Время управлять рисками

20 августа, 2010, 18:28 Распечатать

На горных предприятиях крупных промышленных корпораций США на самом видном месте, где у нас обычн...

На горных предприятиях крупных промышленных корпораций США на самом видном месте, где у нас обычно висела доска почета перевыполняющих план передовиков, размещены фото лучших работников, соблюдающих нормы безопасного труда. А по всей территории, на каждом производственном участке и даже на центральных часах — большие плакаты «Найди время для безопасности», постоянно напоминающие простую, но важную истину: деньги нельзя зарабатывать ценой жизни и здоровья.

Впрочем, в этом призыве больше прагматизма, чем морали. Соблюдение норм безопасности сохраняет основные фонды и увеличивает прибыль — работодателю не приходится тратиться на ликвидацию последствий аварий и компенсации пострадавшим. Это очень хорошо понимают в промышленно развитых странах, где собственники предприятий не ограничиваются, понятно, плакатами, чтобы обеспечить безопасную работу.

Еще лет десять назад в нашей стране ежегодно от производственных аварий калечилось и погибало столько людей, сколько проживает в среднестатистическом сельском районе. Без преувеличения катастрофическая ситуация требовала от Госгорпромнадзора неординарных мер и сверхусилий, причем в непростых условиях, когда экономика переходила к рыночному укладу, а законодательная и нормативная база не успевала за этими преобразованиями. Комитету волевым решением приходилось запрещать использование оборудования, работа на котором приводила к несчастным случаям, приостанавливать производства до устранения нарушений, брать на себя функции ведомственного контроля в целых отраслях (угледобывающей, строительной, химической), вводить на отдельных предприятиях усиленный режим надзора.

Эти административные меры мы применяем и сегодня, но не так массово — собственники предприятий научились ставить вопросы безопасности если не на первое, то уже и не на последнее место.

Патовое состояние в сфере промышленной безопасности уже позади. Выведенный в прошлом году Международной организацией труда коэффициент частоты возникновения несчастных случаев на предприятиях Украины не так сильно отличается от показателя стран Центральной Европы. В этом году на фоне пусть и небольшого, но все же роста производства травматизм уменьшился на 4%, а со смертельным исходом — на 6%.

И все же статистика все еще далека от желаемой. Чтобы создать четкую систему промышленной безопасности, безотказно действующую как в стране в целом, так и на каждом предприятии, нужна законодательная база. В какой-то мере сфера промышленной безопасности сегодня регулируется принятым в 1992 году Законом Украины «Об охране труда». Но основное внимание в этом документе уделяется социальному аспекту производства. Технический же аспект затронут по касательной. Хотя именно он несет главную угрозу возникновения аварий и несчастных случаев, что подтверждается и статистикой: из года в год наибольший показатель травматизма фиксируется на технологически «нагруженных» предприятиях.

Конечно, несчастный случай может произойти на любом предприятии — и со сложным, и с простым оборудованием. И не всегда из-за проблем с техникой. Большинство производственных ЧП происходят по организационным, иными словами, субъективным причинам. Поскольку вопросы промбезопасности — это не только техническое состояние предприятия, но и его менеджмент, а также система производственных отношений.

Давно назрела необходимость принять специальный закон о промышленной безопасности. Такой закон работает во многих странах. У нас же до сих пор даже не сформулирована идеология промышленной безопасности. Точнее, она существует, но пока только в виде законопроекта, разработанного Госгорпромнадзором и принятого Верховной Радой в первом чтении. Заниматься вопросами промышленной безопасности Госгорпромнадзору поручило правительство в 2006 году. Помимо этого, надо сказать, комитет выполняет еще две функции: организовывает управление охраной труда на предприятиях и осуществляет горный надзор.

Проект закона «О промышленной безопасности» направлен на упреждение аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах. Он устанавливает основные нормы, правила организации и выполнения работ, начиная с момента проектирования предприятий и заканчивая их ликвидацией, регламентирует отношения в этой сфере между работодателями и рабочими, а также функции надзорных структур. Что важно, впервые в законодательном поле страны появится определение промышленной безопасности — как состояния защищенности жизни и здоровья людей от опасных производственных факторов.

С принятием этого закона Украина получит, наконец, комплексную и сбалансированную систему государственного надзора в сфере безопасности производства. Это позволит, в частности, избежать дублирования надзорных функций различных государственных структур. Ведь у нас сегодня чуть ли не каждое министерство имеет свои инспекции, которые оперируют только им понятной терминологией (взятой из системы гражданской обороны советских времен) и руководствуются своей градацией предприятий по степени опасности. При этом их ответственность практически нулевая. Такой разнобой в работе вносит
хаос в систему госнадзора и создает дополнительное административное давление на бизнес.

Определившись со стратегией (нет сомнений, что закон «О промышленной безопасности» будет принят), необходимо совершенствовать тактику. Система не может эффективно работать в условиях рынка и практически полной частной собственности, опираясь на положения, созданные еще при «развитом социализме». С этой целью комитет на протяжении трех последних лет проводит кардинальную реструктуризацию надзора. Мы оптимизировали структуру центрального аппарата и территориальных подразделений, ликвидировав не способствующие эффективной работе управленческие звенья. Далее — перераспределили промышленные объекты надзора между территориальными и областными управлениями, что улучшило его качество в отраслях, неравномерно представленных на территории страны.

Сейчас переходим к третьему этапу реформирования — разделяем надзорную функцию комитета на два самостоятельных направления: расследование несчастных случаев на производстве и собственно надзорную деятельность как систему мероприятий по профилактике травматизма. Впрочем, задача здесь одна: обобщая причины несчастных случаев и устанавливая виновных, вместе с тем осуществлять действенные превентивные меры по упреждению аварий.

С этой же целью комитет, изучив мировой опыт, разработал и внедряет систему оценки производственных рисков, призванную показать, насколько опасны те или иные действия работника или производственные операции и что необходимо сделать, чтобы они стали максимально безопасными. Это даст возможность постепенно перейти к качественно новой концепции организации государственного надзора.

Согласно ей, предприятия делятся на три категории — высокой, средней и незначительной степени риска. На объектах со значительной вероятностью возникновения аварий государственный надзор останется жестким, постоянным и бескомпромиссным — со штрафами и остановками производства. А вот на других, где несчастные случаи, как правило, результат безответственного отношения руководства и работников к вопросам безопасного труда, инспекторский состав займется в большей степени профилактикой травматизма. И это логично: не задача государства — за средства налогоплательщиков учить и воспитывать работодателя. Инспектор не должен рассказывать ему, какое оборудование лучше купить, как правильно его установить, где делать заземление или какими средствами защиты обеспечивать работников.

На предприятиях, отнесенных к категории незначительной степени риска, главной «надзорной» фигурой станет работодатель. Он самостоятельно проводит инвентаризацию оборудования и паспортизацию рабочих мест, определяя уровень производственных рисков. Так же самостоятельно разрабатывает и проводит мероприятия по их устранению. Все эти данные вносятся в декларацию о соответствии производства нормам промышленной безопасности и охраны труда и подаются в Госгорпромнадзор.

Безусловно, контроль государства, в частности, нашего комитета, за таким предприятием при этом не станет декларативным. Если несчастный случай произойдет — будем расследовать: установим причины, определим ответственных и разработаем мероприятия по недопущению подобных инцидентов.

Декларативный принцип осуществления надзора, с одной стороны, снизит административное давление на средний и мелкий бизнес, сведя к минимуму количество проверок на них, а с другой — наконец заставит руководителя разобраться в собственном хозяйстве и изучить законодательство об охране труда и промышленной безопасности. Уход от усиленного надзора над этим сектором экономики освободит ресурс комитета и позволит нам сосредоточить силы на наиболее опасных производственных объектах.

Промышленная безопасность во многом определяет качество нашей жизни. Но как система правовых,
социально-экономических и организационно-технических мероприятий она не возникнет сама по себе. Ее надо создавать, кропотливо и последовательно, — через принятие законов, нормативных актов, разработку соответствующих программ, в конце концов, через осознание ее важности каждым из нас.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно