ВТО: осторожный оптимизм — условие успешных переговоров

Поделиться
Дискуссии «за» и «против» членства в ВТО остались в прошлом. Уже никто не высказывает сомнений по поводу того, что членство в этой организации будет содействовать реализации экономического потенциала страны...

Дискуссии «за» и «против» членства в ВТО остались в прошлом. Уже никто не высказывает сомнений по поводу того, что членство в этой организации будет содействовать реализации экономического потенциала страны. В активе Украины уже есть большинство двусторонних протоколов, включая протокол с ЕС. И новое правительство, похоже, относится ко вступлению в ВТО не как к поводу для собственного пиара за рубежом, а как к реальной цели; Президент, премьер и министры объявили о намерении сконцентрироваться на присоединении к этой организации уже в ближайшее время.

Теперь дискуссии переходят с уровня политиков на уровень профессионалов. Ключевыми становятся условия присоединения и последствия этого шага. Свою точку зрения относительно этого имеет и известный украинский промышленник, народный депутат Украины Тариэл ВАСАДЗЕ.

— Тариэл Шакрович, давайте начнем с определений. Говоря простым языком, что означает членство страны в ВТО?

— В своей основе идея ВТО базируется на следующем: чем меньше препятствий для движения товаров и услуг через национальные границы, тем выше уровень конкуренции и тем быстрее развиваются национальные экономики.

Главная цель ВТО — создание равных и справедливых правил в условиях глобальной конкуренции. При этом каждая страна имеет свои уникальные обстоятельства: географическое положение, близость к торговым путям и инфраструктуре, климатические условия, структура и уровень развития экономики. В одном случае они делают экономику страны более конкурентной, в другом случае — менее. Однако претендентам на членство не всегда удается учесть весь комплекс этих особенностей при вступлении в ВТО.

— Так что же на данном этапе является дискуссионным в связи с ВТО?

— Только условия присоединения. Между двумя понятиями — равные условия конкуренции и справедливые условия конкуренции — существует определенное противоречие, поскольку равные — это далеко не всегда справедливые. И задача страны в ходе переговоров заключается именно в том, чтобы добиться условий, максимально усиливающих преимущества, за счет которых она способна на равных вписаться в международную конкуренцию, и максимально нивелирующих ее слабости.

Добиться равных и справедливых условий для обеих сторон весьма сложно, а иногда и невозможно. Поэтому присоединение к ВТО проходит в форме переговоров, а не проверки на соответствие тем или иным стандартам. И выигрывает всегда тот, кто сумеет доказать и отстоять справедливость выгодных — в первую очередь для себя — условий присоединения.

— А в чем вы видите особенности вступления в ВТО для Украины?

— Одной из предпосылок к появлению Всемирной торговой организации (тогда еще Генерального соглашения о торговле и тарифах) был общий уровень развития экономик стран-участниц. Эти страны обладали примерно одинаковым уровнем квалификации рабочей силы, доступа к капиталу, технологической оснащенности, общими стандартами в промышленности и сфере услуг.

Сейчас ситуация совершенно иная. Страны, в последние годы ставшие членами ВТО, а также те, кто находится нынче на пути к присоединению, развивались в разных условиях, и «стартовые площадки» у них далеко не одинаковые. Давайте посмотрим на такое государство, как Польша, которая во многих случаях является для нас образцом. Эксперты Всемирного банка утверждают, что экономика этой страны лишь через 30 лет достигнет уровня других экономик ЕС.

Мы же очень сильно отстаем от развитых стран по уровню экономического развития. Если рассматривать конкуренцию в разрезе торговых пошлин (ведя переговоры, именно на них сосредотачивались предыдущие правительства), то Украина оказывается в весьма невыгодных и несправедливых условиях конкуренции с экономиками, находящимися в состоянии конкурентной борьбы по 30—50 лет.

Более того, в ВТО не так просто отстоять свои конкурентные преимущества. К примеру, тарифы на ввоз сельскохозяйственной продукции в развитых странах в среднем в восемь-десять раз превышают тарифы на ввоз промышленных товаров, что является естественным способом защиты рынков от более дешевой продукции. Тарифы на сельхозпродукцию считаются в ВТО слишком высокими, однако переговоры о дальнейшей либерализации ее рынков, которые ведутся внутри организации уже не один и не два года, до сегодняшнего дня так и не имели успеха. Именно здесь сталкиваются интересы развитых и развивающихся стран, иначе говоря — тех, кто вступил в ВТО раньше на более выгодных условиях и имеет больше влияния в организации, и тех, кто вступил позже и заинтересован в экспорте сельхозпродукции.

Обратите внимание: переговоры о вступлении в ВТО ведут правительства, а конкурировать будут компании. Если брать наш случай, то украинские предприятия столкнутся с компаниями, которые уже не один десяток лет представлены на мировом рынке, а значит, имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам, а также более подготовленный персонал, опыт разрешения торговых конфликтов. Т.е. наши предприятия должны быть готовы к конкуренции с транснациональными компаниями, а государство — к защите их интересов на глобальном рынке.

— Какую именно защиту вы подразумеваете: субсидии, льготы?

— В первую очередь, речь идет о юридической защите, о лоббировании интересов украинских предприятий на внешних рынках, о нефискальных преференциях. Инструментов много, и экономически развитые страны ими активно пользуются.

Что можно сказать, например, об экспортных возможностях Украины после вступления в ВТО? На поверхности лежит металлургия: предприятия этой отрасли готовы открывать внутренний рынок в обмен на свободный доступ на внешние рынки. Но, во-первых, свободного доступа может не случиться, о чем свидетельствует пример торговой политики США в этой отрасли. Вспомним март 2002 года, когда администрация Буша объявила о введении трехлетней программы для национальной экономики. В результате США ввели тарифы на различные виды импортных товаров из стали в размере от 8 до 30%! Несмотря на то, что введение тарифов противоречило правилам ВТО, существующим договоренностям США и вызвало резко негативную реакцию ЕС, само их действие позволило американской промышленности (за период в 20 месяцев, пока длился спор) значительно оздоровить свое финансовое положение и реорганизовать систему управления.

Таким образом, после вступления в ВТО одной из основных задач государства будет отстаивание интересов национальных предприятий — жесткое, бескомпромиссное и профессиональное.

Во-вторых, сейчас правительству необходимо иметь ясное представление о том, на экспорт каких еще товаров может претендовать наша страна и какие собственные производства должны развиваться в первую очередь. К примеру, давно согласованная представителями Украины 10-процентная импортная пошлина на автомобили, которая должна быть введена после присоединения Украины к ВТО, создает крайне неравные условия для отечественных и европейских производителей.

У ЕС уже есть что поставлять в Украину, а в Украине процесс создания современной автомобильной промышленности, которая могла бы быть вмонтирована в мировую систему распределения труда, фактически только начался. Может оказаться, что у европейских автогигантов просто не будет мотивации для создания производства в Украине. Им будет экономически целесообразнее рассматривать Украину только в качестве рынка сбыта собственной продукции. И тогда мы утратим и само производство, и сотни тысяч рабочих мест.

Между тем, сейчас автомобильная отрасль Украины активно развивается, и у нас есть все шансы стать одной из стран, где будут массово выпускаться современные автомобили ведущих мировых производителей. Но для этого необходимо хотя бы вдвое увеличить согласованный 10-процентный порог с тем, чтобы уравнять условия работы производителей в Европе и в Украине.

И это лишь один пример. Правительству необходимо иметь ясное понимание того, какие рынки и производства важны для обеспечения глобальной конкурентоспособности страны, анализировать состояние этих рынков и производств, определять условия, которые делают украинских производителей конкурентоспособными на внешних рынках. И обязательно учитывать эти условия при присоединении к ВТО.

— Предыдущие правительства, похоже, нечасто задавались этими вопросами, а новое правительство только пришло, так что готовых ответов, похоже, не имеет. Чем это грозит?

— Представьте себе, что украинский рынок одномоментно откроется для доступа иностранных товаров, иногда — более качественных европейских и американских, иногда — более дешевых китайских. Для экономики страны это будет иметь эффект цунами. Поэтому страны, которые начинают либерализировать свою тарифную политику, нуждаются в переходном периоде. Этот переходный период должен быть просчитан.

Правительство должно определить, сколько времени должно пройти с момента дачи Украиной согласия на открытость рынка до фактического наступления этой открытости. Сегодня вопрос о переходном периоде — это главный предмет переговоров о вступлении в ВТО.

— Как правительство может просчитать переходный период? Это возможно в принципе?

— Да — если вовлечь в работу представителей промышленности и экспертов. Хотя договор о вступлении подписывают политики, в ВТО вступают, в конечном счете, предприятия и рабочие, которые на этих предприятиях трудятся. Если условия вступления будут составлены правильно, то спрос, инвестиции, рынок рабочей силы и, в итоге, экономика будут расти. Если нет — увеличатся безработица и отток капитала. Успех переговоров и конечный эффект присоединения зависят от того, как государство будет сотрудничать с профсоюзами и представителями крупных промышленных комплексов. Дискуссия по поводу пошлин — только часть вопроса, и не самая главная.

— Но ведь Украина уже находится на завершающей стадии переговоров…

— Это не совсем так. Мы еще не завершили этап подписания двусторонних протоколов. Не подписан протокол с США — одним из самых значимых для Украины торговых контрагентов. А после подписания всех двусторонних протоколов наступает еще одна фаза — подготовки итогового документа, в котором непосредственно содержатся условия присоединения страны к ВТО. Этот документ должен быть согласован между украинской стороной и штаб-квартирой ВТО. И лишь после этого наступает завершающий этап — ратификация парламентом Договора о вступлении.

Хотелось бы, чтобы на всех этих этапах правительство ориентировалось на то, как отразятся условия вступления страны в ВТО на экономике и занятости. Условия присоединения должны быть прозрачны, эффект их внедрения — прогнозируем. Лишь в этом случае переговоры для Украины пройдут успешно.

— А какими будут ваши пожелания или рекомендации относительно вступления Украины в ВТО?

— В первую очередь необходимо провести инвентаризацию обязательств, которые были подписаны предыдущими правительствами.

Не секрет, что предыдущая власть использовала тему ВТО для коррекции своего отрицательного имиджа на Западе, брала на себя международные обязательства, не особо заботясь о том, когда и кто будет их исполнять. Президент и правительство постоянно издавали указы об ускорении процесса вступления, но реальные действия нередко говорили об обратном. В результате рядовые исполнители вели переговоры без какой-либо стратегии и контроля со стороны первых лиц государства, не говоря уж о парламенте, представителях предприятий и профсоюзах. Национальные экономические интересы при этом вообще не учитывались, а исполнители вовремя рапортовали о количестве подписанных двухсторонних договоров, содержание которых мало кого интересовало. После детального изучения подписанных протоколов члены нового Кабинета министров могут обнаружить, что выполнение обязательств, которые бездумно на себя брала прежняя власть, может поставить под угрозу не только отдельные отрасли или предприятия, но и экономическую безопасность страны в целом.

Возьмем пример с сельским хозяйством, ключевой отраслью для Украины. Основная задача ВТО как арбитра переговоров — это дальнейшее взаимное открытие рынков. Эту идею, в принципе, поддерживают все страны, в том числе и развивающиеся, для которых европейский и американский рынки — огромное поле для экспорта собственной продукции. Но если посмотреть на объемы субсидирования, которые в течение многих лет направлялись в сельское хозяйство США и стран ЕС, то они огромны, и поэтому американские и европейские товары и товары развивающихся стран неодинаково конкурентоспособны. Развивающиеся страны в этой связи говорят: уберите субсидии, и мы откроем для вас свой рынок, иначе вы уничтожите наше производство, то есть национальную экономику.

Это непосредственно касается Украины. Ведь за последние десять лет сельское хозяйство у нас меньше всего подвергнулось реформам. Тысячи гектаров поросших сорняками полей, ржавая или разворованная техника, массовый отток рабочей силы в города — это только отдельные «кадры» из жизни нашего аграрного сектора, которому для возрождения и полноценного развития требуется и значительное время, и многомиллионные вливания. И это должно быть учтено при проведении переговоров.

Надежду нам дает то, что ВТО тоже переживает процесс развития. Для аграрного сектора положительная тенденция состоит в том, что внутри организации уже сформировалась довольно влиятельная группа из почти 20 государств, где лидерами являются Бразилия, Индия, Китай и ЮАР, которая отстаивает интересы развивающихся стран, выступая за отмену экспортных субсидий, более открытый доступ на рынки, а также за урезание чрезмерной поддержки фермеров.

В любой конкуренции (а ВТО, вне всякого сомнения, — это более высокий уровень конкуренции для Украины) есть победители и проигравшие. Но задача этой влиятельнейшей торговой организации — не позволить более слабому проиграть полностью. Поэтому страны договариваются о единых правилах игры и следуют им.

Переговоры о вступлении Украины в ВТО могут быть скоро завершены. Мы стоим на пороге новых экономических условий, и от нас самих зависит — это будут условия развития или же консервации нашей экономики.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме