должны также предусматривать сотрудничество в плане привлечения двух украинских областей к официальным структурам балтийской интеграции, в которых уже участвует или к которым планирует присоединиться польский партнер (например, Конференция субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря, Конференция периферийных морских регионов, еврорегион «Балтика»). Такое сотрудничество — конкретный шаг на украинском пути в ЕС, считают инициаторы проекта «Балтийская Украина» (www.baltic-ukraine.com), в рамках которого все это и осуществляется.

Балтийская интеграция не только поможет Украине реализовать конкретные транспортные и экологические проекты, но и позволит получать немалые дотации, а также приобрести опыт сотрудничества в структурах, подобных структурам Евросоюза. Потому успешное преодоление Украиной этого испытания поубавит аргументов у противников ее вступления в ЕС или Европейскую ассоциацию свободной торговли (EFTA), дескать, мы еще не доросли до такого уровня сотрудничества. В общем, есть возможность обрести убежденных сторонников европейской интеграции Украины в Скандинавских странах и Германии, и теперь все зависит от нас самих. Путь в Балтийскую Европу открыт.

Эти события с энтузиазмом восприняли в Объединении украинцев в Польше, которое и является ключевым соучастником инициатив «Балтийская Украина» и «Балтийский порт для Украины». И не случайно, ведь этот порт создают и для них. Что-то типа компенсации за акцию «Висла» и преследования в советские времена. «Прошло то время, когда к нашим украинцам могли относиться, как к людям второго сорта. Теперь уже никто так не считает, однако многие продолжают трактовать реализацию прав национальных меньшинств на свою языково-культурную самобытность в категориях обузы для бюджета и общества. А мы считаем, что наша украинская община — огромный человеческий потенциал, и гордимся тем, что ее представители будут работать на нашем будущем польско-украинском терминале и в технопарке. Это козырь, которого нет у других балтийских портов, — сказал в комментарии «ЗН» Юлиан Колтонский, начальник морского порта Эльблонг. — Мы руководствуемся тем, что никакие концерты или пиар-акции не смогут так укрепить связи здешних украинцев с Украиной, как это сделают совместные экономические проекты. К примеру, если удастся построить в Эльблонге украинский порт, очевидным требованием для кандидатов на работу в портовых и судоходных предприятиях будет знание украинского языка и реалий Западной Украины. То есть для изучения и совершенствования знания украинского языка в Польше появится дополнительный стимул — возможность хорошо оплачиваемой и перспективной работы, тогда как сегодня многие украинские ученики такой мотивации не имеют». Такое видение роли украинской общины завоевывает в Польше все больше сторонников.

Портовые и городские власти Эльблонга не случайно так сильно акцентируют внимание на значении проекта «Балтийский порт для Украины» для укрепления языково-культурных позиций украинской общины. Варминско-Мазурское воеводство — регион Польши, в котором доля украинского населения наибольшая — около 2%. Украинцы компактно проживают в Эльблонгском регионе, они широко представлены в региональных и местных органах власти, а их участие в общественной жизни Польши на Вармии и Мазурах не вызывает никаких общественных предубеждений. Подобное нельзя себе представить, к примеру, в большом Троймясте или других регионах Польши. Такая конфигурация выгодна как польским украинцам, которые благодаря ей смогут укрепить свои позиции, так и Эльблонгу, который значительно выиграет от строительства украинского порта.

Кстати, несмотря на очевидную перспективность привлечения Украины к балтийскому сотрудничеству по вопросу транспорта, ни один из других польских портов не выразил подобной заинтересованности. «Жителям Троймяста (Гданьской агломерации) Украина кажется далеким, несколько экзотическим государством. Гданьцы заняты своими делами и проблемами и совсем не ощущают, что на сотрудничестве с Украиной можно заработать, они не интересуются украинскими делами. Но посмотрим правде в глаза: для чего этим богатым гданьцам Украина, если у них хватает важных тем для бизнеса?» — объясняет в комментарии «ЗН» Томаш Вичулковский, эксперт по украинским вопросам из Люблина.

И пока Гданьск спит, соседний Эльблонг уже рассматривает вопрос о выделении земельных участков для украинского терминала и бизнес-комплекса украинских предприятий. Что важно — свободных земель в порту и городе вполне достаточно и по поводу них решен вопрос собственности и целевого назначения, а это в Польше редкость. Городские власти обещают, что не будут затягивать с выдачей всех необходимых разрешений и соблюдением других формальностей для украинских инвесторов. Не будет проблем и с созданием в порту свободной таможенной зоны.

В Эльблонге изучают также идею создания в их технопарке «Моджевина» бизнес-инкубатора для украинских предпринимателей. В нем могли бы работать местные украинцы, которые помогали бы деловым партнерам из Украины устроиться на новом для них рынке, получить европейские и балтийские гранты. А их будет все больше, поскольку Евросоюз решил выделить для Балтики даже больше средств, чем для Средиземного моря. К тому же, кроме евросоюзовских денег, есть еще отдельные скандинавские фонды. Следовательно, идея закрепления Украины на наиболее перспективном море обретает вполне конкретные очертания.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно