ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УКРАИНА МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ?

7 сентября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 7 сентября-14 сентября

После обретения независимости Украина входила в число ведущих морских держав. Но за десять лет ог...

После обретения независимости Украина входила в число ведущих морских держав. Но за десять лет огромный потенциал был практически растерян, разворован, растащен, и теперь возникает естественный вопрос: «Что же такое мы в действительности собой представляем?» Разумеется, о рейтинге уже нет и речи. Украинский флот утратил позиции не только международного перевозчика, но и, похоже, национального. Свыше 90% заходящих в страну судов — иностранные.

Поэтому вопрос «Морская мы держава или не морская?» приобрел несколько иное звучание. В том смысле, что хочется знать: что же намерено делать государство? Нужен ли ей национальный флот или не нужен? Как ни странно, но постановка проблемы именно такова. Сегодня даже сухопутные страны стремятся иметь свой флот, а у нас с самых высоких трибун то и дело звучит уже набившее оскомину: «Нужен ли Украине флот»? Со стороны государства, судя по реальным шагам, вразумительного ответа так и не последовало...

 

Коллеги-журналисты из морского журнала «Порты Украины», наслушавшись за много лет жалоб от работников морской отрасли на непонимание флотских проблем в столичных коридорах власти, проблему сформулировали предельно просто: «Зачем Украине море?»

Согласитесь, грех не пользоваться тем, чем одарила страну природа. Возьмите маленькую Грецию — она контролирует около 44% тоннажа торгового флота Европы. Судовладельцы дают работу 50 тыс. человек. И 25 тыс. из них — плавсостав. Украина же превратилась в страну, экспортирующую излишки морской рабочей силы на Запад, заняв третье место после Филиппин и России. Доходы от судоходства в Греции исчисляются не одним миллиардом долларов. А у нас прибыль от деятельности предприятий всего морского и речного транспорта страны оценивается в 770 млн. Гривен! Таковы результаты деятельности за прошлый год. А если говорить о государственных судоходных компаниях, то, за исключением двух, они сработали в убыток.

Представители морской отрасли всегда считали, что Украина недооценивала роль и значение морского транспорта. Да и по сей день так считают. Со стороны государства к нему никогда не было должного внимания. И попытки специалистов пробить глухую стену непонимания успехом не увенчались. Многие уверены, что Украина потеряла имидж морской державы из-за многочисленных ошибок, допущенных в управлении отраслью. И в этом есть значительная доля правды: отрасль пережила шесть перестроек органов управления, но лучше от этого не стало. Наоборот, за время кадровой чехарды она растеряла немало специалистов. К тому же всякий раз было одно и то же: представителям морской отрасли приходилось доказывать, что стране нужен флот.

Вместе с тем специалисты утверждают, что хозяйничанье на украинском рынке иностранных компаний приводит не только к обнищанию отрасли, но и в конце концов угрожает национальной безопасности страны. Печальный напрашивается вывод: Украина оказалась не готова принять на себя роль морской державы.

После развала Союза нашей стране достались три крупнейшие судоходные компании. Но богатым наследством Украина распорядилась бездарно. Вся страна знает о печальной участи некогда мощного Черноморского морского пароходства, этого государства в государстве. Полнейший крах налицо. А ведь было свыше 360 судов. Правда, на базе некоторых из них был создан ряд маленьких компаний. Но часть из этих компаний либо погибла, либо растеряла доставшийся им флот. Сегодня уже никто не скрывает, что крупнейшее пароходство было уничтожено сознательно и целенаправленно. Кто-то пытается всю вину свалить на иностранные компании, убравшие с рынка украинского конкурента. Но хочется спросить: не при молчаливом ли согласии и участии наших государственных мужей происходило разграбление ЧМП?

В целом за годы независимости торговый флот Украины сократился более чем втрое. А если считать по тоннажу, то почти в шесть раз. Поэтому перевозит он сегодня менее 10% грузов, проходящих через украинские порты. Азовское морское пароходство, перешедшее с государством на арендные отношения, попало в тупиковую ситуацию. Украинскому же Дунайскому пароходству помимо общих проблем все время мешают внешние обстоятельства. Эмбарго на перевозку грузов в Югославию тяжело ударило по финансовому состоянию. Потом случилась война в Югославии, от последствий которой УДП не в силах оправиться до сих пор. И когда будет восстановлено нормальное сквозное судоходство по Дунаю, никто прогнозировать не берется.

Конечно, эти удары судьбы были бы менее ощутимы, если была бы серьезная поддержка со стороны государства: во всем мире национальным судоходным компаниям предоставляется преимущественное право перевозить свои собственные и внешнеторговые грузы. США, к примеру, резервируют за своим флотом 50% грузов. По этому пути намерена идти и Россия. Украинское же правительство с большим опозданием наконец-то утвердило постановление о статусе национального перевозчика. Но получить такой статус не просто.

Судоходство во всем мире — выгодный бизнес. У нас же — занятие малоэффективное. В силу чрезмерного налогообложения: почти втрое выше, чем в США и Англии, и в 16 раз — по сравнению с Грецией, Кипром и Мальтой. Неудивительно, что украинские судовладельцы стремятся перевести флот под «удобный» флаг вроде мальтийского или кипрского. В оффшоры передаются относительно новые суда. Причем грешат этим не только частные компании, но и государственные тоже. К слову, сегодня в стране зарегистрировано около 300 судоходных компаний, на которые приходится 227 морских судов с тоннажем 0,88 млн.

Многие морские державы предоставляют целый ряд льгот, чтобы привлечь суда под свой флаг. Для этого создаются международные (параллельные) реестры судов с льготным режимом налогообложения. У нас в стране по поручению Президента Украины создана рабочая группа по разработке проекта закона о международном реестре. Однако сможет ли он добраться до Верховной Рады и когда, не знает никто.

Но самая страшная и неотвратимая беда — старение флота. Все эти годы он списывался и не пополнялся. С 1992-го государство на строительство новых судов не выделило из бюджета ни копейки. Конечно, все прекрасно понимают, что при нынешних социальных проблемах в стране добиваться выделения госсредств на их строительство — дело безнадежное. Хотя все также осознают: если не начать обновлять суда сегодня, то через пять лет от старого флота ничего не останется. Вопрос — где взять деньги? Получить инвестиции в нынешних условиях нереально. Это во-первых. А во-вторых, в Украине нет правовой основы для использования залоговых схем финансирования строительства и приобретения флота. А наши банковские ставки за кредит под залог судов крайне высокие. В прошлом году они втрое превысили среднемировые.

В общем, сегодня мы говорим об Украине как морской державе, только отдавая дань прошлому, а хотелось бы смотреть в будущее. Ну хотя бы через призму государственной программы, которая бы отвечала современным требованиям, учитывала сегодняшние реалии и прогнозы на будущее. Хотя что такое программа? Слова, не более. А их за десять лет произнесено немало.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно