ЮРИЙ БЕЗБОРОДОВ: «ОСНОВА УСПЕХА НАШЕЙ КОМПАНИИ — ЕЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»

22 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Бизнес нужно вести так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно вложенные деньги… По мотива...

Бизнес нужно вести так, чтобы не было
мучительно больно за бесцельно вложенные деньги…

 

По мотивам повести «Как закалялась сталь»

В Украине есть множество телекоммуникационных компаний, доказавших свои преимущества в той или иной области связи. Но лидировать в самых разных направлениях — в сферах междугородной и международной телефонии, передачи данных, Интернета, IP-телефонии, сотовой связи стандарта GSM-1800 пока удалось только одной — Golden Telecom. Как удается этого добиться и что же нужно для успешного ведения бизнеса?

Мы представляем вашему вниманию интервью с генеральным директором компании Golden Telecom Юрием БЕЗБОРОДОВЫМ.

ООО «Голден Телеком» (Golden Telecom, Украина) — часть холдинга Golden Telecom Inc. (NASDAQ: GLDN). Компания развивает следующие направления бизнеса: услуги местной, междугородной и международной телефонной связи и передачи данных; интернет-услуги, в том числе корпоративное подключение к Интернету по выделенным каналам и коммутируемый доступ для широкого круга пользователей (торговая марка «Свiт Онлайн»); услуги мобильной связи стандарта GSM1800 (Golden Telecom GSM). Golden Telecom является одним из крупнейших негосударственных инвесторов в Украине. Общий объем инвестиций в развитие телекоммуникационной отрасли составил более 62 млн. долларов.

Безбородов Юрий Максимович, генеральный директор ООО «Голден Телеком». Родился в апреле 1945 года в Карелии. Окончил Харьковское военное училище связи, Ленинградскую военную академию связи. С 1976 года — служба в Киевском высшем военном училище связи. Занимался инженерной, преподавательской и научной деятельностью, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, доктор технических наук. Автор более ста научных работ, трех монографий и 36 изобретений. С 1994 года возглавляет ООО «Голден Телеком» (до января 1999 года — НПВФ «Банкомсвязь»). Женат, имеет двоих детей. В свободное время занимается спортом.

— Компания Golden Telecom хорошо известна на украинском рынке, причем практически во всех сферах телекоммуникационной деятельности. Каковы, на ваш взгляд, основные причины успеха вашей компании? Какие принципы заложены в основу ее бизнеса?

 

— Причин несколько. Прежде всего дело в той корпоративной культуре, которая закладывалась изначально и сегодня является одной из основных ценностей нашей компании. Мы всегда следуем выработанным нами принципам взаимоотношений между сотрудниками, руководителями, клиентами. Наша корпоративная культура складывается из трех составляющих.

Первое — западная культура ведения бизнеса, которую привнесли в компанию наши иностранные партнеры-американцы. Второе — культура военная, поскольку изначально, да и сейчас тоже, в нашей компании работает много бывших военнослужащих, офицеров. Иногда у нас любят говорить о военной культуре с некоторым «юморком», однако она имеет много положительных сторон. Ответственность, обязательность и пунктуальность очень важны как в технических областях деятельности, так и в работе с нашими клиентами.

И третья составляющая успеха — наша молодежь. Поскольку мы ориентируемся на молодых и грамотных специалистов, на людей, чье сознание не отягощено наследием советской эпохи. Мы понимаем, что основа успеха компании — наши сотрудники. Поэтому одним из основных принципов является постоянная забота об их благосостоянии, обеспечение достойных условий труда, высокой заработной платы, социальной защиты, страховки. Наши сотрудники получают хорошую зарплату (думаю, что среди телекоммуникационных компаний — лучшую) и ежеквартальную премию, величина которой зависит от качества выполнения ими своих обязанностей. Также есть медицинская страховка, возможность заниматься физической подготовкой и повышать свой профессиональный уровень: каждый работник проходит бесплатные тренинги, участвует в международных конференциях, семинарах и выставках по телекоммуникациям.

Найм, оплата труда и продвижение по службе происходит в компании без дискриминации и протекционизма, поскольку непрофессионализм или ошибка одного сотрудника может напрямую привести как к финансовым убыткам, так и к потере доверия клиентов, имиджа компании и т.д.

В Golden Telecom не работает ни одного «блатного» или тех, кто пришел сюда «по звонку».

У нас очень жесткий многоступенчатый отбор персонала, который начинается с отдела кадров и завершается собеседованием с генеральным директором. Абсолютно все специалисты на завершающем этапе кадрового отбора приходят на беседу ко мне. Это позволяет избежать как «липовых» специалистов, так и случайных людей. В итоге в нашем коллективе царит здоровая морально-психологическая атмосфера, люди это понимают и ценят.

Не менее важны честные и открытые взаимоотношения среди директоров, менеджеров, учредителей и партнеров.

— Учитывая специфику Украины, насколько легко или трудно работать с иностранными специалистами?

 

— Я считаю, и легко, и полезно. Раньше у нас было четыре представителя от иностранных учредителей. Сейчас в компании остался всего один иностранный специалист — главный управляющий компании Джефф Хаули. Это говорит, во-первых, о доверии со стороны инвесторов, которые вкладывают в нашу компанию большие деньги. Во-вторых, о том, что наши люди могут профессионально выполнять обязанности, которые раньше выполнялись иностранцами.

Наши взаимоотношения с иностранными инвесторами строятся на честных партнерских взаимоотношениях. У нас одна цель и одинаковые взгляды на ведение бизнеса. Мы ни разу не солгали и не обманули друг друга.

— Как говорится, «клиент всегда прав», следовательно, он имеет право на «капризы». Телекоммуникационные услуги в Украине предлагаются множеством различных операторов. Чем и как вам удается привлечь клиента?

 

— В отличие от других поставщиков телекоммуникационных услуг, мы предлагаем заказчику не только какую-то отдельную услугу, например, телефонию, но и свои собственные средства доступа — телефонные линии, которые мы прокладываем и обслуживаем сами. Сегодня можно без преувеличения сказать, что для нас нет таких понятий, как «это невозможно» или «этих услуг мы не предоставляем».

Нынче Golden Telecom — единственная в Украине компания, которая предоставляет полный спектр телекоммуникационных услуг, в т.ч. мобильную связь, фиксированную связь, международную телефонию, передачу данных, Интернет, IP-телефонию и т.д. Мы предоставляем клиенту готовые решения его телекоммуникационных задач, выработанные с учетом индивидуальных потребностей и специфики деятельности заказчика. Высококвалифицированные и опытные специалисты компании, регулярно проходящие обучение за границей, совместно с заказчиком определяют оптимальную форму делового сотрудничества как с технологической, так и с финансовой точки зрения. Мы хорошо понимаем потребности рынка, поскольку и сами являемся клиентами, например, по отношению к поставщикам оборудования.

Кстати, свои отношения с поставщиками строим исключительно на коммерческих принципах, выбирая поставщика на тендерной основе, учитывая как можно большее число факторов отбора — технических, ценовых, временных и т.д. Не имеем дела с теми, кто пытается направить процесс закупок в направлении своекорыстных интересов, подкупа должностных лиц или в ущерб компании.

Мы постоянно развиваем как существующие, так и перспективные направления своего бизнеса, новые услуги и регионы, и это требует от нас колоссальных средств. Поэтому значительную часть зарабатываемых нами денег мы реинвестируем в новые проекты.

Сегодня в области фиксированной связи Golden Telecom присутствует в 27 городах Украины. Вот и сейчас в Днепропетровске и Одессе мы начинаем новый проект по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи, Интернета и передачи данных. Уже внедрен аналогичный проект в Киеве, а вот теперь наши клиенты и в этих городах смогут с помощью нашей компании быстро и качественно решить все проблемы со связью: установить в офисе цифровые телефонные линии; предоставить услуги ISDN; обеспечить высокоскоростной Интернет; установить необходимое оборудование и обеспечить техническую поддержку на каждом этапе сотрудничества.

— Какие из существующих сегодня направлений деятельности Golden Telecom являются более приоритетными и доходными сейчас, и что, на ваш взгляд, станет приоритетом в перспективе?

 

— Изначально наша компания ориентировалась на развитие двух направлений бизнеса — мобильной и фиксированной сетей связи. Мобильная сеть была запущена в конце 1996 года, фиксированная — в начале 1997-го.

Сегодня традиционная телефония по-прежнему продолжает пользоваться повышенным спросом и приносить нам основную часть доходов. Но для наших бизнес-клиентов очень важно иметь не просто отдельную услугу — важно и выгодно получить, причем из рук одного оператора, полный комплекс телекоммуникационных услуг. Поэтому мы развивали и развиваем сразу несколько направлений бизнеса.

Естественно, основной акцент делается на том, что сейчас наиболее выгодно. Однако мы очень внимательно следим как за развитием потребностей на украинском рынке, так и за тенденциями, которые существуют за рубежом, и поддерживаем перспективные виды бизнеса, поскольку те услуги, которые сегодня не востребованы рынком, завтра вполне могут оказаться в числе самых популярных. Например, мы хорошо знали о том, что вскоре в Украине должна будет «выстрелить» такая популярная сегодня услуга, как IP-телефония. Благодаря серьезной своевременной подготовке к ее запуску наши услуги IP-телефонии сразу заняли лидирующее положение на рынке.

Мы прогнозируем, что через год-два произойдет перераспределение направлений нашей деятельности, в т.ч. по степени доходности. Все больший удельный вес будут занимать активно развиваемые нами передача данных и Интернет. Очень важна здесь и ориентация на тот или иной сегмент рынка.

Например, IP-телефония четко направлена на массовый рынок, а междугородная и международная телефония — на рынок бизнес-клиентов. Но ведь бизнес-клиент — не «бесконечная субстанция». Самых крупных клиентов уже разобрали. Поэтому мы переходим к средним и мелким клиентам, к массовому пользователю и уже сегодня предлагаем наши услуги на всех без исключения сегментах рынка. Очень успешными тому примерами служат предоставление нами массовых предоплаченных услуг Интернета «Свiт Онлайн» и услуг IP-телефонии «Алло!».

— У большинства предприятий негосударственной формы собственности время от времени возникают трудности в общении со всевозможными государственными структурами. Удается ли вам их преодолевать?

 

— Самый лучший, надежный и, пожалуй, единственный способ сохранения хороших взаимоотношений с государственными и местными властями — это соблюдение всех законов, юридических, нормативных и бюджетно-налоговых норм, а также добросовестная уплата всех начисленных налогов. Кроме того, при ведении дел с местными властями очень важно не допускать личной заинтересованности чиновников.

Мы изначально поставили перед собой задачу любые вопросы решать только законными путями. Это — один из принципов, который сегодня позволяет нам добиваться правдивых решений в судах и других государственных органах.

Конечно, такой подход не всегда находит понимание, ведь не секрет, что на рынке всегда есть и те, кто решает свои вопросы довольно просто, — путем материальной заинтересованности конкретного должностного лица. Или с помощью серьезных покровителей. В таких случаях вопросы, например, выделения каналов или предоставления технических условий на подключение к сети общего пользования удается снять за день-два. Нам же часто приходится решать их месяцами и даже годами.

Против нашей компании ведется борьба, например, тем же «Укртелекомом». Но в вину нам поставить нечего, и мы этим фактом гордимся. Деятельность компании полностью лицензирована, мы платим все налоги, у нас нет двойной морали. И все, что мы требуем, находится исключительно в рамках действующего в Украине законодательства.

Безусловно, процесс выхода на рынок и дальнейшей работы новых операторов необходимо регулировать, государство не имеет права пускать его на самотек. Но делать так, как сегодня поступает «Укртелеком», тоже нельзя. Сегодня, пользуясь своей монополией, этот государственный оператор перекрывает пути на рынок новым операторам связи и не дает развиваться сравнительно старым (все же в нашей стране этот бизнес относительно молод).

При этом тот же «Укртелеком», имея колоссальные ресурсы, много собственных линий, трактов, каналов и т.д., сетует на отсутствие денег, которые лежат у него, что называется, под ногами. А ведь требуется лишь определить для сотен украинских операторов фиксированной связи разумную ценовую политику в отношении использования ими укртелекомовских ресурсов. Но, по-видимому, отдельным чиновникам это невыгодно, поскольку сегодня в Украине существует много маленьких телекоммуникационных компаний, созданных некоторыми бывшими руководителями «Укртелекома». И они лоббируют собственные интересы.

Украина — большая и, в телекоммуникационном смысле, практически не освоенная страна. С этой точки зрения, попытка видеть в Golden Telecom конкурента «Укртелекому» совершенно безосновательна. Добавьте еще с десяток таких операторов, как Golden Telecom, — и все равно работы хватит. Многие же наши высокопоставленные государственные служащие этого не понимают или не желают понимать. Придерживаясь принципа «не пущать», они стараются всячески ограничить тех, кто приходит на рынок. А такой подход в корне неправилен: чем больше в Украине будет таких операторов, как Golden Telecom, тем быстрее будет развиваться ее телекоммуникационная инфраструктура.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно