Вступление в ВТО в 2005 году: «Так!» или «Тому що...»

Поделиться
С приходом новой власти внешнеполитические векторы Украины четко пролегли в западном направлении, в частности, в экономическом плане определены две главные цели — вступление в ЕС и ВТО...

С приходом новой власти внешнеполитические векторы Украины четко пролегли в западном направлении, в частности, в экономическом плане определены две главные цели — вступление в ЕС и ВТО. И если нашему вхождению в Евросоюз еще предшествует длительный переговорный и подготовительный процесс, то в ситуации с присоединением ко Всемирной торговой организации все наоборот. Новая команда получила в наследство в значительной мере завершенный переговорный процесс со всеми обязательствами, которые взяла на себя Украина и от которых уже нельзя отказаться.

Дабы охарактеризовать уровень сотрудничества правительства и парламента в этой сфере, достаточно всего лишь привести фразы из выступлений двух высокопоставленных чиновников 17 мая, во время Дня правительства в парламенте с повесткой дня «О ходе выполнения мер по вступлению Украины в ВТО». Так, министр экономики Украины Сергей Терехин, в частности, указал: «Правительство настроено на плодотворное сотрудничество с парламентом и координацию совместных действий с целью принятия ряда важных законопроектов». В ответ следующий докладчик, председатель Совместной парламентско-правительственной комиссии по интеграции Украины в ВТО Сергей Касьянов отметил: «На предложение парламента восстановить правительственную часть в составе Совместной парламентско-правительственной комиссии уже больше месяца нет ответа… Не хотелось бы воспринимать эту проволочку как отказ от сотрудничества с парламентом в сфере обеспечения вступления Украины в ВТО…»

Следует отметить, что недавним распоряжением председателя Верховной Рады Совместная парламентско-правительственная комиссия по интеграции Украины во Всемирную торговую организацию вместе с парламентским комитетом по европейской интеграции определены профильными для законопроектов, относящихся к сфере регулирования ВТО.

По мнению Сергея Терехина, среди важнейших результатов проведенных в последнее время переговоров — поддержка руководством ВТО «как можно более быстрого завершения переговоров по обретению Украиной членства, включения в повестку дня Конференции министров в Гонконге в декабре 2005 года вопроса о вступлении Украины в Организацию». Однако это не означает, что у Киева есть полгода на раскачку. Глава Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО Серджио Марки запланировал следующее неформальное собрание Рабочей группы на середину июня. По этому поводу он отметил: «Если мы сможем закрыть и/или максимально ограничить количество существующих пробелов до летней паузы, нам удастся добиться вступления Украины в ВТО в этом году».

Такого же мнения придерживается и первый секретарь отдела ВТО по приему новых членов Кейто Адриан: «Проблема в том, что более теплое отношение к Украине не меняет технические правила вступления в Организацию. Тем более времени осталось немного. Я полагаю, что в июне, на следующем заседании группы, перспективы Украины относительно вступления в этом году в ВТО будут более понятными. Лично я считаю, что успеть до конца года проблематично. Это очень рано. И все же мы пытаемся ускорять процессы из расчета на вступление Украины именно в конце текущего года. Но почти все зависит от того, насколько эффективно за такой короткий срок Украина сможет снять самые неотложные вопросы».

Следовательно, для того чтобы украинский вопрос гарантированно был включен в повестку дня гонконгской конференции, в ближайшие недели нужно сделать очень много. Так, украинский парламент должен принять около трех десятков законов. Желательно максимально приблизиться к завершению переговорного процесса и получению проекта доклада Рабочей группы по присоединению Украины к ВТО. Как известно, обязательными приложениями к указанному докладу являются: обязательство по доступу к рынкам товаров, обязательство по доступу к рынкам услуг и обязательства в области сельского хозяйства.

С этой точки зрения представляются не совсем логичными указы Президента, подписанные 11 апреля, — «О ликвидации Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Украины к ВТО» №614 и «Об увольнении Валерия Пятницкого с должности первого заместителя министра экономики и по вопросам европейской интеграции» №618. Ведь в распоряжении Президента №958 от 13 апреля 2005, которым вносится изменение в распоряжение Президента «О делегации Украины на переговорах по вступлению Украины во Всемирную торговую организацию» №148 от 21.06.2004, ни слова не сказано об освобождении господина Пятницкого от исполнения обязанностей главы делегации на переговорах по вступлению Украины в ВТО.

Там также не идет речь о замене членов делегации, в частности того же Павла Гайдуцкого от АП или Сергея Медведчука от ГНА. Однако Валерий Пятницкий не может исполнять обязанности главы делегации, поскольку он уже не является заместителем министра экономики. По этой же причине он не может исполнять функции первого зампреда Совместной парламентско-правительственной комиссии по интеграции Украины в ВТО и председателя правительственной части комиссии. А созданная еще правительством Анатолия Кинаха Рабочая группа по проработке вопросов вступления Украины в ВТО и имплементации национального законодательства к ее требованиям вообще не действует из-за отсутствия обоих сопредседателей — как от правительства, так и от парламента.

Таким образом, украинскую делегацию на переговорах по вступлению в ВТО формально никто не возглавляет, а переговорным процессом фактически руководит Сергей Терехин. Правда, согласно постановлению Кабинета министров «О функциональных полномочиях первого вице-премьер-министра и вице-премьер-министров Украины» №175 от 3 марта 2005 года, «принятие мер для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению вступления Украины в ВТО» относится к полномочиям Олега Рыбачука. Следовательно, ответственность за вероятный провал переговоров будет возложена именно на него.

Нужно добавить, что в проекте постановления «Об информации Кабинета министров Украины о ходе выполнения мероприятий по вступлению Украины в ВТО», принятом в первом чтении 17 мая, Верховная Рада обращает внимание членов правительства на «неэффективное использование институциональных инструментов, необходимых для координации деятельности Верховной Рады Украины, правительства, предпринимателей и научных, и общественных организаций, направленной на подготовку Украины ко вступлению во Всемирную торговую организацию»...

Однако на Дне правительства Сергей Терехин заявил, что верит во вступление Украины в ВТО в этом году.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что завершение переговорного процесса и обретение членства в ВТО — разные вещи. Их разделяет период ратификации парламентом всех взятых на себя Украиной обязательств, на что обычно выделяют три месяца, плюс месяц на объявление о полноправном членстве в этой организации.

Интересно, захочет ли Верховная Рада Украины четвертого созыва ратифицировать этот весьма важный для государства документ за несколько месяцев до выборов? Будут ли обязательства, взятые Украиной по итогам переговоров, приемлемыми настолько, что их поддержит большинство народных депутатов? Вспомним, что мартовские законопроекты об изменениях к тому же Таможенному тарифу депутаты принимали под огромным давлением — с некоторыми коррективами и не с первого раза. К сожалению, процедура ратификации обязательств перед ВТО не предусматривает нескольких чтений и возможности внесения изменений в представленный документ…

Во время круглого стола «Законодательное обеспечение процесса вступления Украины в ВТО», организованного 18 апреля комитетом Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции, Совместной парламентско-правительственной комиссией по интеграции Украины в ВТО и Украинским центром международной интеграции, собственную позицию озвучил Валерий Пятницкий: «Результаты, которые мы имеем на сегодняшний день, скажем так, не вселяют оптимизма. Если говорить о результатах двусторонних переговоров, то здесь достигнут значительный прогресс. Однако, с другой стороны, если в некоторых случаях мы уже дошли до конца переговоров с теми или иными странами, эти наработки были нивелированы. Изменения в законодательстве привели к определенной приостановке процесса. Наши торговые партнеры выжидают: а что же будет дальше? Если мы говорим о переговорах со странами, заинтересованными в режиме доступа, например, на наш автомобильный рынок, и во всем, связанном с ликвидацией льгот, то они теперь наблюдают — в какой мере принятые решения будут воплощены в жизнь, насколько будут имплементированы.

Конечно, изучают и решения относительно отмены льгот в специальных и свободных экономических зонах и ТПР. Дело в том, что в контексте переговорного процесса с ВТО нам вообще достаточно было бы обеспечить только нормальный режим доступа товаров из этих зон на таможенную территорию Украины, то есть тот режим, при котором с этих товаров взимаются все налоги и сборы. И вообще, членов ВТО меньше интересует или практически не интересует, каким образом будет осуществляться хозяйствование внутри зон. Главное, чтобы товары на одинаковых условиях попадали на основную таможенную территорию Украины. Поэтому сегодня наши партнеры очень внимательно изучают, что именно принесли последние изменения в законодательство, решили ли они этот основной вопрос?»

Как известно, больше всего консультаций в переговорном процессе происходит с США и ЕС. Проект Отчета Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о присоединении к ВТО именно с этими партнерами отрабатывается очень детально. Как подчеркнул В.Пятницкий, «мы выверяем буквально до формулировок и отдельных деталей каждый раздел, поскольку согласование позиций именно с этими двумя членами Организации позволяет Украине снять если не 100, то 99% вопросов, возникающих в рамках переговорного процесса по проблематике вступления в ВТО».

Протокол по доступу к рынкам товаров и услуг с Еврокомиссией был подписан в позапрошлом году. Поэтому после оранжевой революции еврочиновники стали призывать США поддержать усилия ЕС по ускоренному приему Украины во Всемирную торговую организацию. Но преградой к этому, по мнению американской стороны, является вопрос о повышении эффектности борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в Украине. Еще 24 января 2002 года Украину, как «приоритетную зарубежную страну» из так называемого Списка 301, лишили преимуществ в рамках Обобщенной системы преференций с наложением санкций на импортированную из Украины в США продукцию в объеме 75 млн. долл.

(Подробное толкование этого термина: «Приоритетные зарубежные страны — это те, которые проводят наиболее обременительную или вопиющую политику, оказывающую самое отрицательное воздействие на американских правообладателей или товары, и подлежат ускоренным расследованиям и возможным санкциям».)

В ходе встречи председателя Госдепартамента интеллектуальной собственности Николая Паладия с первым секретарем экономического отдела Посольства США в Украине Джоном Полом Шюти, состоявшейся в начале года, в который раз обсуждался вопрос борьбы с «пиратством» и снятия с нашего государства санкций. В официальной информации Госдепартамента, в частности, говорится: «По словам Джона Пола Шюти, Вашингтон признает, что объемы пиратства в Украине существенно сократились, однако американцы не спешат снимать санкции, поскольку остаются опасения, что производство контрафактной продукции может возобновиться».

Именно поэтому в очередном обновленном Специальном отчете 301 торгового представителя США, обнародованном 29 апреля с.г., Украина продолжает оставаться «приоритетной зарубежной страной». Это при том, что в упомянутом отчете нет ни единого слова о несоответствии украинского законодательства требованиям действующего в рамках ВТО соглашения ТРИПС. Несмотря на это, в отчете отмечается: «Проблемы с защитой прав интеллектуальной собственности в Украине нивелируют ее усилия по присоединению к ВТО».

Таким образом, главное требование США в переговорном процессе по вступлению Украины в ВТО выходит за рамки соглашений этой Организации. Однако США с оптимизмом отмечают, что «недавно Украина возобновила усилия по принятию поправок к законодательству об оптических носителях...» Речь идет о ряде многострадальных и почти идентичных законопроектов под номерами 2292, 3155, 3676, 5182, 5520, 7032, 7232. Так, первый из них в позапрошлом году был принят в первом чтении, но во втором ему не хватило голосов. Законопроект под №5520 13 января с.г. набрал всего 84 голоса...

Впрочем, шестая редакция законопроекта о дисках, внесенная народным депутатом Украины Сергеем Осыкой, под довольно «экзотическим» названием — «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно имплементации законодательства к требованиям многостороннего Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) ВТО)» (реестр. №7032) все-таки была поддержана в первом чтении, что и было отмечено в вышеупомянутом отчете. Надо сказать, что это уже четвертая редакция законопроекта, подготовленная этим депутатом, и Президент Украины определил законопроект как неотложный, а парламентский комитет по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций рекомендовал принять его за основу, несмотря на отрицательные рекомендации Главного научно-экспертного управления Верховной Рады.

В данном законопроекте, в частности, предлагается распространить уголовную ответственность за незаконное перемещение по территории Украины лазерных дисков (действующей редакцией наказание предусмотрено за незаконное производство, хранение, реализацию, экспорт и импорт дисков). Кроме того, вводится ограничение на перемещение через государственную границу (в том числе пересылку) лазерных дисков для физических лиц — в количестве не более 20 штук. Последнее является безусловным ноу-хау в мировой таможенной практике...

Еще один повод для украинско-американских «интеллектуальных» противоречий — новый «Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности», утвержденный постановлением Кабмина №1716 от 23 декабря 2004 года. Дело в том, что, в соответствии с нормами ООН, нерезиденты Украины из государств, в которых ВВП на душу населения превышает 3 тыс. долл. США в год, платят сборы за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, в размере примерно в два раза большем, чем резиденты Украины и нерезиденты из государств, где ВВП на душу населения составляет менее 3 тыс. долл. США. Этот принцип был заложен и в предыдущих правительственных постановлениях — №543 от 22 мая 2001-го и №901 от 16 июня 2003 года. Неизвестно почему, но борцы за защиту прав интеллектуальной собственности заметили это только в последнем постановлении, вступившем в силу 5 февраля 2005 года.

Валерий Пятницкий обнародовал следующую позицию по указанной проблеме: «Это является нарушением базового принципа, согласно которому страна должна предоставлять одинаковый режим резидентам и нерезидентам. Закрыть глаза на существование такого документа или считать, что наши партнеры его не заметят, просто невозможно. Мы должны изменить этот документ до следующего заседания Рабочей группы. Это будет своего рода тест на способность правительства реальными действиями подтверждать свои декларации».

Что ж, достижение договоренностей — это большое искусство. В этом смысле симптоматичным представляется мнение одного из американских экспертов, который в частном разговоре с автором этих строк сказал, что «при сложившейся практике переговоров от кандидатов на членство в ВТО могут требовать даже больше того, что выписано в нормах и принципах ВТО».

Иного мнения придерживается значительная часть украинских парламентариев. Так, председатель подкомитета по вопросам интеллектуальной собственности и информатизации парламентского комитета по вопросам науки и образования Михаил Родионов прокомментировал нынешние проблемы следующим образом: «Эта проблема искусственная. Действующая законодательная база в сфере интеллектуальной собственности отвечает международным нормам и соглашению ТРИПС. Что признают и сами международные эксперты. В Специальном отчете 301 внимание сосредоточено главным образом на вопросе лазерных дисков, но ведь законодательство Украины в сфере интеллектуальной собственности состоит не только из Закона Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания». Вряд ли из всех аспектов интеллектуальной собственности следует выделять один и ставить его во главу угла, внося Украину в Список 301, в результате чего ограничивается экспорт ее продукции.

На мой взгляд, США не совсем корректно ставят вопрос о лазерных дисках на первое место в отношениях с Украиной, в частности в переговорном процессе относительно вступления в ВТО. На киевском базаре «Петровка» вы уже не найдете дисков по шесть гривен. Почти все продавцы имеют соответствующие документы... Откровенно говоря, идеального уровня защиты прав интеллектуальной собственности нет ни в одной стране и мы не являемся исключением».

230 голосов в поддержку законопроекта №7032 в первом чтении дали основания председателю Совместной парламентско-правительственной комиссии по интеграции Украины в ВТО Сергею Касьянову объявить об образовании в Верховной Раде «проВТОшного большинства». Это, конечно, приятно, особенно если вспомнить о том, что процесс гармонизации отечественного законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО со второй половины прошлого года практически приостановился.

Так, из-за нехватки голосов был снят с рассмотрения Верховной Рады целый ряд законопроектов, в частности о либерализации рынка банковских, аудиторских и адвокатских услуг. Отклонен проект закона «О государственной помощи» (регистрационный №5469), которым предполагалось урегулировать систему предоставления государством различных льгот и субсидий.

Полтора десятка законопроектов находятся на стадии разработки в правительстве. Они касаются вопросов постепенного снижения вывозной таможенной пошлины на отходы и лом черных металлов и отмены запрета экспорта лома цветных металлов (как вариант — с 1 января 2008 года), ответственности за дефектную продукцию, установления тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника, защиты национального товаропроизводителя от демпингового импорта, государственной поддержки сельского хозяйства и т.д.

Свой доклад на дне правительства Сергей Терехин завершил довольно осторожно: «Перед нами стоит сложная задача — обеспечение вступления Украины в ВТО до конца 2005 года, которую можно решить лишь благодаря согласованным действиям правительства и Верховной Рады. При этом основные законы должны быть приняты в течение мая-июля сего года... Без существенной поддержки этого процесса Верховной Радой, без принятия соответствующих законов, направленных на гармонизацию национального законодательства, вступление в ВТО в 2005 году во время очередной министерской конференции в Гонконге обеспечить практически невозможно».

После этого Геннадию Удовенко припомнилось: «В октябре 1994 года тогдашний министр внешних экономических связей (Сергей Осыка. — Ю.М.) заявил, что где-то в начале 1995 года мы вступим в ВТО. Прошло 10 лет...»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме