За правым ухом

27 июня, 2008, 14:55 Распечатать Выпуск №24, 27 июня-4 июля

Вы, мужчина, ручки-то оттуда уберите... То, что вы ищете, у меня за правым ухом: я — натурщица Сальвадора Дали...

Вы, мужчина, ручки-то оттуда уберите... То, что вы ищете, у меня за правым ухом: я — натурщица Сальвадора Дали.

Культурно-похабный анекдот

Как известно, все налоги в Украине уплачиваются только потому, что те, кому действительно нужно сэкономить на их уплате, а именно — хозяева предприятий, не всегда в курсе возможностей, которые им (вольно или невольно) предоставляет для этого законодательство. А те, кто в курсе, не особенно хотят перенапрягаться, поскольку лично им оно нужно не особенно.

Для того чтобы в курсе были все, а не только избранные, есть смысл в адекватном информировании начальствующих/владеющих неспециалистов о том, что, собственно, происходит в налоговой сфере и вокруг нее. Авось пригодится...

Итак, попробуем.

1. Конституционный суд Украины своим решением от 22 мая 2008 года №10-рп/2008 признал неконституционными почти все нормы раздела II Закона «О государственном бюджете на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г.
№107-VI (а раздел II как раз упомянутых изменений и касался). После этого парламент практически все отмененные нормы восстановил — уже новым законом (от 3 июня 2008 года №309-VI), вступившим в силу со дня опубликования (то есть с 4 июня 2008 года) и применяющимся со дня прекращения действия положений полуотмененного закона, то есть с
22 мая 2008 года.

В результате период с 1 января 2008-го по 21 мая 2008-го завис в воздухе. «По умолчанию» пока отмененные/восстановленные нормы действуют и за этот период тоже. Но с учетом п. 6 упомянутого решения КСУ от 22 мая 2008 года №10-рп/2008 суды за период до 22 мая эти неконституционные нормы применять не должны.

Поэтому те плательщики, которым эти многочисленные нормы не нравятся, могут отсудить для себя их неприменение за указанный период (как у нас водится, в индивидуальном порядке, ибо правило прецедента в нашей стране не работает).

При этом не исключено, что иски по другим («хорошим») нормам того же закона в отношении того же периода будут инициироваться налоговиками.

В интересное живем время! А когда судьи КСУ дочитаются до запрета вообще принимать налоговые нормы позже, чем за полгода до их вступления в силу (ч. 8 статьи 1 Закона «О системе налогообложения»), оно может стать еще интереснее...

2. Кабинет министров Украины своим распоряжением от 7 мая 2008 г. №703-р предписал, чтобы предприятия — объекты государственной собственности и хоз­общества, где доля государства в уставном фонде превышает 50%, заключали договора о совместной (в том числе инвестиционной) деятельности, договора управления имуществом и даже просто обычные договора комиссии и поручения(!) исключительно(!!) на основании соответствующих решений Кабмина(!!!).

Все нарушения подлежат отмене, в том числе и задним числом.

Это надо бы иметь в виду не только самим госпредприятиям, но и тем, кто собрался с ними иметь дело.

Не троньте гос — отменять не будут...

3. Из писем Государственной налоговой администрации Украины (далее — ГНАУ) от 12 марта 2008 года №4672/7/16-1517-05 и от 1 апреля 2008 года №6484/7/16-1517-07 (оба подписаны зампредседателя ГНАУ
С. Чекашкиным) следует, что в случаях преобразования предприятий, их разделения или выделения предприятие «уходящее» должно, ни много ни мало, заплатить НДС со всего своего имущества, если при его приобретении НДС был уплачен поставщикам (и, соответственно, включен в налоговый кредит).

Дело в том, что ГНАУ сочла передачу валовых активов от старого предприятия новому их поставкой (чего, конечно, на самом деле нет, как нет продажи себе же самому, хоть и в новом обличье). А исходя из этой «поставки», последовательно применяя п. 3.2.8 и 7.4.1 закона об НДС, она и пришла к выводу о том, что любое преобразование/разделение/выделение обойдется фирме очень дорого: налог на такое преобразование составит 20%!

Попутно налоговики (столь же беззаконно) отказали предприятиям, созданным в порядке такого преобразования, в праве на получение бюджетного возмещения по НДС.

Снявши голову, по волосам не плачут...

4. ГНАУ выпустила «Пример­ный порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы <...> по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов» (приказ от 18 апреля 2008 года №266), из которого видна нацеленность налоговиков на признание сделок недействительными/ничтожными с последующим изъятием всего полученного по таким сделкам в доход государства (разд. V и п. 7.2) — если операции плательщиков не были обусловлены «разумными экономическими или другими причинами» (п. 5.6).

Это означает опасность для предприятий нереально дешевых продаж/закупок и прочих «странных» операций — законам в принципе не противоречащих, но как бы «по-человечески непонятных».

Что касается судебной практики, то она здесь достаточно противоречива: прецедентного права в Украине, как мы уже отмечали, нет, поэтому по схожим поводам могут быть разные решения — все зависит, как всегда, от «дополнительных аргументов».

Не судитесь — и да не судимы будете...

5. И — на закуску.

Увага, внимание и немножко — ахтунг!

Подготовлен ПРОЕКТ закона «Об упрощенной системе налогообложения», в котором единым налогом названо то, что сейчас называется налогом на прибыль, — 25% от разницы между доходами и затратами! Но даже такое «счастье» на всякий случай собираются запретить для 37 видов деятельности — при том, что, к примеру, консультационные, финансовые и бухгалтерские услуги считаются вместе взятые как один(!) запрещенный вид.

Переход же на столь славное упрощение освобождает (кстати, не всех, а с исключением для «эпизодических») от налога на прибыль (ну не хватало еще платить его два раза!) и от НДС, но лишь тех, кто и так имеет право его не платить согласно закону об НДС!

Не менее оригинально освобождение физлиц-«упрощенцев» (кроме «эпизодических») от налога с их доходов (НДФЛ): освобождаются лишь доходы, которые... уже «обложены согласно законодательству»!!!

Плюс — есть освобождение от кучи мелких налогов, список которых гораздо скупее гигантского перечня запретов. Все пенсионные и прочие страховые сборы/взносы остаются, разумеется, как подлежащие уплате.

Чрезвычайно интересно, какие партии-камикадзе дадут своим фракциям самоубийственное указание за это проголосовать. Неужели кто-то готов установившуюся с таким трудом гармонию между льготами крутым и льготами мелким грубо нарушить, поправ установившееся социальное равновесие и провоцируя нехилый социальный же взрыв?

Чем хуже — тем лучше?

Опять же: интересно — кому?

В общем это уже даже не смешно. Это даже не маразм, это нечто запредельное. Ждем новых проектов.

Ну вот — пока все. Не скучайте.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно