ВРЕМЯ «Ч», ИЛИ ЧЬЮ НЕФТЬ, ОТКУДА И КУДА КАЧАТЬ БУДЕМ?..

25 июля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 25 июля-1 августа

21 июля должно было состояться собрание акционеров ОАО «Укртранснафта». Однако оно перенесено на 1 августа...

21 июля должно было состояться собрание акционеров ОАО «Укртранснафта». Однако оно перенесено на 1 августа. По инициативе акционера «Укртранснафти» — «Нефтегаза Украины», которому государство передало в управление 100% акций «Укртранснафти». Каждая из сторон объясняет «пролонгацию» собрания акционеров по-своему. Но, вероятно, не стоит исключать того, что это один из способов создать конфликт (интересов? чьих?) в украинском ТЭКе, чтобы отвлечь внимание от куда более серьезных проблем. Так ли это, наверное, скоро прояснится.

Так как «ЗН» практически всегда подробно описывало перипетии, связанные как с «Укртранснафтою», так и вверенным ей, кроме прочего, в управление нефтепроводом Одесса—Броды, не буду повторяться. Расскажу вкратце о событиях последних двух недель.

14 июля, как и было запланировано, под эгидой Еврокомиссии в рамках программы INOGATE в Гданьске состоялось заседание за «круглым столом» реальных и потенциальных участников проекта ЕАНТК.

Собственно, уже название этой встречи деловых людей определяло круг участников: «Одесса—Гданьск: северное измерение для каспийской нефти». Это мероприятие безусловно заслуживает более подробного описания, но если кратко описать происходящее в Гданьске (Поморье, Польша), где обсуждались перспективы продления нефтепровода Одесса—Броды по территории Польши с целью создания европейского нефтетранспортного коридора, то можно резюмировать, что проект «Одесса—Броды—Плоцк» получил политическую поддержку правительств Украины и Польши, а также Еврокомиссии. В качестве подвижек в сторону коммерциализации проекта называется концепция бизнес-плана, подтверждающего наличие рынков сбыта нефти, которая будет поступать по нефтепроводу в Европу. Заинтересованность в получении нефти по этому нефтепроводу проявили также НПЗ Чехии, Австрии и Германии. Специальный уполномоченный по вопросам ЕАНТК, председатель правления «Укртранснафти» Александр Тодийчук сообщил, что к реализации бизнес-плана нефтепровода Одесса—Броды «Укртранснафта» приступит в декабре текущего — начале будущего года.

Концепцию бизнес-плана подготовила компания PricewaterhouseСoopers. Она предусматривает транспортировку нефти по этому нефтепроводу, а также по системе других действующих и проектируемых нефтепроводов на НПЗ Чехии, Австрии и Германии. Реализация бизнес-плана предусмотрена в три этапа. На первом из них по нефтепроводу будет транспортироваться 7 млн. тонн нефти, на втором — 11 млн. тонн, на третьем — 19 млн. тонн.

К слову, еще в мае Еврокомиссия выделила грант в размере
2 млн. евро на техническую поддержку достройки нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка.

Присутствующих на этом гданьском саммите весьма интересовала позиция Украины в отношении принципиальных вариантов использования нефтепровода. И европейцы дали четко понять, что от того, в каком направлении Украина будет качать нефть, будет зависеть и их коммерческая заинтересованность в проекте. Возглавляющий украинскую делегацию министр топлива и энергетики Сергей Ермилов заверил присутствующих в том, что в случае равных условий (надо понимать, прежде всего ценовых параметров) предлагаемых Украине сегодня вариантов будет выбран европейский, и о реверсе речь пока не идет. Правда, комиссия, созданная по решению украинского Президента для анализа этого вопроса, свой окончательный вердикт еще не вынесла, но и слишком уж навязчивых предложений российских нефтяных компаний безоглядно не приняла.

По странному (или закономерному?) стечению обстоятельств, именно когда все возрастает заинтересованность в европейском направлении транзита нефти по нефтепроводу Одесса—Броды, появляется заявление сотрудника компании CERA Мэтью Дж.Сагерса. Оказывается, он считает бессмысленным продление нефтепровода Одесса—Броды до Гданьска. Разумеется, каждый имеет право на собственную точку зрения. Но зачем же ее преподносить как мнение экспертной организации? Тем более что CERA (Кембриджская ассоциация по проведению исследований в области энергетики) не уполномочена правительством Украины комментировать ситуацию. Более того, если вы видели этот «многосложный труд» целой ассоциации, то легко угадаете в нем идею реверса нефтепровода Одесса—Броды, активно навязываемую Украине несколькими российскими экспортерами нефти. Что же касается аналитики, то, увы, это, с позволения сказать, исследование подобных «мелочей» не содержит. Так что можно только догадываться, зачем вышеупомянутому господину понадобилось оглашать подобные вещи. Ну да Бог с ним.И не такое доводилось слышать об украинском проекте. И чем ближе его реализация, тем громче голоса его противников. Ничего не поделать — классический конфликт интересов.

А уже на следующий день после конференции в Гданьске, 15 июля, Президент Украины Леонид Кучма отмечает повышение интереса со стороны нефтедобывающих компаний, работающих в Каспийском регионе, к использованию нефтепровода Одесса — Броды для транспортировки нефти в Европу. Вместе с тем глава государства подчеркнул, что решение о транспортировке каспийской нефти в Европу либо реверсном использовании нефтепровода Одесса — Броды должно принимать правительство. А заодно Л.Кучма пожурил «энергетического» вице-премьера Виталия Гайдука и главу Минтопа Сергея Ермилова за плохую подготовку к зиме. Надо понимать, что это одно из «последних китайских предупреждений» чиновникам, и хотя формально оно не связано с проектом «Одесса—Броды», не секрет, что и Л.Кучме российские члены правительства, а не только нефтяные компании настоятельно предлагают качать нефть в реверсном направлении. С таким решением российский вице-премьер Христенко даже увязывал подписание долгосрочного украинско-российского соглашения о транзите нефти по нефтепроводам Украины. Однако это сильно уж откровенное давление… Так что хотя Кабмин Украины и одобрил проект 15-летнего соглашения с Россией о транзите нефти уже 16 июля, что даст российским компаниям возможность транспортировки до 79,5 млн. тонн нефти в год, в соглашение не включена система Одесса-Броды. О чем сообщил министр С.Ермилов. Реверанс это в адрес россиян или вправду остается такая перспектива, но, по словам министра, новый нефтепровод в принципе может быть включен в соглашение. Правда, это не значит, что будет включен. А там посмотрим.

Далее Кабмин переносит окончательное решение по вопросу использования нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме, решив привлечь на тендере независимого эксперта в этой области для того, чтобы получить независимую оценку реверсного варианта работы, как это было сделано для варианта прямой работы нефтепровода Одесса—Броды.

Дальше — больше. 18 июля в Ялте российский премьер Михаил Касьянов заявляет, что соглашение о транзите российской нефти по территории Украины может быть подписано после того, как будет решен вопрос о транзите российской нефти по нефтепроводу Броды—Одесса. Разумеется, ему бы хотелось увидеть решение по этой теме «в сжатые сроки», и конечно же РФ готова посодействовать Украине в этой многосложной задачке. «Мы рассчитываем, что, может быть, через месяц будет завершено рассмотрение этого вопроса — использования для прокачки российской нефти нефтепровода Броды—Одесса. Как только по этой теме будут отработаны все технологические особенности и соединены с экономическими, тогда это соглашение будет готово к подписанию. Таково наше представление», — подчеркнул М.Касьянов.

Такие вот товарищеские взаимоотношения. И кто после этого скажет, что проект ЕАНТК и вообще достройки и вариантов использования нефтепровода Одесса—Броды — это сугубо экономическая тема?! Всяк остаивает свои интересы всеми доступными способами. Отстаивает их и «Укртранснафта», за что и получает, как говорится, на орехи со всех сторон.

Тем не менее, несмотря на все давление и ажиотаж, ОАО «Укртранснафта», владеющее нефтетранспортными мощностями в Украине, сообщает, что в результате переговоров с поставщиками каспийской нефти и ее потребителями в странах Европы имеет пакет предложений, которые создают условия для начала прокачки нефти в европейском направлении до конца этого года — в начале 2004-го.

Кроме того, в «Укртранснафті» отмечают: «Мы работаем на увеличение суммы транспортируемой российской и каспийской нефти, работаем над гармонизацией интересов России и Казахстана, а не на их конфликт». А предложения российских компаний, по мнению украинских нефтетранспортников, не всегда выглядят однозначными, и «возникает вопрос о бизнес-логике этих предложений». В «Укртранснафті» по-прежнему считают, что работа нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме может негативно повлиять на реализацию проекта «Дружба—Адрия» и увеличить нагрузку на пролив Босфор.

Тут же свое слово вставила и российская ТНК, которая, оказывается, приветствует действия правительства Украины по серьезному обсуждению возможности транспортировки российской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды в реверсном режиме. Об этом заявил президент Торгового дома «ТНК-Украина» Александр Городецкий на пресс-конференции в Киеве 17 июля. При этом он не забыл подчеркнуть, что реверсный маршрут подкреплен реальными предложениями российских компаний-экспортеров. Он также считает, что украинская сторона ошибочно не включила нефтепровод Одесса—Броды в проект 15-летнего соглашения с Россией о транзите нефти по территории Украины, как это предлагает российская сторона. Повторюсь, что каждый имеет право на собственное мнение…

Наблюдая за развитием событий вокруг проекта ЕАНТК и нефтепровода Одесса—Броды, счел возможным высказать свое мнение на этот счет и посол США в Украине Карлос Паскуаль. Он вновь высказывается за использование нефтепровода Одесса—Броды в европейском направлении.

В интервью журналистам К.Паскуаль подчеркнул также необходимость использования нефтепровода на более привлекательных для инвестора условиях. Наполнение нефтепровода каспийской нефтью для европейского рынка откроет для украинской экономики долгосрочные перспективы, считает дипломат.

Впрочем, в «Укртранснафті» и так видят перспективы. Даже при сокращении экспорта российской нефти компания считает, что нефтетранспортная система приносит стране прибыль. И предоставляет цифры, приведенные в таблицах. По данным «Укртранснафти», в период с 1 января по 1 июня 2003 года компания уплатила в госбюджет основных налогов на сумму 167 376 тыс. грн. (на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Надо заметить, что далеко не все разделяют оптимизм «Укртранснафти» и продолжают обвинять компанию в популизме. Мол, пусть бы использовали нефтепровод Одесса—Броды в реверсном режиме, тогда бы и прибыль была посущественнее. Впрочем, к подобным выпадам стоит относиться критически. В конце концов правительство страны вскоре расставит точки над «і». А то уж слишком «популярной» стала тема «Укртранснафти» и вариантов использования нефтепровода Одессса—Броды.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно