ВСТУПАЕМ В ЭПОХУ БАССЕЙНОСТРОЕНИЯ

4 июля, 2003, 00:00 Распечатать

В годы правления королевы Виктории возник культ чистоты и здоровья. Тогда же появились в быту ванны...

В годы правления королевы Виктории возник культ чистоты и здоровья. Тогда же появились в быту ванны. Прошло еще пару столетий, и желанным атрибутом успеха, здорового образа жизни да и просто источником удовольствия становится личный бассейн…

Вряд ли сыщешь того, кто бы не мечтал: «вот будет у меня бассейн, и все вокруг станет радостнее, я буду оптимистичнее смотреть на мир, в конце концов перестану тосковать по морю!..»

Ситуация

Реально владельцев бассейнов в Украине пока не так уж и много — примерно 0,3% населения. Отечественный рынок частных и общественных бассейнов, по самым оптимистическим оценкам предпринимателей, вырос за предыдущий год не более чем на 5%. Объясняется это низкой платежеспособностью большинства населения и медленным развитием спортивно-оздоровительных учреждений.

По единодушному мнению операторов, первая национальная особенность рынка бассейнов заключается в том, что половина заказчиков требует самого дешевого гидротехнического сооружения. Вторая отличительная характеристика касается общественных бассейнов: компании в основном вынуждены не возводить новые, а заниматься реконструкцией плавательных сооружений советской постройки с заменой гидросистемы.

Игроки

И все же количество заказов как на реконструкцию, так и строительство бассейнов растет. А поскольку интерес к бассейнам повысился, выросло и количество желающих заработать на них. К слову, многие новички — это фирмы, отпочковавшиеся от нескольких крупных.

Сейчас на рынке проектирования и строительства бассейнов стабильно работают около 50 компаний. Большинство из них — примерно 30 — сосредоточено в столице. К наиболее известным сами операторы рынка относят «АТМ-Инвест», «Б.Н.В.», «Всеслав-К», «Гидромонтаж», «Оазе Украина», «Химимпекс», «ДМВ», «Бассейны и технологии», «Укрпул», «Аквасофт», «Лайнэкс», «Дисплей плюс» и некоторые другие.

По-прежнему, к большому сожалению и потребителей, и участников рынка, на нем много фирм-однодневок. Потребителям они доставляют немало неприятных минут, сооружая нечто, лишь внешне напоминающее бассейн. Ведь для того, чтобы построить бассейн, штат фирмы должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами: инженерами, техниками, архитекторами и т. д. А откуда они возьмутся у шабашников?

Более того. Мало построить бассейн — необходимо его правильно обслуживать, то есть предоставить весь комплекс попутного сервиса. В противном случае заказчику придется вдыхать запах хлорки, созерцать грязно-зеленую гладь и — что хуже всего — страдать от застойной и неочищенной воды в бассейне.

Компании, которые на рынке «всерьез и надолго», также страдают от нынешнего засилья непрофессионалов. Во-первых, творения последних полностью дискредитируют бассейны как таковые. Во-вторых, желающие заработать во что бы то ни стало предлагают дешевое, а следовательно, менее качественное оборудование. Но это полбеды. Зачастую же такие строители попросту обманывают клиента, предлагая оборудование, которое явно не соответствует размерам и конструкции бассейна.

В результате демпинговых усилий новых игроков и ужесточения конкуренции цены снизились в среднем на 10—15% как на стоимость работ, так и на оборудование (в основном это относится к частным бассейнам).

На заметку потребителю

Деловые люди порой оказываются беспомощными в быту. Как правило, заказчики допускают две ошибки во взаимоотношениях с поставщиками: либо осуществляют тотальный контроль за всеми работами, либо допускают полное его отсутствие. И то и другое плохо. Также не стоит слепо доверять дизайнерам, иначе можно получить бассейн в совершенно чуждом для себя стиле.

Сроки сдачи работы следует обязательно оговаривать, чтобы из-за каких-нибудь мук творчества или неорганизованности вы не получили свое гидротехническое чудо месяца на три-четыре позже, чем предполагали.

Конечно, ставить жесткие сроки необходимо — это дисциплинирует. Но и в случае форс-мажорных обстоятельств особо подгонять не стоит — можно получить халтуру. (Кстати, на рынке бассейнов повсеместно принята поэтапная оплата работ.) И самое главное: не поленитесь тщательно изучить предложения на рынке. Не стоит экономить на таком сооружении, как бассейн, — своеобразной визитной карточке вашего дома и показателе жизненного успеха. Как рассказали нам все те же операторы, клиент, обратившийся к непрофессионалам и сэкономивший на строительстве бассейна, затем платит вдвое больше за его переделку.

Стимулирование сбыта

Главное преимущество профессионалов в борьбе за клиента — предложение бассейна «под ключ». Причем под этим подразумевается не только выполнение всего комплекса работ по сооружению бассейна, но и его обслуживание.

Эффективным приемом на конкурентном поле считается использование качественного и надежного оборудования, уже «добившегося» признания во всем мире: Fitstar, Grunbeck, Grundfos, Dinotec, Aqualux, Speck, Kripsol, MTS, Astral, Strebel, Pahlen, Unkers, Espa. А еще — умение продемонстрировать свой профессионализм, техническую грамотность, способность решать сложные и неординарные инженерные задачи.

Финансово мощные компании экспонируют образцы своего творчества не только на специализированных строительных выставках, но и в постоянно действующих собственных демонстрационных залах. Конечно, это требует немалых затрат, и позволить себе наличие постоянного водоема на сегодняшний день смогли лишь несколько компаний («Гидромонтаж», «Всеслав-К», «Б.Н.В.», «Лео-трейд»).

Но самой лучшей рекламой все без исключения бассейнщики считают рекомендации своих клиентов.

Модные тенденции

На волне успеха в Европе пребывает сейчас культура wellness (с англ. wellness — хорошее самочувствие). Wellness-сооружение условно делится на зоны очищения и расслабления, пассивного и активного отдыха, массажную, детскую и другие. Бассейны, как неотъемлемая часть wellness-культуры, оборудуются и хорошо известными, и новыми приспособлениями, аттракционами (гейзерами, устройствами гидромассажа, противотечения, массажными сиденьями, водопадами, подводной подсветкой и акустикой и т.п.). Можно предположить, что wellness-движение, равно как и повсеместное строительство малых и больших wellness-сооружений, со временем будет в Украине более масштабным.

Многие компании отмечают, что украинский потребитель стал более компетентным в вопросах бассейновой моды. И потому ведущие операторы стараются предлагать своим клиентам самые свежие европейские идеи и технологии, а посещение европейских выставок постепенно становится хорошим тоном.

Форма и обЛИЦОвка

Предпочтения украинских потребителей относительно форм бассейновых сооружений практически не поменялись. В основном заказываются бассейны прямоугольной формы, реже — овальной. И этому также есть объяснение: за изысканные формы платить надо больше.

По-прежнему наиболее востребованной для отделки наружного бассейна остается ПВХ-пленка. Она обходится клиенту по средней цене за 1 м2 (учитывая подкладочный материал и работу по укладке).

Для отделки и дизайнерских изысков потребитель, как правило, останавливает свой взор на керамической плитке и стекломозаике. Плитка дороже ПВХ-пленки примерно в полтора раза, мозаика — еще дороже, —110 за 1 м2. Относительное новшество на отечественном рынке — отделка из морозостойкой фарфоровой мозаики (5х5см) с разнообразными художественными панно.

Проблемы

Солидных проектировщиков бассейнов не так уж и много. Во-первых, не каждая компания в состоянии содержать штат инженеров-проектировщиков и обеспечить их мастерскими. Во-вторых, для проведения проектных работ необходимо иметь лицензию. Поэтому на сегодняшний день проектированием бассейнов занимаются лишь немногие солидные компании — старожилы рынка. Остальные либо заказывают проекты у них или в проектных институтах, либо выполняют работы без проекта, как говорится, «на глаз».

В Украине нет и собственной нормативной базы по водоподготовке. Многие компании-лидеры сходятся в том, что разработка стандартов по водоподготовке, безопасности оборудования и его эксплуатации даст им возможность «защититься» от недобросовестных фирм.

Прогноз

Строительство бассейнов в Украине бурлит и кипит. Однако процесс этот упорядоченным уж никак не назовешь.

Поскольку спрос рождает предложение, в ближайшие годы участников бассейнового рынка будет еще больше. И определить, где ас, а где дилетант, станет еще более хлопотным делом для заказчика. Все больше фирм будут стараться решать проблемы бассейностроения комплексно: иметь штат проектировщиков, строителей, монтажников, архитекторов, дизайнеров, обслуживающего персонала, что в свою очередь облегчит жизнь будущим владельцам бассейнов (есть с кого спросить, есть кому довериться). Но еще через несколько лет все фирмы будут переживать переломный период — кто-то «выплывет», а кто-то просто «захлебнется».

Цены на оборудование и стоимость строительных работ, услуг по монтажу и эксплуатации гидротехнических сооружений в ближайшие пару лет останутся прежними (разве что с небольшими колебаниями).

Ассортимент незначительно расширится за счет эксклюзивных и дорогостоящих новшеств. Предлагаемый сегодня выбор оборудования и аксессуаров уже и так достаточно широк и удовлетворяет требования заказчиков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно