Юрий Крук: «Украина получит широко распространенную в мире модель функционирования морских торговых портов»

11 ноября, 2011, 14:21 Распечатать

О том, что предполагает новый законодательный акт, замглавы парламентского комитета по транспорту и связи Юрий КРУК рассказал ZN.UA.

© pravda.tis.ua

Украинская портовая отрасль требует неотложных и коренных преобразований, технической модернизации и современной модели функционирования портов. Создать условия для решения этих задач невозможно без единой и стабильной законодательной базы. Основным документом, принятие которого положило начало реформам в отрасли и заполнило нормативный вакуум, стал Закон «О морских портах Украины», который Верховная Рада приняла 3 ноября этого года. О том, что предполагает новый законодательный акт, замглавы парламентского комитета по транспорту и связи Юрий Крук рассказал ZN.UA.

— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в портовой отрасли?

— Я считаю, что это отрасль с огромным потенциалом, который используется лишь на одну десятую. Не зря, выступая в Верховной Раде Украины, президент в числе главных приоритетов развития страны назвал именно портовую отрасль. Но сегодняшнее положение портов оставляет желать лучшего. Главная причина — у нас с момента обретения независимости сменилось восемь министров транспорта, и у каждого было свое видение того, как должны развиваться порты. И, к сожалению, меняя правила во время игры и переписывая концепции, мы упустили собственно развитие портов. Нужна единая стабильная законодательная база, которая даст уверенность инвесторам и изменит ситуацию к лучшему. И принятый недавно Закон «О морских портах Украины» стал именно таким решением.

— Расскажите немного об этом законе…

— В первом чтении он был принят еще в 2007 году 301 голосом. С того времени в него внесено около четырехсот изменений, и сейчас нам удалось учесть позиции всех сторон и интересы как государства, так и инвесторов. Прежде всего, этот закон позволяет утвердить необходимую структуру управления портами — такую, как принята в странах Евросоюза и в США. Закон ограничивает возможности принятия волюнтаристических решений начальниками портов. Это дает инвесторам дополнительные гарантии сохранности инвестиций. В законе также прописаны дополнительные гарантии для транзитеров грузов.

— Хотелось бы коснуться вопроса транзита. Почему значительная часть грузов, которые могли бы идти через украинские порты, уходит на Румы­нию, Россию, Грузию?

— Есть целый ряд нормативных документов, которые отпугивают от нас грузопотоки. Зачастую в порт Констанца, который является главным конкурентом наших черноморских портов, грузы идут, потому что там дешевле, потому что там более гибко меняют тарифы. Закон в основу ценообразования по основным хозяйственным операциям, проводимым в морских портах, закладывает принцип свободного формирования цен. Госре­гу­ли­рованию, то есть установлению тарифов, подлежит только деятельность субъектов естественных монополий относительно так называемых специализированных услуг. Перечень специализированных услуг устанавливает правительство. Таким образом, мы сможем более гибко регулировать тарифы и станем более конкурентными на рынке транзитных перевалок.

— Ситуацию в развитии портовой отрасли могли бы значительно улучшить частные инвесторы. Но почему-то они не спешат вкладывать деньги в этот сегмент рынка…

— Инвесторы не идут работать в порты, потому что боятся не­определенности и не имеют гарантий возврата своих инвестиций. И тот и другой вопрос решается принятием нового закона. Так, согласно закону, государство гарантирует право частной собственности на причалы, построенные в установленном порядке за счет частных инвестиций. Строительство за счет частных инвестиций объектов государственной собственности теперь будет осуществляться на компенсационной основе. Источни­ками компенсации инвестиций в гидротехнические сооружения являются соответствующие портовые сборы, зачисления арендной платы и временное бесплатное или льготное использование объектов инвестирования. Также компенсации подлежат инвестиции в другие гидротехнические сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути.

— Недавно поддержал принятие закона президент Украины, сказав, что, с одной стороны, он продиктован потребностями рынка, а с другой — стратегическим планированием на государственном уровне...

— Закон также поддержал вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников. Вообще закон о портах в новой редакции появился благодаря тесному сотрудничеству комитета по транспорту ВР и рабочей группы Ми­нис­терства инфраструктуры. На­помню, что именно по заданию вице-премьера Бориса Колеснико­ва была создана рабочая группа, перед которой он поставил задачу подготовить предложения по редакции закона, чтобы максимально адаптировать его к европейскому законодательству, что и было сделано. Мы их все учли и приняли в новом законе. Это значит, что есть поддержка закона со стороны всех ветвей власти.

— Что взяли за основу при подготовке закона?

— Мировую практику и положительный опыт наших конкурентов. Отрасль требует неотложных и коренных преобразований, либерализации имущественных и земельных отношений, технической модернизации и современной моде­ли функционирования морских пор­тов. На сегодняшний день Ук­раина является единственным государством на постсоветском пространстве, где не прошли реформы в портовой отрасли. Россия, страны Балтийского региона и Грузия благодаря либерализации портовой отрасли и приватизации морских портов постоянно наращивают транзитный потенциал. В таких условиях украинские порты не могут составить им конкуренцию ни в экспортном, импортном, ни в транзитном направлении. Именно положительный опыт в реформирова­нии портов и опыт эффективного управления ими, который есть у наших соседей, и был взят за основу.

— Какими будут основные направления реформ, предусмотренных законом?

— Основные направления следующие. Прежде всего, это реорганизация всех госпредприятий — морских портов, предполагающая сохранить в госсобственности не подлежащие приватизации стратегические объекты портовой инфраструктуры: акваторию, гидротехнические сооружения, объекты общего пользования. А также создание Администрации морских портов Украины с ее филиалами в каждом морском порту.

Создаются условия и для развития портов. Согласно концепции, заложенной в законе, морской порт является специально оборудованной для обслуживания грузов, судов и пассажиров территорией на суше и воде. Территории морских портов включают государственные земельные участки, на которых расположены стратегические объекты портовой инфраструктуры, земли, переданные в долгосрочную аренду частным инвесторам, а также земельные участки, находящиеся в частной и коммунальной собственности. Таким образом, предполагается задействовать для развития весь потенциал территорий, географически привязанных к акваториям морских портов. На сегодняшний же день де-юре территория порта — это лишь земли, переданные государственному предприятию — морскому порту. Также созданы механизмы реформирования госпредприятий — морских портов и даны гарантии прав собственности. Это если вкратце.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об Администрации морских портов Украины.

— Это будет государственное предприятие, основная цель которого — планирование развития морских портов Украины, эффективное управление стратегическими объектами инфраструктуры, выполнение административных функций, в том числе взятых на себя Украи­ной по международным соглашениям. Например обеспечение безопасности мореплавания. Все остальное имущество госу­дарст­венных предприятий морских портов, обеспечивающее хозяйственную деятельность, может подлежать приватизации, передаче в аренду или концессию. При этом причалы не полежат приватизации, но могут быть объектами аренды или концессии. В результате Ук­раина получит широко распространенную в мире модель функционирования морских торговых портов — своего рода симбиоз государственных структур в виде адми­нистраций портов и частных, конкурирующих между собой компаний.

— Какую роль в планировании развития морских портов вы отводите территориальной составляющей?

— Предполагается создание резервного фонда земель морских портов, который будет формироваться за счет государственных земель, а также частных и коммунальных земельных участков по согласию их собственников. Цель понятна: использование прилегающих территорий для перспективного развития существующих портов, а также строительства новых морских портов.

— Одним из важнейших вопросов в преобразовании отрасли эксперты считают модернизацию портов. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Действительно, отсутствие понятных для инвесторов правил и гарантий обусловило крайне низкий, недостаточный для интенсивного развития объем инвестиций в морской хозяйственный комплекс. Как следствие, отечественные порты остро нуждаются в модернизации основных фондов, привлечении инвесторов, что в свою очередь возможно за счет концессии, которая регулируется соответствующим законом. Чем больше нам удастся привлечь частного капитала для того, чтобы модернизировать порты, тем лучше.

И закон дает главное, что нужно инвестору, — гарантии сохранности капитала. Это позволит раскрыть и потенциал наших портов, который, как я уже говорил, сейчас используется лишь на 10%. Ведь мы сегодня имеем 18 портов, а по объемам перевалки на Черном море уступаем той же Румынии. Конечно, эту ситуацию нужно менять, и теперь у нас появился реальный шанс это сделать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно