Юлия ТИМОШЕНКО: «Я НЕ ЗНАЮ ТАКОГО ОЛИГАРХА, КОТОРЫЙ МОГ БЫ МНЕ ДАТЬ ВЗЯТКУ...»

14 января, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 14 января-21 января

Еще пару лет назад Юлия Тимошенко и Игорь Бакай были в общем-то руководителями и совладельцами дв...

Еще пару лет назад Юлия Тимошенко и Игорь Бакай были в общем-то руководителями и совладельцами двух конкурирующих между собой газотрейдерских компаний — соответственно ПФК «ЕЭСУ» и корпорации «Республика» (а затем — ЗАО «Интергаз»). В те времена операторов рынка газа можно было на пальцах перечесть, и поставляли они потребителям в основном из России объемы газа не в пример нынешним импортерам — счет доходил до десятка миллиардов кубометров чуть ли не на каждого. Впрочем, и тогда они всеми доступными способами вели борьбу не на жизнь, а на смерть — за платежеспособных потребителей и производителей наиболее рентабельной и экспортоспособной продукции. Поочередно каждый из них был аутсайдером. Компании Бакая — при Павле Лазаренко, «ЕЭСУ» — после его низложения.

Со временем оба газотрейдера заручились депутатскими мандатами, да только Игорь Михайлович его сразу же сдал обратно, предпочтя депутатскому креслу куда более мягкое — председателя правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины». Юлия Тимошенко тем временем активно делала политкарьеру. И в общем-то весьма преуспела на этом поприще. Впрочем, похоже, что Юлия Владимировна не оставляла без своего зоркого внимания возглавляемый экс-конкурентом «Нефтегаз Украины» и таки пыталась, образно говоря, заложить мину замедленного действия под взлелеянный И.Бакаем «Нефтегаз Украины» — в виде «поборных» статей госбюджета-2000. (Примут ли парламентарии сей бюджет, об этом мы скоро узнаем. Впрочем, Ю.Тимошенко хотя и надеется, что бюджет будет принят в течение двух ближайших недель, но не в восторге от того варианта, который получил бюджетный комитет ВР.)

Иногда противостояние сих весьма неординарных личностей, доходя до точки кипения, напоминало чуть ли не банальнейшее сведение личных счетов. Если, конечно, абстрагироваться от того, что в газовом бизнесе счет идет на сотни миллионов, а то и миллиарды долларов... Тем не менее каждый из них до недавнего времени, похоже, все-таки получал большую часть желаемого. Но тут случился Новый год и Рождество, и, подустав порядком за последний год, Игорь Михайлович отправился в заслуженный отпуск. Да вот незадача: пока он грелся на Каймановых островах и, вероятно, вкушал сладчайшие плоды своего ратного труда, в Украине полным ходом формировался новый состав Кабинета министров. Вряд ли бы г-н Бакай позволил себе такую роскошь, знай он наперед о том, что его ожидает по возвращении в столицу городов русских...

А ожидает его, похоже, пренеприятнейшая новость: нет, пока не ревизор, а то, что могло Игорю Михайловичу присниться только в страшном сне, — Юлия Тимошенко в роли вице-премьера по вопросам топливно-энергетического комплекса. А это значит, что теперь Юлия Владимировна уполномочена курировать энергетику, дела шахтерские и атомные, а также рынки нефти, нефтепродуктов и... газа, включая НАК.

Кроме того, так уж повелось, что именно «энергетический» вице-премьер (прежде это, правда, обязательно был первый вице-премьер) в качестве добровольно-принудительной нагрузки уполномочивался возглавлять наблюдательный совет НАК «Нефтегаз Украины». Так что если Ю.Тимошенко также получит сие право, то можно только представить себе, как «повезло» И.Бакаю... Может, и в самом деле ему при таком раскладе лучше было не возвращаться в Украину, как ему уже посоветовали доброжелатели?..

Впрочем, это не единственный совет, который Игорь Михайлович уже успел получить, даже будучи весьма далеко от Киева. По сведениям «ЗН», новый премьер-министр Виктор Ющенко в телефонном разговоре с Игорем Бакаем уже настоятельно посоветовал последнему, так сказать, поскорее найти общий язык с вице-премьером Юлией Тимошенко. Игорь Михайлович якобы ответил на это, что, мол, не станет он этого делать и в крайнем случае уйдет из НАКа (чуть было не процитировала В.Высоцкого — «из стада»). Премьер-министр против последнего заявления главы «Нефтегаза Украины» якобы не возразил...

В самом ли деле Игорь Михайлович предпочтет отставку или, смирив гордыню, хотя бы сделает вид, что намерен искать общий язык с Юлией Владимировной, — очень скоро станет очевидным. Однако если он решится остаться председателем правления НАКа и его не попросят с этого места, ему явно придется туго. Во всяком случае, Ю.Тимошенко в ходе своей первой пресс- конференции в роли вице-премьера это четко дала понять.

— Юлия Владимировна, что будет с руководством «Нефтегаза Украины», в частности с его главой Игорем Бакаем, да и с самим НАКом? Помнится, вы не были в восторге от идеи создания такой компании...

— Хороший вопрос. Что будет с руководством НАКа, очевидно, будет решать Президент Украины...

Я не знаю, какие будут приняты кадровые решения, но могу твердо сказать, что отсутствие достоверной информации в Украине (в контексте ситуации на рынке газа и взаиморасчетов НАКа. — Авт.) привело к определенным политическим последствиям: есть определенное обострение отношений между Украиной и Россией, именно потому, что не определены реальные суммы долга, именно потому, что газ сегодня крадут, а не покупают. И ни одной стране в мире не понравилось бы, если бы ресурс, которым она обладает, просто забирали бесплатно, причем даже не придавая этому значения. Это ненормально. Мы обязаны со всеми странами в мире строить цивилизованные отношения.

Россия не просто планирует, а уже ввела определенные платежи на энергоносители, которые идут в Украину, в частности на нефть. И этот вопрос также будет обсуждаться во время предстоящего саммита глав государств СНГ в Москве.

— Так или иначе, а в минувший понедельник на переговоры с «Газпромом» вы ездили с замом Игоря Бакая Игорем Диденко. В этой связи позвольте поинтересоваться: как вы намерены работать с НАКом и его главой, если вообще намерены? И где вообще-то сейчас И.Бакай?

— Я бы хотела это знать, четвертый день ищу его и не могу даже следа найти.

Но по-прежнему ответственность за поставки газа и расчеты за него остаются на НАК «Нефтегаз Украины». И по-прежнему руководителем НАКа остается Бакай. Насколько смогла, я ему помогла: привезла протокол намерений (о закупке газа в 2000 году. — Авт.), и теперь его дело подписать соответствующие контракты и сделать так, чтобы газ в Украину шел.

Что же касается назначения вице-премьером самой Юлии Тимошенко, то это весьма интересная история. И очень хотелось уточнить некоторые ее детали именно у Ю.Тимошенко, что я и попыталась сделать.

— Юлия Владимировна, для многих ваше назначение вице-премьером было, пожалуй, самым неожиданным из всех. В этой связи «ЗН» известно минимум три версии. Первая состоит в том, что на назначении вас «энергетическим» вице-премьером настаивал российский «Газпром». Вторая — что, мол, своим назначением вы обязаны тому, что сумели вовремя подружиться с семьей премьера Виктора Ющенко. По третьей версии на вашем назначении настаивал Рух. Так чему или кому вы обязаны своим назначением на самом деле?

— Я очень хорошо отношусь к премьер-министру, если брать чисто человеческие отношения, уважаю его жену, у него просто прекрасные дети. И хочу сказать, что с такой семьей можно дружить, я хотела бы этого. Но думаю, что своим назначением все же обязана Президенту.

Справедливости ради замечу, что не только И.Бакай и его команда сейчас тяжкую думу думают, но и большинство участников рынка газа и всех энергетических сегментов. Газотрейдеры, например, так прокомментировали новое назначение: «Пустили щуку в аквариум»... А заместитель генпрокурора О.Колинько, известная своими «разборками» с энерго- и газотрейдерскими компаниями, на днях подала прошение об отставке. Говорят, о причинах такого решения она сказала, что, мол, не может больше выполнять свои профобязанности, так как некоторые из тех, против кого она возбуждала уголовные дела, теперь назначены вице-премьерами... Впрочем, сама Юлия Владимировна весьма жестко парировала сие «косвенное обвинение» О.Колинько, заявив, что, мол, это все из серии сведения счетов и поступок О.Колинько есть не что иное, как результат «договоренности с олигархами», которые противятся реформам в энергетическом секторе. Она также сказала, что все суды против когда-то возглавляемой ею корпорации «ЕЭСУ» выиграны и что «ЕЭСУ» ничего на сегодня не должна государству.

Более того, тот факт, что бывший генпрокурор Украины, нардеп Олег Литвак (который в прокурорскую бытность свою имел массу претензий к возглавляемой тогда Ю.Тимошенко корпорации «ЕЭСУ») вошел в состав фракции «Батьківщина», заявила Ю.Тимошенко, является свидетельством тому, что «ни я, ни структуры, которые я возглавляла ранее, никаких провинностей перед законом не имеют. Иначе вхождение Литвака во фракцию «Батьківщина» было бы нелогичным. И это является лишним доказательством того, что мы работали честно, цивилизованно и делали свое дело, которое должны делать и для себя, и для государства, совмещая это в разумных пропорциях».

Правда, публично вице-премьер ничего не сказала о том, известна ли ей судьба уголовного дела, возбужденного еще в позапрошлом году против Николая Сивульского, экс-главы оскандалившегося «Украинского газоресурсного комплекса», который был даже арестован и некоторое время содержался под стражей. Говорят, что именно Ю.Тимошенко тогда «вытащила» Н.Сивульского из той «халепы». Как депутат ВР, он, конечно, теперь личность неприкосновенная для правоохранительных органов, но это не значит, что возбуждать дела и вести следствия в отношении него они не могут. Так интересно было бы узнать, чем же закончилось «дело Сивульского»? Его прикрыли или как? Или это тоже отнесено теперь к «сведению счетов»? Интересно тем паче, что Н.Сивульский, как и когда-то, работает вместе с Ю.Тимошенко, только теперь уже в Кабмине — возглавляет секретариат (администрацию) вице-премьера Ю.Тимошенко. Именно он сидел по правую руку своей патронессы во время ее первой вице-премьерской пресс-конференции...

Однако вернемся к нашей истории. «Энергетическому» вице-премьеру предстоит работать не только с «газовыми баронами» и «нефтяными королями». А еще и с энергетиками. Причем новосозданному Минтопэнерго Украины переданы все полномочия Министерства угольной промышленности, ликвидированного вслед за Госнефтегазпромом и Минэнерго. Говорят, что шахтеров такое новшество не очень обрадовало. Они, мол, небезосновательно предположили, что теперь их дела пойдут еще хуже и даже министру своему стукнуть по столу каской не придется. Вполне вероятно, что именно поэтому главой Минтопэнерго назначен не энергетик, даже не газовик или тем более нефтяник, а именно экс-министр бывшего Минуглепрома г-н Тулуб. Так сказать, реверанс в сторону шахтеров. Эта идея родилась у Л.Кучмы. Впрочем, это не самое важное. У Юлии Тимошенко я спросила:

— Как вы намерены строить отношения с министром Тулубом?

— Я хотела бы работать с Тулубом и не нарушать стройной вертикали. Думаю, что мы сработаемся. Этот человек может очень эффективно и качественно работать.

— Насколько известно «ЗН», министр Тулуб ходатайствовал о назначении своим первым заместителем Гайдука — из «Индустриального союза Донбасса». (Впрочем, было и другое ходатайство — о назначении на этот пост Рыжова, но интересно другое.) Если бы такое назначение случилось, означало бы это укрепление в политико-экономическом раскладе Украины и на властном Олимпе так называемого донецкого клана? И как вы относитесь к такой перспективе?

— Дай Бог, чтобы в правительство пришли профессионалы из всех регионов. И Тулуб, учитывая, что он из Донецка, не мог твердо знать, например, что в Закарпатье есть профессионалы в той сфере, в которой он работает. И это естественно, что он берет людей там, где он их знает. Я в этом не усматриваю каких-то там подводных рифов и усиления кланов. Хотелось бы, чтобы вообще в правительстве когда-нибудь прекратили говорить о кланах и начали заниматься делом.

Что же касается украинской задолженности за российский газ, Ю.Тимошенко назвала, как она выразилась, уточненную на сегодня украинской стороной сумму — 2,233 млрд. долларов, заметив при этом, что россияне считают украинскую задолженность много большей. Долг этот, по ее словам, числится за компанией «Нефтегаз Украины».

— Основная сумма долга — 741 млн. долларов; 492 млн. долларов — пеня. Предложение, с которым я обратилась к «Газпрому», заключается в том, чтобы пеню, которая уже насчитана Украине, не оплачивать, а непосредственно основную сумму долга — реструктуризировать на 10 лет. Решение на эту тему пока не принято.

Но я считаю, что сейчас нужно закрыть первоочередной вопрос — прекратить воровство газа, то есть заключить контракты и цивилизованно понимать: что мы берем, за какие деньги и что мы платим.

По данным Ю.Тимошенко, в настоящее время Украина несанкционированно отбирает из магистрального газопровода, экспортирующего российский газ, ежесуточно 110—130 млн. кубометров газа — «где-то на 10 млн. долларов в среднем».

В возможности реструктуризации украинской задолженности перед «Газпромом» вице-премьер в общем-то не сомневается. И почти уверена, что это решение будет принято на высшем межгосударственном уровне в ходе предстоящего саммита глав государств-участников СНГ. Впрочем, о реструктуризации «газового» долга Украины до Ю.Тимошенко говорили и руководители НАКа, только они предлагали россиянам отсрочить его выплату на 20 лет.

А в отношении достаточно жестких требований «Газпрома» в стиле «деньги на бочку» Ю.Тимошенко заявила, что это невыполнимо. Потому что потоки денежных средств, поступавшие в оплату за энергоносители, в том числе импортные, столь неконтролируемые в Украине, что уже никто не может определить, за что, когда, сколько и кому заплатили. Словом, на эти деньги рассчитывать особо не стоит. Аккумулировать другие ресурсы — так их нет у нас, считает вице-премьер.

Как раз в то время, когда Юлия Тимошенко разговаривала с журналистами, премьер-министр Виктор Ющенко имел весьма продолжительную встречу тет-а-тет с первым вице-президентом группы компаний Itera Валерием Отчерцовым. Но уже было известно, что Itera с согласия «Газпрома» предложила Украине в лице НАК «Нефтегаз Украины» закупать газ по цене 40 долларов за 1000 кубометров — при условии обязательной оплаты всего объема газа деньгами. Ежели нет, то Itera оставляет в силе предыдущее предложение: 62—65 долларов за 1000 кубометров, 40% из которых — деньги, 60% — товары и услуги (о чем В.Отчерцов подробно рассказывал в интервью «ЗН», опубликованном в предпоследнем выпуске за 1999 год). Переговоры еще продолжались, но Ю.Тимошенко так прокомментировала предложенную цену газа и возможности Украины ее «потянуть»:

— Если собрать деньги, которые платят все потребители газа и электроэнергии, и направить их на расчеты за тот же газ и электроэнергию, то 40 долларов за 1000 кубометров газа — это прекрасная цена, с которой Украина полностью справится. Потому что тот же «Газпром» поставляет газ в другие страны по значительно более высокой цене, чем сейчас предложена Украине. Поэтому я считаю, что при упорядочении работы энергосистемы рассчитаться за газ и электроэнергию по таким ценам мы сможем.

По словам Ю.Тимошенко, украинская сторона задолжала корпорации Itera 173 млн. долларов.

О долгах НАКа Туркменистану «ЗН» подробно сообщало в конце прошлого года. Напомним только, со слов Ю.Тимошенко, что из Туркменистана в прошлом году НАК всего получил газа на 315 млн. долларов. Он должен был рассчитаться: оказанием услуг по строительству на сумму 31,6 млн. долларов, деньгами — 126 млн. долларов и материально-техническими ресурсами — на сумму 157,7 млн. долларов. Что из этого сделано? Деньгами рассчитались только на 8,7 млн. долларов, строительно- монтажных работ выполнено на 20 млн. долларов, товаров поставили на сумму 61 млн. долларов. Долг НАКа составляет 225 млн. долларов.

— Юлия Владимировна, до начала своей политической карьеры вы возглавляли газотрейдерскую компанию «Единые энергетические системы Украины» (ПФК «ЕЭСУ»). Если я не ошибаюсь, до сих пор «ЕЭСУ» должна за российский газ, импортированный в Украину еще в 1996 году, около 350 млн. долларов одной из дочерних компаний «Газпрома» и Минобороны России. Уже будучи депутатом, вы утверждали, что корпорации «ЕЭСУ» просто не дают возможности погасить долги за тот газ. Скажите, намерены ли вы лично — как вице-премьер — способствовать той же «ЕЭСУ» и другим негосударственным газотрейдерским компаниям в разрешении проблемы задолженности за российский газ? И если да, то каким образом? И шла ли речь об этих долгах в ходе ваших переговоров с руководством «Газпрома»?

— Учитывая, что встреча была с ОАО «Газпром», то вопросы, не имеющие непосредственного отношения к долгам «Газпрому», не обсуждались.

...Долги коммерческих структур в «Газпроме» не регистрируют, там учитывают только то, что должно быть в их бухгалтерии (а «ЕЭСУ» формально должна «Газкомплектимпексу» и Минобороны РФ. — Авт.).

Ну а о новшествах, ожидающих энерго- и рынок газа, в предчувствии которых затаили дыхание и энергетики, и газотрейдеры, Ю.Тимошенко высказалась так:

— Во-первых, нужно очистить реальные производственные структуры в сфере энергетики от всех надстроек, которые за эти годы произошли. Ведь производственной системы уже не видно — она вся закрыта всевозможными предприятиями, организациями, которые были созданы постановлениями, указами. Наша задача сегодня — устранить те надстроечные структуры, которые не дают реально никакого позитива для функционирования энергетической системы; изучить, насколько эффективно работают приватизированные объекты, что на сегодня эта приватизация непосредственно дала государству.

На первый взгляд приватизированные облэнерго привели к тому, что именно по их вине сегодня отключаются от энергосети целые регионы. Это действительно прямое следствие, ибо они не рассчитываются с генерирующими компаниями. И если приватизация не эффективна для страны, если она проведена не по существующим законам, в таком случае мы будем рассматривать вопрос о возвращении таких объектов в государственную собственность.

Следующее, что относительно собственности разрабатывается, это система управления госсобственностью в сфере энергетики. Я, возможно, скажу вам что-то такое, чего не принято говорить. Но приватизация и частная собственность (и это уже доказано сегодня) управляются не лучше, чем госсобственность, если задействованы нормальные технологии государственного управления. Нас с вами приучили к мысли, что частное предприятие — это все, это великолепное управление, это эффект для государства, а государственное — это просто коррупция и все остальное. Так вот, мир давно уже все это опроверг. Нет разницы в эффективности управления. Разница лишь в том, кому принадлежит прибыль. И когда говорят о том, что все нужно приватизировать, большей частью имеют в виду перераспределение этой прибыли через эффективность управления.

Мы за это время разработали пакет документов, который достаточно эффективно дает возможность управлять государству энергетической собственностью, используя при этом предпринимательскую инициативу. Нужна передача госсобственности на настоящих тендерных условиях (потому что мы вообще уже отвыкли от того, что тендеры бывают реальными...) серьезным частным структурам в настоящее управление с госусловиями — это и есть нахождение золотой середины между частной выгодой и выгодой для государства.

Мы заменим тот базар, который сегодня в стране создался в ценообразовании и который у нас принято называть рынком, на жесткую систему прейскурантных тарифов. Ибо энергетика, особенно касающаяся электроэнергии, газа, тепла, имеет хорошую практику использования тарифов. Поскольку тариф — это тоже инструмент перераспределения прибыли между государством и населением, между промышленными предприятиями и государством. Но этот рычаг сегодня полностью потерян. Имея практически всю добычу и генерирование в госсобственности, отдавая энергию и газ собственной добычи трейдерам, мы просто сталкиваем их на ликвидных объектах, обесценивая свою собственную продукцию, тем самым сводим к минимуму прибыль государства. Мы будем отстаивать жесткую систему прейскурантных тарифов, что даст возможность защитить государственную прибыль, прекратить абсолютно ненужный демпинг на энергорынке, когда сталкиваются две компании и цена доходит до абсурдной — даже себестоимости такой нет. Мы полностью прекратим весь взаимозачет, всевозможное хождение неэффективных ценных бумаг в энергетической сфере. Будут установлены жесткие денежные платежи.

Вот это те минимальные цели и плюс программа борьбы с коррупцией в энергетической сфере (Ю. Тимошенко назвала ее «Чистая энергия». — Авт.). С этой просьбой мы просто обратимся к правоохранительным органам. На сегодняшний день поддержка таких действий существует.

— В основном сформированный на сегодня состав Кабмина — свидетельство того, что те, кого в Украине считали или называли олигархами, остались, как говорится, с носом: очевидно, что им и их ставленникам не досталось ни одного мало-мальски влиятельного поста или сколь-нибудь весомого министерского портфеля. И тем не менее, вряд ли можно их вообще игнорировать. Ведь существующая система может поспособствовать тому, что вместо одних олигархов появятся другие...

— Думаю, что когда Президент принимал такое в общем-то непростое решение о моем назначении на пост вице-премьера, он руководствовался и тем критерием, что я не знаю такого олигарха, который бы мог мне дать взятку, и не знаю такого олигарха, который бы смог со мною договориться что-то делать в ущерб государству, ибо сегодня это моя работа и я знаю, как ее делать. На мой взгляд, решающим при моем назначении было то, что Президенту известно, что я знаю эту отрасль, знаю ее светлую и теневую стороны, знаю, как она функционирует — до мелочей. И знаю, как ее упорядочить. Наша общая надежда с Президентом, что мы с этим справимся.

Для начала новоиспеченный «энергетический» вице-премьер потребовала введения на три месяца чрезвычайного положения в энергетическом секторе экономики. Уловив по реакции зала, что народ почувствовал себя неуютно при упоминании «чрезвычайки», Ю.Тимошенко объяснила:

— Чрезвычайное положение вводится не для того, чтобы ущемить в чем-то людей или сказать, что вы, мол, потерпите — у нас чрезвычайное положение, мы пока разберемся, а потом станет легче. Нет. Это просто система мер, которые требуют безотлагательного решения, концентрации тех властных усилий, которые приведут к тому, что не будет отключаться свет и т.д.

Юлия Владимировна надеется, что в течение недели ей удастся заручиться официальным согласием Президента по поводу введения «чрезвычайки» (в виде указа Президента) и уже через три месяца предложить программу, которая сможет урегулировать ситуацию в энергетической отрасли. Попутно вице-премьер, образно говоря, поставила крест на той модели Оптового энергорынка, в споре об использовании которой в Украине сломано уже столько копий, назвав ее антирыночной...

Как известно, от народных депутатов, назначенных на госпосты, требуют сдачи депутатских мандатов. Разумеется, у Ю.Тимошенко, возглавляющей бюджетный комитет ВР, поинтересовались, намерена ли она отказаться от своего депутатского мандата. На что она ответила:

— Пока я буду народным депутатом и депутатский мандат сдавать не буду. Ибо чересчур много сделано для того, чтобы оправдать надежды тех людей, которые этот мандат мне доверили. Наверное, нужно еще посмотреть, насколько наше правительство сможет выполнить ту программу, которую оно сегодня имеет, насколько дадут эту программу выполнить и сколько времени нам на это отвели...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно