ЯПОНИЯ ПРОДОЛЖАЕТ БОРЬБУ С КРИЗИСОМ

1 октября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 1 октября-7 октября

«Хорошие товары, хорошие идеи» - этот лозунг украшает здание главного сборочного цеха завода Такаота компании «Тойота»...

«Хорошие товары, хорошие идеи» - этот лозунг украшает здание главного сборочного цеха завода Такаота компании «Тойота». В прошлом году хорошие идеи оказалось найти сложнее, чем собирать пассажирские автомобили на конвейере этой знаменитой фирмы. Охвативший страну экономический спад нанес сокрушительный удар по розничным ценам на конечную продукцию, временных работников пришлось увольнять, завод перешел на работу только в одну смену, а выпуск 450 тысяч автомобилей оказался наиболее скромным за всю его 33-летнюю историю.

Самым неприятным последствием спада стало резкое увеличение простаивающих промышленных мощностей, причем эта тенденция имела довольно продолжительную перспективу. Огромное количество разорившихся предприятий, клепающих автомобили, микрочипы и продукцию машиностроения, привело в минувшем году к уменьшению валовой продукции японской промышленности на 2 процента.

Однако в этом году все выглядит значительно лучше. В первом полугодии наметился устойчивый экономический рост - в частности, во втором квартале было зафиксировано увеличение ВНП страны на 0,2%.

Будет ли эта тенденция наблюдаться и в дальнейшем? Пока что однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. Статистика все так же фиксирует слишком слабые инвестиции частных структур в японскую экономику. По этой причине со времени начала спада государство вынуждено было вложить в нее около 780 миллиардов долларов - сумму, превышающую общий годовой объем инвестиций. Несмотря на это, местные бизнесмены пока не спешат поддерживать родную экономику, что дает основание некоторым экспертам прогнозировать продолжение стагнации еще в течение нескольких ближайших лет.

Судя по всему, Япония нуждается в структурном подходе к решению существующих проблем, что требует более решительных шагов, чем слияние компаний, закрытие нерентабельных предприятий и увольнение работников. Речь идет о необходимости переноса приоритета в экономических реформах на стимулирование производства и предложения товаров и услуг. Только это может обеспечить рост экономики страны на длительную перспективу.

В то же время нельзя недооценивать положительные тенденции, наметившиеся уже сегодня. И тот же завод Такаота - лучший пример этого. В текущем году здесь открылось более тысячи новых рабочих мест. По самым скромным оценкам, год предприятие закончит с 30-процентным ростом выпуска готовой продукции, а в следующем ожидается дальнейшее увеличение количества произведенных «тойот». Если такая тенденция будет характерна и для других отраслей экономики, потребление продукции будет неизменно расти, а значит, уровень инвестиций также будет увеличиваться.

Эксперты голландского инвестиционного банка ING Barings выделяют два направления, которые могут придать японской экономике дальнейшее ускорение. Первое - это потребность компаний в пополнении своих запасов, безрассудно растраченных во время резкого спада, что ведет к повышению спроса на внутреннем рынке и, как следствие, - увеличению объема конечной продукции японских предприятий. Второе - повышение в последнее время доверия бизнес-структур (особенно мелких и средних) к финансовым институтам страны.

Прошлогодний спад японской экономики усугубился банковским кризисом. Вследствие этого доверие малого бизнеса к банкам упало даже ниже критической отметки. Однако запущенная в действие в октябре прошлого года правительственная программа страхования вкладов (объемом в 20 триллионов иен) спасла от банкротства тысячи небольших фирм и компаний. Сейчас же, когда банки оправились от происшедшего, представители малого бизнеса, чувствуя поддержку правительства, могут опять отважиться на инвестирование экономики своей страны.

Между тем в самой Японии местная пресса продолжает выражать сомнение относительно скорого экономического выздоровления. Больше всего японские журналисты опасаются последствий воплощения в жизнь правительственной программы «трех главных ограничений» - рынка труда, объема производимой продукции и внутреннего долга. Они полагают, что это неизбежно приведет к росту безработицы, снижению ВНП и ограничению инвестиций.

Однако зарубежные эксперты все же не склонны драматизировать ситуацию, полагая, что японские журналисты для своих исследований обращаются лишь к крупным корпорациям, которые, несомненно, подвергнутся упомянутой реструктуризации. Однако они составляют не более пятой части экономики страны, а все фирмы-производители - не более трети. При этом никто не учитывает влияния компаний, представляющих все тот же малый и средний бизнес. К примеру, в одном из отчетов влиятельной финансовой корпорации Peter Morgan указано, что в период июля 1998 - мая 1999 годов 121 японская компания объявила о сокращении рабочих мест. В то же время авторы исследования не указали, что в общей сложности было уволено всего около 70 тысяч работников, что составило не более 0,1% всей японской рабочей силы.

А как же обстоит дело с оставшимся вне поля зрения большинством? Более половины небольших компаний в Японии являются субконтракторами своих крупных партнеров (прежде всего в сфере автомобилестроения), а значит, на них отразятся последствия упомянутых реформ. Другие же малые компании представляют более пеструю картину. Несмотря на то, что в целом капиталовложения в стране выглядят довольно скромными, инвестиции в производство офисного оборудования (компьютеров и т.д.) в этом году значительно увеличились, что может означать рост для фирм, работающих в таких сферах, как финансы, бухгалтерский учет и информационные технологии. Если инвестиции в эти отрасли действительно увеличиваются, то эффект этого процесса может перевесить негативное воздействие уменьшения инвестирования компаний-производителей (однако это вряд ли может произойти достаточно быстро).

То же происходит и с расходованием средств потребителями. Сотрудники крупных компаний (и их подрядчиков) наверняка опасаются тратить слишком много денег на приобретение товаров, предпочитая сохранить их на «черный день». Однако представители малого бизнеса, уверенные в благоприятной перспективе для своих компаний, могут увеличить свои расходы и даже рискнуть делать покупки в кредит. Этим, вероятно, и объясняется рост потребительских расходов в Японии в последние месяцы: люди предпочитают тратить больше средств, чем сберегать в банках.

Однако в настоящее время большего внимания заслуживают все же действия государства, направленные на экономическое возрождение страны, нежели болезненные последствия реструктуризации. Особенно это касается финансовой политики, которая пока что помогала предприятиям оправиться от прошлогоднего шока.

Рост иены по отношению к доллару, наблюдающийся в последнее время, наверняка вызовет решительные меры со стороны правительства страны. Ведь укрепившаяся иена неизбежно будет оказывать негативное влияние на возможности японского экспорта.

Удерживая сейчас краткосрочные процентные ставки на максимально низком уровне, Государственный банк Японии не может остановить рост национальной денежной единицы за счет их дальнейшего снижения. Но банк может достичь этого при помощи включения печатного станка - меры, с которой его председатель Масару Хайами недавно категорически отказался согласиться. Впрочем, ввиду довольно неясных перспектив для экономики страны, вполне возможно, что руководство центрального банка страны вскоре может быть заменено на более сговорчивое.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно