Засолка частот: пять лет гарантии?

12 августа, 2011, 13:46 Распечатать Выпуск №28, 12 августа-19 августа

Ни для кого не секрет, что в развитии новейших средств связи Украина серьезно отстает от ближайших соседей.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Ни для кого не секрет, что в развитии новейших средств связи Украина серьезно отстает от ближайших соседей. Вполне обычные в странах бывшего Союза телеконференции у нас все еще роскошь, банальное предоставление госструктурами услуг по Интернету находится в зачаточном состоянии, о «электроном правительстве» много и долго говорится, но мало что делается.

Списать все на проблемное наследство бывшего Союза не получится: отрасль новая, и такие аргументы никого не убеждают. Речь явно не о последствиях «проклятого прошлого», а о деятельности нынешних слуг народа.

В Украине регулированием отрасли связи уже много лет занимается Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС, в начале августа ее переименовали в Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере связи и информатизации, или НКОГРССИ). Если спросить рядового украинца, что он о ней слышал, он вряд ли что-то сможет сказать.

Хотя плоды ее деятельности многие постоянно ощущают на себе. К примеру, резкое повышение абонентной платы за стационарные телефоны или начавшаяся борьба с «нулевыми» внутрисетевыми тарифами мобильных операторов — это как раз ее заслуга. Причем все это, естественно, во имя народного блага. Как же иначе. Ну зачем простому человеку нулевые тарифы и конкурентный рынок? Чем тогда будет заниматься не самый малочисленный состав «государевых комиссаров»?

Показательно, что когда летом президент Украины унифицировал численность чиновничьего люда в отечественных госкомиссиях, то только в НКРС обнаружился избыток топ-менеджмента. Желающих поуправлять рынком и направлением финансовых потоков здесь оказалось больше, чем в других сферах. И это несмотря на то, что зимой этого года предыдущее руководство комиссии рассталось с местами. А в результате... ничего, в общем, не изменилось.

Ключевых игроков рынка в лучших традициях пытаются «доить», зато «льготникам» готовы и дальше давать почти даром пользоваться госресурсами. Сейчас идет возня вокруг самого крупного оператора страны — «Киевстара». Достаточно рутинный процесс выдачи новых лицензии оказался поводом для попытки взыскать с него более 16 млн. грн.

Естественно, чиновники утверждают, что таким образом борются за наполнение бюджета. Компания им почему-то не сильно верит и собирается отстаивать свои права в суде.

Дело не столько в деньгах (для «Киевстара» названная сумма не смертельная, хотя и очень нелишняя), сколько в стремлении несколько поумерить страсть чиновников к перераспределению. Тем более что последние в то же самое время в очередной раз отказываются от куда больших сумм прямых поступлений в госбюджет...

В конце июля Нацкомиссии по вопросам регулирования связи в очередной раз предложили обратить внимание на состояние с решением одной из ключевых, по идее, задач — «участие во внедрении технологий мобильной связи третьего поколения». Это та самая возможность доступной видеотелефонной связи, просмотра на мобильном телефоне телепрограмм, фильмов, передачи пакетов документации и пр.

Для всего этого нужны частоты. Официальная позиция Нацкомиссии сводится к тому, что частот для этого у нее нет. Ну просто совсем нет.

Очень мягко говоря, это не совсем так. Если точнее, у комиссии не наблюдается мотивация реально заниматься этой сферой. Или, возможно, мотивация есть, но «не та». К примеру, для того чтобы радикально изменить ситуацию с мобильной связью третьего поколения, нужно выделить не так уж много частот — порядка 30 МГц. Однако большую их часть уже отдали очень давно и явно очень уважаемым людям...

Еще 5 июля 2006 года НКРС выдала скромную лицензию №5125 на пользование радиочастотным ресурсом в диапазоне 1900—1920 МГц ООО «Первый инвестиционный союз» (ПИС), принадлежащему компании International Telecommunication Company (бренд «CDMA-Украина»). Ее контролирует известный западноукраинский нефтетрейдер, совладелец группы «Континиум» Игорь Еремеев. У него при тогдашней власти были большие планы. Причем циники (и многие эксперты рынка) допускают, что в основном они сводились к стремлению набрать чего-то повкуснее, а потом подороже перепродать...

Тем не менее нового владельца лицензии обязали начать освоение ресурса с октября 2006 года. Напомним, в то время ни о каком кризисе еще два года и речи не было. Но дефицитные частоты простаивали как до кризиса, так и во время него, так и после его окончания. В итоге прошло более пяти лет, но компания так и не приступила к использованию выделенных ей частот.

Вместо этого ПИС успешно занялся поисками лазеек, как бы ничего не делать. А чиновники ему по мере сил помогали. Так, общество внезапно сменило свой юридический адрес — в этом случае выдается новая лицензия. И в начале декабря 2008 года тогдашнее руководство НКРС переоформило ее, выдав новую. Наивный вопрос, зачем снова отдавать частоты тем, кто их даже не пытался осваивать, никого как-то не взволновал.

Впрочем, условиями новой лицензии все же предусмотрели, что ПИС таки должен начать пользование выделенным ему ресурсом уже до конца 2008 года, а полностью его освоить до сентября
2009-го. Как нетрудно догадаться, никто ничего делать не стал.

И в апреле следующего, 2010 года, НКРС (предыдущий ее состав) вяло попыталась отозвать его лицензию. Но уже через непродолжительное время решением НКРС №472 «Первому инвестиционному союзу» снова перенесли предельный срок начала пользования радиочастотным ресурсом. Теперь — на сентябрь 2010 года. И снова ПИС не спешил. И не зря.

В апреле уже текущего года решением НКРС №147 дату снова сдвинули: теперь полное освоение ресурса запланировано уже на апрель 2013 года. Судя по тому, что теперь дату отложили аж на два года, чиновники явно устали ежегодно искать хоть какие-то доводы для обоснований. А может, не рассчитывают задержаться на должности на два года.

Напомним уже прямым текстом чиновникам, что «использование радиочастотного ресурса ООО «Первый инвестиционный союз» вообще невозможно в связи с отсутствием у лицензиата необходимого оборудования и квалифицированного персонала». Иными словами, он банально не соответствует лицензионным требованиям.

Впрочем, как оказалось, с точки зрения Нацкомиссии все просто замечательно. Так ее член Елена Уласенко, причем отвечающая как раз за радиочастотные вопросы, в комментарии профильному интернет-сайту заявила: «В этом диапазоне уже давно выдана лицензия (это чистая правда, напомним — аж пять лет назад. — И.Ш.)… Что мы должны сделать? Что тут от нас зависит?»

Зачем они сами в таком случае нужны — уточнять не стали. А на вопрос, почему Нацкомиссией не была аннулирована лицензия ПИС, был получен абсолютно блестящий ответ. Оказалось, что в полосах обнаруживаются «радио­частотные присвоения. А если у них есть присвоения и они вещают в эфире... к ним претензий нет».

Это, безусловно, что-то новенькое. Оказывается, государственная политика у нас заключается не в организации работы, то есть не в обслуживании абонентов и оказании им услуг, а в обеспечении частной компании проводить «радиочастотные присвоения». Вне сомнения, это новое слово в регуляторной политике. Осталось только узнать, что и на чем вещают в эфире. Почему в стране так «хорошо» с новыми технологиями связи, и так ясно. И как нынешнее руководство НКРС (или, точнее, НКОГРССИ) собирается выполнять программу Украины по информатизации — тоже.

Заодно «комиссионеры» упорно отсекают от этих частот желающих. Компания «Телесистемы Украины» еще в 2009 году безуспешно обращалась в НКРС по этому поводу. Она же впоследствии обратилась и с просьбой решить вопрос об аннулировании лицензии ООО «Первый инвестиционный союз» на пользование этими частотами, чего вообще-то должен был добиваться госрегулятор, и заявила о готовности освоить их. Причем в бюджет, согласно расчетам, базирующимся на соответствующем постановлении Кабмина, сразу бы поступило 182,8 млн. грн. А простаивающие частоты наконец стали бы работать на пользу населения Украины. При этом государство стало бы регулярно получать в качестве налогов еще и НДС плюс 7,5% сбора в Пенсионный фонд.

Вместо этого по-прежнему имеем классическую ситуацию «собаки на сене»: не используют частоты сами и годами не дают использовать другим...

На рынке оживленно обсуждают, кто из нынешних или бывших чиновников может обеспечить такой уровень «прикрытия». Догадки самые разные. Главе НКРС г-ну Яцуку то припоминают его плодотворную работу с Леонидом Нетудыхатой, то считают, что он ведет свою маленькую игру. Но одно несомненно — авторитета ни Нацкомиссии, ни стране вся эта ситуация точно не добавляет.

Особенно если вспомнить, что в мировых рейтингах по коррумпированности мы уже и так пропустили вперед почти всю Африку.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно