Ядерный локомотив

Поделиться
С нового года вступает в силу закон, который усиливает социальную защиту населения, проживающего в 30-километровой зоне ядерных предприятий...

С нового года вступает в силу закон, который усиливает социальную защиту населения, проживающего в 30-километровой зоне ядерных предприятий. В ноябре 2009-го Верховная Рада преодолела вето президента Виктора Ющенко на Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упорядочению вопросов социальной защиты населения, проживающего на территории зоны наблюдения предприятий по добыче и переработке урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами». С началом действия этого закона эксперты прогнозируют революционный переворот в развитии ядерно-энергетической отрасли. Предстоящие финансовые инъекции в развитие территорий, где будут сооружаться новые ядерные объекты, послужат хорошим стимулом для их поддержки населением. Конечно же, при условии, что они будут отвечать мировым требованиям по ядерной безопасности.

В новом 2010 году организации, эксплуатирующие ядерные объекты, обязаны платить сбор в специальный фонд госбюджета Украины для последующего финансирования социально-экономических мероприятий как компенсацию рисков населения, проживающего вблизи ядерных объектов. Отныне регионы будут заинтересованы в сооружении новых ядерных объектов, ведь они получат денежные средства на развитие объектов социально-культурной сферы. Деньги на эти цели правительство будет аккумулировать в специальном фонде госбюджета, а затем перечислять в виде субвенций в специальные фонды областных, городских, районных советов городов-спутников ядерных объектов.

Вступающий в силу закон подтолкнет развитие ядерно-энергетического комплекса. Ведь кризис когда-то закончится, экономика начнет развиваться, увеличивая потребности в электроэнергии. Для Украины преимущества атомной энергетики на фоне иссякающих запасов органического топлива бесспорны, как, впрочем, и для всего мира, находящегося в состоянии глобального энергокризиса. Это тем более актуально для нашей страны, так как запасов урана хватит на сотню лет. По объемам разведанных запасов урана Украина занимает шестое место в мире. А это значит, что АЭС еще долго будут оставаться основой энергобезопасности страны.

Принятая в марте 2006-го Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предполагает сохранить столь же важную роль атомной энергетики в обеспечении жизнедеятельности страны, как и сегодня. А на сегодняшний день эта отрасль дает более половины от всей произведенной электроэнергии, и с момента провозглашения независимости Украины отрасль остается главным донором всей экономики. Украинцы платят за электроэнергию по самым низким тарифам в Европе! И это — благодаря сверхнизкому тарифу для АЭС, устанавливаемому Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ). К примеру, в ноябре в общий котел оптового энергорынка Украины атомщиков обязывали продавать свой товар по цене всего лишь 14 коп. за киловатт•час. В то же время теплоэлектростанции продавали электроэнергию в 2,8 раза дороже — по 39 коп., а городские теплоэлектроцентрали — в 4,8 раза дороже — свыше 67 коп. за киловатт•час. В общем объеме цена усредняется, и удешевленный за счет атомщиков товар продают поставщикам по средней цене ниже 32 коп., а не 39 или 67 коп., как это могло бы быть, если бы не работали АЭС. О том, к каким последствиям подобный ценовой перекос приводит в самой отрасли, поговорим чуть ниже. А сейчас о том, как Украине на ближайшие сто лет сохранить самый дешевый источник энергии — до того времени, пока глобальный кризис не инициирует революцию в промышленных технологиях и не предложит взамен атомной энергетики другие источники. Пока же ученые всего мира утверждают, что альтернативы ядерной энергетике не существует.

Чтобы сохранить к 2030 году нынешнюю долю атомной энергетики в энергообеспечении страны, Украине необходимо удвоить мощности атомных электростанций — с нынешних 13,8 до 29,5 ГВт. Если учесть, что к 2030-му закончится даже продленный срок работы всех ныне действующих энергоблоков (кроме построенных в 2004-м двух блоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС), то становится понятно, почему необходимо построить более 20 новых ядерных энергоблоков (миллионников). Для реализации столь масштабных планов ежегодные потребности в инвестициях сопоставимы со стоимостью всей товарной продукции, производимой компанией НАЭК «Энергоатом», — это около 13 млрд. грн. (с НДС) ежегодно. И проблема состоит не только в том, где взять такие деньги, но и в том, как организовать управление проектами подобного масштаба.

«Атомная энергетика — это высокотехнологичная сфера деятельности, ее развитие должно обеспечиваться за счет внедрения перспективных инновационных проектов, обеспечивающих переход на качественно новый уровень ядерных технологий по безопасности и экологии», — говорит президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский. Мировой опыт свидетельствует: создаваемые и действующие АЭС должны опираться на собственный инжиниринг и собственное атомное машиностроение. При сооружении новых АЭС примерно 50—70% используемого для этих целей оборудования должно производиться в собственной стране. Независимая Украина не имеет опыта строительства с нуля таких высокотехнологичных объектов, как ядерные энергоблоки, поэтому и здесь предстоит многое освоить — в тесной кооперации с мировыми лидерами. В конце мая 2010 года «Энергоатом» планирует провести в Киеве совместно с FGL-energy международную конференцию с целью поиска будущих партнеров.

По следам мировых гигантов

Стремительным развитием атомной энергетики занялись ведущие страны — США, Франция, Япония, Россия, Финляндия. Ядерные энергоблоки строят «азиатские тигры» — Китай, Индия, Южная Корея и Иран, а также страны Европы и Латинской Америки. Не так давно Международное энергетическое агентство прогнозировало спад интереса к атомной энергетике, а теперь говорит о «глобальной энергетической революции». Уже более 40 стран заявили о намерениях создать ядерную энергетику. Среди них — Италия, Польша, Беларусь, Турция, Казахстан и другие.

За последние десятилетия разработаны реакторы нового, третьего, поколения, их уровень безопасности на несколько порядков, а точнее, в 1000 раз (!) выше предыдущих образцов. Реакторы оборудованы многоуровневой системой защиты.

Мир пошел по пути усиленного развития ядерной энергетики, однако проблемы со строительством новых ядерных энергоблоков испытывают многие страны, в том числе и лидеры ядерного рынка — Россия, Франция, Финляндия. «Мы видим, что у всех есть проблемы, поскольку образовавшийся в конце прошлого столетия 10—
15-летний разрыв в инвестиционной деятельности, когда в мире не строили ядерные энергоблоки, кроме как на Востоке, привел к распаду инжиниринговых систем, призванных управлять мощнейшим строительством», — говорит Владимир Бронников, генеральный директор «Атомпроектинжиниринга» (АПИ), обособленного подразделения НАЭК «Энергоатом».

Для реализации ядерных проектов катастрофически не хватает специалистов, концентрация сил и ресурсов достигается с огромным трудом. Для преодоления этих проблем, с целью наладить управление всем процессом создания новых мощностей, в этом году в составе «Энергоатома» и было создано обособленное подразделение — «Атомпроектинжиниринг». На фоне практически полного отсутствия финансирования (деньги не заложены в тарифе) новое подразделение выстраивает собственную инжиниринговую систему. К тому же оно займется организацией процесса снятия с эксплуатации отработавших свой ресурс ядерных энергоблоков, чего до сих пор в Украине никогда не делали. Атомщики занимаются двумя никогда ранее не решавшимися задачами — строительством с «нуля» новых энергоблоков и выводом из эксплуатации старых. Их объединяет одна проблема — отсутствие финансирования. Атомная отрасль продолжает обеспечивать страну требуемым количеством электроэнергии. Ну а ее развитие отодвинуто на будущее.

И все же запуск новых проектов возможен — с целью развития атомной отрасли следует привлекать зарубежных инвесторов. В стартовой готовности уже находятся два таких проекта, реализуемых «Энергоатомом» за деньги других стран. Первый — это строительство в Чернобыльской зоне централизованного хранилища «сухого» типа для отработанного топлива: инвестиции в размере 127 млн. евро привлечет американская компания Holtek (детально об этом проекте «ЗН» уже рассказывало в №46 от 28 ноября 2009 г.). Второй проект — завершение строительства третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС: кредит на сумму 4—5 млрд. долл. обещает Россия, но при условии, что топливо для них будет российское.

Хмельницкая аналогия Балаковской АЭС

Проект должен стать своеобразным плацдармом для восстановления работоспособности строительно-монтажного и проектировочного комплексов Украины. Победителем международного конкурса по отбору проекта реакторной установки для строительства третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС в октябре 2008 года Минтопэнерго признало российскую компанию «Атомстройэкспорт», представившую проект В-392Б. Это усовершенствованная реакторная установка российской конструкции ВВЭР-1000. «Реактор имеет повышенные показатели по безопасности, он оснащен пассивной системой отвода тепла и дополнительной системой аварийного охлаждения. Увеличен его проектный ресурс — корпус реактора может работать не 30, а 50—60 лет», — говорит Владимир Бронников.

Строительство энергоблоков Хмельницкой АЭС планировалось начать в 2011-м, а закончить в 2016 году. Готовность третьего блока сегодня оценивают в 75%, а четвертого — в 28%. В случае выбора другого типа реактора пришлось бы демонтировать сооруженные конструкции, а это дополнительные расходы. Проект В-392Б был разработан для пятого и шестого энергоблоков Балаковской АЭС (РФ), которые по степени готовности и типу строительных конструкций аналогичны третьему и четвертому энергоблокам ХАЭС. Россияне сделали интересное предложение: в общей стоимости поставок они обеспечат 85% товарного кредита — это стандартная схема поддержки Россией собственного экспорта (оставшиеся 15% обеспечит наша сторона).

Сотрудничество по достройке энергоблоков ХАЭС начнется только лишь после подписания между Украиной и Россией межправительственного соглашения (основные моменты уже согласованы). Нерешенным остался один вопрос: подписание долгосрочного контракта на поставки российского ядерного топлива для украинских АЭС. Россияне готовы предоставить кредит при одном условии: поставки топлива для третьего и четвертого энергоблоков на весь срок их эксплуатации будут осуществлять российские заводы, причем независимо от того, будут они расположены в Украине или же в России.

Затянувшееся согласование позиций сторон в упомянутом соглашении тормозит развитие не только атомной энергетики, но и машиностроения. С целью реализации хмельницкого проекта еще в феврале 2009-го Кабмин принял постановление №118 «О первоочередных мерах по строительству 3-го и 4-го энергоблоков ХАЭС», в котором на его реализацию до конца текущего года выделялось порядка 240 млн. грн. Эти деньги планировалось собрать за счет надбавки к тарифу на атомную энергию. Однако ввиду кризиса НКРЭ отказалась повысить тариф, поэтому ни одной копейки до сих пор не поступило. И в первом квартале 2010-го повышать тариф НКРЭ не планирует, об этом недавно заявил глава НКРЭ Валерий Кальченко.

В упомянутом постановлении было запланировано еще и проведение ремонтно-восстановительных работ на площадке станции, консультаций с общественностью, однако эти работы зависли.

Финансовые перекосы

Атомный комплекс уже многие годы страдает от тарифного голода. Экономисты отрасли предоставили «ЗН» анализ динамики показателей с 2001-го по 2009 год. За этот период тариф на электроэнергию АЭС вырос почти на 68% (с 8,24 до почти 14 коп. за киловатт•час), тогда как тариф для тепловых электростанций вырос более чем на 300% (с 11,95 до 39 коп.). При этом индекс инфляции за этот же период составил почти 248%, а стоимость российского ядерного топлива увеличилась в 2,1 раза. Тариф для украинских АЭС — самый низкий в мире! Даже россияне, продавая ядерное топливо своим АЭС по цене вдвое ниже, чем для наших станций, установили тариф почти в полтора раза выше нашего.

Но несмотря на вполне очевидные грубейшие перекосы в тарифной политике, «Энергоатом» с 2001-го по 2007 год на 22% увеличил производство электроэнергии. Внутренние ресурсы для этих целей были найдены за счет сокращения численности персонала — с 39753 человек в 2001 году до 34681 человек в 2009-м, а также за счет снижения дебиторской задолженности почти на 2 млрд. грн. (до 4,2 млрд. грн.). Кредиторская задолженность компании тоже сокращена: с 4,7 млрд. грн. в 2004 году до 1,6 млрд. грн. на начало ноября 2009-го. За десять месяцев этого года общая сумма уплаченных в бюджет, внебюджетные фонды налогов и начислений по страхованию превысила 2,9 млрд. грн.! Это на 580 млн. грн. больше, чем за аналогичный период 2008-го.

Из-за спада спроса на электроэнергию в этом году «Энергоатом» все же сократит производство на более чем 6 млрд. кВт•ч стоимостью 850 млн. грн. Кроме того, компания понесла дополнительные расходы из-за курсовой разницы валют на сумму 240,6 млн. грн., и до конца года потери вырастут еще на 70 млн. грн. Покупка валюты обусловлена необходимостью финансировать поставки ядерного топлива из РФ, вывоз отработанного ядерного топлива в Россию, а также погашать кредиты ЕБРР и Европейского сообщества по атомной энергии. Кроме того, «Энергоатом» в этом году должен профинансировать программу создания резерва ядерного топлива по долгосрочному контракту с ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» в объеме 1,02 млрд. грн. (без НДС). В тарифе на эти цели деньги не предусмотрены, а вопрос привлечения кредитов находится в стадии переговоров с января 2009 года. Кроме того, компания была вынуждена провести расчеты с госбюджетом по оплате налога на прибыль за десять месяцев на сумму почти 819 млн. грн., в то время как в структуре тарифов на эти цели было предусмотрено всего лишь 284 млн. грн.

Понятно, что все вышеперечисленные факторы не могли не сказаться на выполнении производственных и социальных программ «Энергоатома». Поступающих с энергорынка средств не хватает для финансирования даже приоритетных направлений. К ним относятся расчеты с бюджетом по налогам и сборам (в том числе НДС на таможне при поставках свежего ядерного топлива), расчеты за ядерное топливо. Недостаточно финансируется и создание ядерно-топливного цикла и резерва ядерного топлива. Есть проблемы с финансированием продолжения срока эксплуатации первого энергоблока РАЭС. Сорваны планы по жилищному строительству, сокращены расходы на оплату труда, на социальные расходы и пр.

Необходимость сокращения годовых объемов финансирования по основным статьям расходов «Энергоатома» вынудила правительство вмешаться в ситуацию. Тема тарифного дефицита в августе была вынесена на рассмотрение межведомственной рабочей группы, возглавляемой руководителем группы советников премьер-министра. Однако до сегодняшнего дня поручение премьера от 11.08.09 г. №33727/9/1-09, обязывающее пересмотреть тариф на электроэнергию АЭС, не выполнено.

Атомные резервы на исходе, поэтому тариф нужно повышать, ведь атомная энергетика — это прежде всего безопасность. И делать это необходимо, не дожидаясь завершения экономического кризиса. Атомный комплекс уже сейчас мог бы стать ядерным локомотивом украинской экономики. Но без поддержки со стороны власти этого не произойдет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме