ВЫПЕЙ МОРЕ, КСАНФ! ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ВНЕС КОРРЕКТИВЫ В ГОСБЮДЖЕТ, ПРЕЗИДЕНТ КОРРЕКТИРУЕТ КУРС РЕФОРМ. СКОРО ВСЕ БУДЕТ ПРАВИЛЬНО?

Поделиться
Рабовладелец и богач Ксанф, выпивая и закусывая со знатным римлянином, похвалился, что может выпить море - на пари...

Рабовладелец и богач Ксанф, выпивая и закусывая со знатным римлянином, похвалился, что может выпить море - на пари. И был пойман собутыльником на слове: буде Ксанф моря не выпьет, все его имущество переходит к римлянину. Наутро эйфория прошла, и, с ужасом вспомнив о заключенном пари, Ксанф бросился за советом к своему рабу Эзопу - тому самому, который писал эзоповы басни и был весьма силен в изобретенном им же эзоповом языке. «Что мне делать, Эзоп?» - в отчаянии воскликнул малоумный Ксанф. «Выпей море, Ксанф. Выпей море», - ответил мудрый раб.

Расходы пишем, доходы - в уме

Верховный Совет получил от Кабмина (за подписью премьера, а не Президента) несколько печатных листов и много длинных цифр под общим заголовком «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 1995 год». Парламент, как водится, принялся полученное рассматривать. Когда утверждался бюджет на 1995 год, никто не сомневался, что он будет корректироваться, но некоторые надеялись, что корректировка будет происходить в пределах разумного - то есть в пределах запланированного дефицита. Во всяком случае, коррекция не должна была бы выглядеть как утреннее состояние Ксанфа, осознавшего, что моря ему не выпить.

В предложенном Комиссией по вопросам бюджета документе - точной копии представления Кабмина - записано: «утвердить Государственный бюджет Украины на 1995 год с учетом итогов его исполнения за первое полугодие 1995 года по доходам в сумме 1486314953,5 млн. карбованцев, по расходам - 1860379093,4 млн. карбованцев, предельный размер дефицита 374064139,9 млн. карбованцев. Источниками покрытия дефицита Государственного бюджета Украины определить кредиты НБУ - 204967200 млн. карбованцев, внешние источники финансирования - 169096939,9 млн. карбованцев».

Если читатель, ознакомившись с приведенной цитатой, сразу осознал, что именно изменяется и корректируется в бюджете, его можно поздравить либо с феноменальной памятью, либо с даром ясновидения. Поскольку это - явления крайне редкие, депутаты не обидятся, если мы предположим, что ни тем ни другим они в большинстве своем не обладают. Тем не менее, решение придется принимать именно им. «Это напоминает мне принятие самого Закона о бюджете», - говорит народный депутат Александр Ельяшкевич, - когда мы голосовали без текста. Правда, потом представитель МВФ Мишель Камдессю поздравил Александра Александровича Мороза с принятием бюджета. Я не знаю, кто поблагодарит нас сейчас. Во всяком случае, МВФ вряд ли одобрит такую корректировку».

Кто же ее (корректировку) одобрит или уже одобрил? По неофициальным данным, бюджетные изменения не проходили через заседание КМ, а подавались «прямиком» из Министерства финансов.

Увеличивается доходная часть и соответственно - планируется увеличить расходы. Если речь идет об адекватном увеличении - нет проблем. Однако, очень похоже, что расходную часть откорректированного бюджета априори придется выполнять за счет чисто эмиссионных поступлений, потому что с эмиссией у нас традиционно легко, а с доходами - традиционно туго.

«Мы должны осознавать, что принятие такого варианта бюджета означает увеличение бюджетного дефицита», - считает Александр Ельяшкевич.

Председатель бюджетной комисси ВС г-н Азаров, отстаивая предлагаемые изменения, все-таки соглашается с тем, что «основные потери бюджета связаны с неудовлетворительной работой нашей промышленности. Это правда, но это - не вся правда». В качестве всей правды г-н Азаров далее приводит прискорбные для доходной части бюджета факты непоступления средств от: внешнеэкономической деятельности, от НБУ, от реализации военного имущества, от санкций за несвоевременные валютные расчеты. В то же время от налога на прибыль бюджет получил 84% годовых поступлений, но г-на Азарова это не радует, ибо он подозревает, что налоговый пресс многих «передавил». Ожидаемых доходов от приватизации - хотя бы малой - бюджет тоже не получил и не скоро еще получит. Думается, составители «красивого» первоначального бюджета догадывались, что не все цифры в статье «доходы», мягко говоря, реальны. Предложенная же корректировка, по мнению некоторых специалистов, к реальным доходам тоже отношения не имеет.

В общем, с доходами туго, как и было сказано. Зато с расходами у нас особенно хорошо: их много и они большие. «Увеличить расходы Государственного бюджета на 1995 год на 240620006 млн. карбованцев», - записано в проекте. При этом расходы на соцзащиту населения увеличиваются на 13,5 трлн. Остальное - на народное хозяйство (читай: угольная отрасль, энергетика вообще, а также нестареющий хит любого сезона - АПК). Принятие этих расходов на бюджет означает только одно: все, кто радовался по поводу финансовой стабилизации, перестанут радоваться. Радоваться будут только управляющие вышеозначенными отраслями нашего народного хозяйства - и то недолго. Счастье их будет быстротечным, поскольку полученные государственные деньги пойдут обесцениваться в темпе 94 года.

Вероятно, случится еще одна неприятность. Международный валютный фонд может не вникнуть в нужды и чаяния директоров заводов и председателей колхозов и агрофирм. Итогом этого непонимания неизбежно станет приостановка международных кредитов, что ударит не только по карману (см. «внешние источники финансирования»), но и по лицу Украины, которым она сейчас повернулась к Европе.

Прийди и владей

Основные цифры бюджета свидетельствуют о том, насколько хорошо и эффективно государство выполняет свои функции - в частности, насколько разумно оно распоряжается своей государственной собственностью. Направление коррекции показывает, что распоряжаются госсобственностью весьма неэффективно.

Казалось бы - куда логичнее: если вы не в состоянии тащить два тяжелых чемодана, один отдайте кому-нибудь посильнее. Если вы не в состоянии управиться с огромным куском собственности - не давитесь им, попробуйте оставить себе только то, что можете откусить без летального исхода. Но это логика человеческая, а есть еще логика властная. Она подсказывает, что если объект управлению поддается слабо, нужно «усилить контроль», «корректировать», «национализировать», «регулировать» все и вся. По этой логике ничего другого, кроме как выпить море, и не остается. И если сложившиеся отношения собственности мешают реформам, то корректируются, по той же властной логике, именно реформы, а отнюдь не то, что им мешает. Тем более, что отпущенные на рыночные хлеба всяческие предприниматели уже кой-чего поднакопили - теперь самое время «немножечко грабить». Но о таком варианте развития событий даже говорить не хочется - слишком явственно маячат за ним глобальные неприятности.

С другой стороны, найти, вырастить, привлечь - что кому больше нравится - эффективного собственника, дело трудное и болезненное. А без попыток, пусть и не всегда удачных, проводить ту самую жесткую монетарную политику, по которой нынче принято топтаться, - за такое дело и браться не стоит. Откат к всеобщему госуправлению уже происходит, начавшись с выяснения отношений собственности государства и полугосударственных банков (см. соответствующий указ Президента касательно «Проминвеста», «Украины» и «Укрсоца»). Так что реальные изменения, традиционно понимаемые под словом «реформы», очевидно, откладываются - до следующего бюджетного года. Власть по-прежнему не готова к существенным изменениям, они слишком велики и тяжелы для нее. Остается надеяться, что в следующем году еще не поздно будет последовать совету Эзопа, который мы в начале статьи процитировали не до конца: «Выпей море, Ксанф, но сначала отдели от воды моря воду всех рек, впадающих в него». Ксанф море выпил. Там моря-то было на один глоток.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме