ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВ: «БЕЗ РЕАЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ГОВОРИТЬ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ БЕССМЫСЛЕ

Поделиться
Владимир Михайлович Емельянов - политик, образно говоря, «призыва 90-х». Доктор технических наук, пр...

Владимир Михайлович Емельянов - политик, образно говоря, «призыва 90-х». Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, один из ведущих в бывшем Союзе специалистов по лучевым методам обработки материалов, он многие годы занимался наукой, преподавал в Николаевском кораблестроительном институте. Крутой поворот судьбы произошел после двух лет работы председателем комитета по экономике и региональным экономическим проблемам в Николаевской облгосадминистрации. Именно тогда убедился, что у нас нет ни нормальных законов, ни нормальной структуры исполнительной власти, и сделал попытку реализовать свои идеи на депутатском поприще. Но уже за год в Верховном Совете успел во многом разочароваться:

- В стране продолжаются деструктивные процессы, продолжается размывание как исполнительной, так и законодательной и судебной властей. К сожалению, ничего конструктивного сделать пока не удается. Я, конечно, положительно оцениваю попытки Президента консолидировать общество, создать в государстве власть, способную провести реформы, но пока эти процессы идут настолько вяло... В этом в большей степени вина Верховного Совета, но и всех других властных структур тоже.

С чем это связано? Во-первых, с жесткой борьбой за власть, размывающей и саму власть. Во-вторых, у нас не хватает высококвалифицированных кадров как в правительстве, так и в парламенте. В-третьих, налицо боязнь серьезного реформирования общества. Мы все как бы уговариваем себя: постепенно, потихоньку, без шока и т. д. А так не бывает. Если уж очутился в воде, то надо интенсивнее грести к берегу.

- И где же этот спасительный берег?

- Главное для нас, безусловно, реформирование экономики. Ситуация в ней критическая. Я имею в виду не только уровень производства, с великим трудом стабилизированный на крайне низкой отметке, кризис неплатежей и прочие негативные явления, обсуждаемые чуть ли не ежедневно и ежечасно.

Это все, на мой взгляд, уже следствия. А одна из первопричин - в структуре украинской экономики, в сохраняющемся тяжелейшем перекосе в сторону производства средств производства и добычи сырья, занимающих в общем объеме около 80 процентов. Да такая экономика, причем многозатратная, пожирающая массу средств и ресурсов, человеку в общем-то и не нужна. Рано или поздно нам эту пирамиду придется переворачивать в пользу выпуска товаров народного потребления, всего того, что призвано улучшить жизнь людей. Необходимость серьезной реконструкции, структурной перестройки экономики налицо. Но увы - нет средств.

Нечего скрывать, что ныне в стране при каких-то сугубо символических цифрах безработицы официальной 52 процента безработицы скрытой. И такая ситуация сложилась не сию минуту - еще год назад по отдельным регионам скрытая безработица составляла 40 - 50 процентов всего трудоспособного населения. Вот у нас в Николаеве, с его тремя мощнейшими судостроительными заводами и ориентированным на них машиностроением, во времена Союза из 500 тысяч населения на судостроении было задействовано 100 - 120 тысяч человек. Почти каждый пятый. Сейчас в отрасли явный спад - примерно на 40 процентов по сравнению с 1990 годом, а численность занятых сократилась на 10 процентов. Да сам Бог велел заниматься структурной перестройкой!

В электротехнической промышленности города первые подвижки уже заметны. К примеру, в акционерном обществе «Никонд» (бывший Николаевский конденсаторный завод, еще прошлым летом «лежачий») сумели привлечь иностранные инвестиции, полным ходом идет реконструкция предприятия, создано совместное с Латвией производство по выпуску цветных телевизоров такого класса, которые в Украине еще не выпускаются, - для автомобилей, с маленькой диагональю.

В машиностроении, связанном с судостроением, дела похуже. Хотя и здесь при существующем кадровом потенциале можно было бы найти свою «нишу». К примеру, возродить в городе существовавшее до войны производство трамваев. Увы, пока ряд предприятий работает через две недели на третью, заводы превратились, по сути, в собесы. И сами рабочие говорят об этом.

- Вы, похоже, сторонник массовой безработицы?

- Я за то, чтобы честно признаться: да, она у нас есть. И предлагаю существенно повысить заработную плату. По подсчетам наших николаевских экономистов, она уже в прошлом году должна бы составлять в среднем 18 миллионов карбованцев. С одной стороны, это повысит платежеспособность населения, разблокирует внутренний рынок, а значит, увеличатся поступления в бюджет. С другой - предприятия не смогут платить такую зарплату всем работникам, и скрытая безработица перейдет в открытую. Лучше уж платить тем, кто высвободится, по несколько миллионов пособия, расширять сеть центров по переподготовке - этот кадровый потенциал рано или поздно даст толчок к действительному реформированию экономики. На первом этапе все страны, выходившие из кризиса, делали ставку на общественные работы. Почему бы по такому пути не пойти и нам? Дороги, что ли, в Украине не нужны?

- Как вы считаете, возможно ли изменить ситуацию к лучшему силами самого региона - хотя бы в нем самом? Или абстрактные разговоры о какой-то особой региональной экономической политике не более чем дань моде?

- Сейчас регионами у нас считаются области. Однако, на мой взгляд, для структурной перестройки экономики и налаживания управления на новых принципах оптимальными были бы более крупные единицы, наподобие хрущевских совнархозов. К примеру, если взять Юг Украины, то я вижу регион в составе Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Крыма. Их объединяет наличие рекреационных зон, портов, большое сходство в сельском хозяйстве. И уже внутри такого региона могли бы определяться приоритеты развития.

Но размеры региона, пожалуй, все-таки не главное. О самостоятельной, серьезной региональной политике пока сложно говорить в силу двух причин. Первая: такая политика все-таки напрямую связана с бюджетом. Без реального его наполнения говорить о региональной экономической политике бессмысленно. В каждом регионе (а также городе, районе) должен быть бюджет, независимый от государственного. При формировании бюджетов нам наконец надо отказаться от порочного принципа «матрешки», от административного дележа всем по кусочку - кому побольше, кому поменьше.

В нынешнем году все, к сожалению, осталось по-старому. Конечно, бюджет, одобренный Верховным Советом, - это закон, и его необходимо не критиковать, а выполнять, но трудно не заметить, что документ получился еще более социалистический, большевистский, чем прежде - в том смысле, что все собрать, а потом разделить. Вы же сами понимаете, что чем больше у нас областей, зависимых от центра, тем легче контролировать деятельность исполкомов и их руководителей. Какая уж здесь самостоятельность...

Вторая необходимая составляющая для проведения региональной экономической политики - это наличие кадрового потенциала, чтобы уже на первоначальном этапе реформ, когда еще нет полноценного рынка труда, создавать ту или иную структуру экономики, развивать ту или иную промышленность.

- Следовательно, как ни крути, но индустриально развитые, несубвенционные области имеют шанс больше других преуспеть и в структурной перестройке экономики?

- В некотором смысле - да. Тем более, что в таких индустриальных областях, как Донецкая, Луганская, Запорожская, достаточно высокий кадровый потенциал, уровень менеджмента на отдельных предприятиях.

А что касается затронутой вами проблемы несубвенционности областей, то на нее можно смотреть по-разному. Да, та же Донетчина, на первый взгляд, несубвенционная область. Но скажите, сколько средств ежегодно выметается из бюджета на зарплату шахтерам, поддержку шахт? По крайней мере, в 1994-м на это ушла значительная часть бюджета страны. Возникает вопрос: а откуда эти деньги взяты? Да все оттуда же, из налоговых поступлений от всех областей Украины. А ведь эти деньги можно было бы направить и в другие регионы, построить, допустим, современные заводы по производству пылесосов или видеотехники.

- Прочитав эти строки, ваши недоброжелатели могут подумать, что вы, против поддержки украинской промышленности, против собственного товаропроизводителя...

- Да нет, я всецело «за». Более того, утверждаю, что нам надо срочно предпринимать меры поддержки, а это возможно только путем установления соответствующих таможенных пошлин. Посмотрите на рынки наших городов: мы же завозим ширпотреб, зачастую нижайшего качества, хуже, чем умеем производить в Украине, и финансируем промышленность Польши, Турции, Китая, многих других стран. Или взять бытовую технику. Только в прошлом году в нашей стране продано импортных телевизоров больше, чем произведено украинских. Судите сами, до чего мы так дойдем.

Но в данном случае речь идет о проблемах формирования местных бюджетов. Я убежден: должен соблюдаться принцип равной обеспеченности каждого гражданина Украины бюджетными средствами. Это не значит, что всем поровну. Но если в одной области бюджетная обеспеченность, возьмем условно, один миллион карбованцев на человека, а в другой - десять миллионов, то неминуемо возникает вопрос: почему так?

- Если бы вдруг такая «благодать» снизошла, к примеру, на Мариуполь, ваш коллега по группе «Реформы», мэр этого города Михаил Поживанов сразу бы объяснил: потому что, к примеру, в Мариуполе сосредоточены крупнейшие металлургические комбинаты, прочая промышленность, а значит - неминуемые выбросы в атмосферу, практически непригодный для отдыха берег Азовского моря. Должна же быть какая-то компенсация за это!

- А на территории Николаевской области находятся атомная электростанция, глиноземный завод, и у меня как депутата масса жалоб на загрязненность воды промышленными стоками, на радионуклиды в продуктах.

- Если следовать этой логике, то мы можем дойти до противопоставления областей по индустриальному признаку, что таит немалую опасность: всем известна диспропорция в промышленном развитии Востока и Запада Украины. Судя по всему, предстоит еще сломать немало копий, пока придем к цивилизованному формированию местных бюджетов. А пока...

- А пока у меня только что были представители из Березанского района Николаевской области. Не могут достроить начатый в 1990 году хозспособом корпус детской районной больницы на 75 мест. Столярка установлена, сантехника тоже. Не хватает мелочи - 38 миллиардов на отделочные работы. И взять неоткуда. Местный бюджет такой суммы выделить не в состоянии: вся Николаевщина вместо необходимых 50 триллионов карбованцев получила от «общего пирога» всего 19 триллионов. От государства помощи тем более не жди - президентский указ строго-настрого запрещает в 1995 году незапланированные траты. Так недостающие 38 миллиардов могут погубить уже вложенные 5 триллионов. А мы тут с вами о высоких материях рассуждаем...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме