ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ ТЕРМИНАЛА: НА ТЕНДЕР ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДВА ПРОЕКТА. САМОЕ ВРЕМЯ ЗАДУМАТЬСЯ...

5 мая, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 5 мая-12 мая

Презентация двух проектов второй очереди морской части нефтеперевалочного комплекса в районе порта Южный (Одесская область) состоялась 26 апреля в Одессе...

Презентация двух проектов второй очереди морской части нефтеперевалочного комплекса в районе порта Южный (Одесская область) состоялась 26 апреля в Одессе.

Первый проект разработан совместно группой компаний: швейцарской Single Buoy Moorings Inc (SBM - представительством в Монако), английской JP Kenny и итальянской Saipem (Милан). Второй также представлен группой - в составе французской Bouygues Offshore, американской Sofec и французской Cegelec.

По словам Геннадия Литвинова, председателя ведомственной комиссии по рассмотрению тендерных проектов второй очереди терминала, проекты очень отличаются друг от друга и в разной степени отвечают требованиям, выдвинутым к участникам тендера.

Между тем, авторам обоих проектов в ходе так называемой презентации для общественности был задан ряд вопросов, на которые компаниям еще предстоит убедительно ответить.

Как известно, «терминальные страсти» большей частью касаются соответствия проектов требованиям экологической безопасности. Г.Литвинов воздержался от предварительных оценок. По его словам, в конце мая - начале июня в Киеве тендерный комитет предполагает провести еще одно представление проектов, так как к обоим вариантам предъявлено несколько претензий. Предполагается, что вскоре после второго общественного представления тендерный комитет объявит результаты международного конкурса.

По условиям конкурса, вторая очередь нефтеперевалочного комплекса должна располагаться в 25 км от береговой части Черноморского побережья и учитывать требования экологической безопасности объекта.

Мощность второй очереди должна составить 40 млн. тонн перевалки нефти в год. Кстати, первая очередь терминала (рассчитанная на перевалку ежегодно до 12 млн. тонн нефти и сегодня пребывающая лишь в начальной стадии строительства) после сооружения второй очереди перестанет существовать как таковая.

На логичный вопрос: зачем тогда вообще столько шума из-за первой очереди? - в Госкомнефтегазпроме отвечают, что тому есть две причины.

Первая - хроническое безденежье. А посему работа первой очереди терминала должна обеспечить средства для строительства второй.

Вторая причина, по сути, состоит в том, что перевалочные мощности «уберутся с глаз долой» подальше в море, а сама перевалочная способность терминала будет увеличена (с 12 до 40 млн. тонн в год).

Финансовые ограничения участникам тендера не объявлялись. Но использование двумя группами компаний различных технологий однозначно отразилось на стоимости проектов. У первой группы фирм она, по предварительным оценкам, составляет около 170 млн. долларов, у второй группы фирм - 400 млн. долларов.

Предусмотрительные организаторы тендера из Государственного комитета по нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, предвидя дороговизну проектов, предложили компаниям перечень украинских предприятий, которые желательно привлечь для выполнения отдельных работ. Эта мера однозначно способна снизить стоимость проектов. Хотя, с другой стороны, это может отразиться и на качестве их выполнения.

Словом, Украине в очередной раз придется сделать выбор, причем вряд ли удастся при этом абстрагироваться от финансовых вопросов.

В ответ на вежливое предложение украинской стороны представители иностранных компаний в столь же вежливой форме объяснили, что намерены привлечь украинские предприятия для работ по реализации проекта. Однако конкретно смогут определить партнеров и подрядчиков лишь после оглашения результатов рассмотрения проектов тендерным комитетом.

Предприятия Украины, с которыми предложено сотрудничать фирмам-участницам тендера:

научно-производственное объединение «Насосэнергомаш» (Сумы) -производство и поставка насосного оборудования;

«Машпроект» (Николаев) - разработка и поставка газотурбинных установок;

Новокаховский завод по производству гидромеханического оборудования и гидротехнических металлоконструкций (Херсонская обл.);

трест «Черноморнефтегазпромстрой» (концерн «Укрнефтегазстрой») (Крым) - строительство подводных трубопроводов;

конструкторское бюро «Изумруд» (Херсон) - проектирование морских платформ и причалов;

Херсонский судостроительный завод - строительство морских сооружений, причалов, платформ;

Николаевский судостроительный завод - возведение морских сооружений;

«Укрнефтегазстрой УНЕГА» (Киев) - прокладка стальных труб различных диаметров.

В настоящее время проекты рассматриваются двумя комиссиями - ведомственной (в состав которой входят представители различных научно-производственных учреждений нефтегазовой отрасли Украины, в том числе Киевского института транспорта нефти) и вневедомственной (в основном она изучает соответствие проектов требованиям экологической безопасности, или, как еще говорят, призвана развеять сомнения общественности).

После того, как комиссии сделают свои выводы, проекты «взвесит» тендерный комитет.

Отчасти такая щепетильность проявляется в связи с тем, что после предыдущего тендера было немало слухов, ставящих под сомнение объективность сделанного тендерным комитетом выбора. И хотя впоследствии эти слухи неоднократно опровергались специалистами различных уровней, негативный осадок, до сих пор подогревающий страсти, остался. Особенно у одесситов и жителей поселка Южный, которым предстоит жить в непосредственной близости с сооружаемым нефтеперевалочным комплексом (терминалом).

Напомним, что тендер на строительство первой очереди прозванного Одесским терминала проводился тогда еще Госкомнефтегазом Украины (теперь он именуется Госкомнефтегазпромом) в ноябре 1993 года. В начале 1994 года был подписан контракт на строительство морской части первой очереди терминала в Южном с победителем тендера швейцарско-английским СП SBM-JP Kenny. СП было создано специально для участия в первом международном тендере.

При разработке проекта второй очереди SBM, JP Kenny и привлеченная итальянская Saipem имеют определенный опыт и возможность предложить использовать при сооружении второй очереди некоторое оборудование, используемое при строительстве первой части.

Американская Sofec, организатор второй группы компаний, также участвовала в тендере на строительство первой очереди.

После презентации проектов в Одессе состоялось первое собрание учредителей акционерного общества закрытого типа «Укрнефтетерм». Председателем совета АО «Укрнефтетерм» избран Анатолий Нигреску (руководитель дирекции по сооружению нефтеперевалочного комплекса в Южном).

Изначально предполагалось, что АО «Укрнефтетерм» будет организовывать финансирование проекта сооружения терминала и впоследствии заниматься организацией обеспечения нефтепоставок в Украину.

Однако, в связи с тем, что аналогичные полномочия (в том числе и по газообеспечению) указом Президента Украины от 20 апреля переданы государственной акционерной компании «Укрзаграннефтегазстрой» (51% госсобственности), условия деятельности АО «Укрнефтетерм», вероятно, будут пересмотрены.

Не исключено, что «Укрнефтетерм» станет составной одного проекта, реализуемого «Укрзаграннефтегазстроем», - организации и создания нефтетранспортного пути из стран Персидского залива (возможно и задействование других нефтедобывающих регионов) через территорию Турции и Черное море на терминал в Южном.

«Укрзаграннефтегазстрой» уже приступил к проектно-изыскательским работам для сооружения нефтепровода в Турции. Затем терминал, аналогичный Южненскому, предстоит построить на Черноморском побережье Турции в Самсуне.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно