Воздушные ямы электронной коммерции

20 августа, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №33, 20 августа-27 августа

Многочисленные прогнозы развития электронной коммерции, как и положено прогнозам, особой точностью никогда не отличались...

Многочисленные прогнозы развития электронной коммерции, как и положено прогнозам, особой точностью никогда не отличались. Радужные перспективы, возникшие на заре технологического бума, сменились мрачным пессимизмом после того, как лопнул мыльный пузырь «новой экономики». И сейчас, когда экономический интерес к компьютерным технологиям начинает понемногу возрождаться, выясняется: у специалистов нет не только четкого представления о том, что ждет электронную коммерцию в будущем, но и о том, в каком состоянии она находится сейчас. По крайней мере материал Поля Маркили, обозревателя журнала The Economist, в значительной степени напоминает мозаику, составленную из отдельных фрагментов.

Наиболее доступными оказались для него данные о развитии электронной торговли в США, которые значительно опережают в этом направлении все остальные регионы планеты. Только за прошлый год темпы прироста объемов розничной торговли в режиме online выросли там на 26% и достигли 55 миллиардов долларов. И составили при этом… аж 1,6% от общего объема розничной торговли. Правда, эти показатели некоторые специалисты считают далеко не полными. Ведь сюда не входит бронирование билетов, гостиниц, аренда автомобилей, объемы которых только в рамках одной из компаний — InterActiveCorp — составили 10 миллиардов долларов. Плюс еще виртуальная порнография, оборот которой оценивается в 2 миллиарда долларов, азартные игры (6 миллиардов) и «серая» торговля медицинскими препаратами (виртуальная покупка за границей тех препаратов, которые в США без рецепта не отпускаются). Но все это мелочи по сравнению с интернет-аукционами, через которые проходят огромные суммы денег (только через eBay и только за прошлый год прошло 24 миллиарда долларов).

Более того, каждый пятый покупатель, который приходит в магазин совершать покупку по старинке, свой выбор и магазина, и товара делает после основательного поиска в Сети (в случае покупки автомобиля это делают три четверти всех традиционных покупателей). Правда, иногда наблюдается и обратная ситуация, когда покупатель видит в магазине какой-то товар, чаще всего новый (например, новую версию цифровой фотокамеры), на месте знакомится со всеми его преимуществами, а затем дома, по Интернету, находит возможность купить его значительно дешевле, чем в магазине. Моханбир Сохни, профессор технологии Чикагской школы менеджмента, утверждает, что на наших глазах происходит «деконструкция процесса приобретения», при котором получение информации о товаре и принятие решения о покупке отделяется от самого акта покупки.

Не меньший интерес представляет собой и обобщенный портрет виртуального покупателя. Причем, как оказалось, маркетологам придется пересмотреть многие из устоявшихся представлений. Казалось бы, чаще всего в режиме online покупки совершают парни, увлеченные всевозможной электроникой. Однако в действительности по объемам продаж, особенно накануне Рождества, на первые места выходят одежда, игрушки, видеоигры и бытовая техника, хотя начинающие виртуальные покупатели чаще всего приобретают книги и компакт-диски. Далее, женщины, по крайней мере в Европе, тратят на свои виртуальные покупки больше, чем мужчины (495 фунтов стерлингов против 470), хотя и меньше, чем в среднем по старшей возрастной группе (527 фунтов стерлингов). А ведь еще недавно утверждалось, что людей старше 55 лет искушения интернет-шопинга обойдут стороной.

И все же на пути развития электронной коммерции остается еще немало препятствий. На первом месте — опасения по поводу безопасности проведения виртуальных финансовых операций. И хотя представители интернет-компаний утверждают, что вероятность кражи номера кредитной карточки в виртуальном пространстве значительно ниже, чем вероятность кражи самой карточки в обычном магазине, верится в это с трудом. По крайней мере, за прошлый год в американскую федеральную торговую комиссию поступили жалобы в связи с ущербом на общую сумму в 200 миллионов долларов. Причем половина этой суммы приходится на интернет-аукционы. Вообще, по оценкам специалистов, 2003 год оказался самым урожайным на виртуальные преступления, хотя точной статистики по этому поводу нет. Как нет и уверенности в том, что этот аспект виртуальной деятельности в скором времени удастся взять под контроль.

Не меньшую проблему представляет собой и навязчивость электронных рассылок интернет-рекламы. Однако тут уже перспективы гораздо более радужные. Шансы избавиться от спама довольно высоки, зато новые услуги могут оказаться достаточно востребованными. Так, некоторые фирмы уже разрабатывают программы, позволяющие (естественно, с разрешения клиента) заблаговременно напоминать о приближающемся дне рождения любимой тещи, сообщать, что именно было подарено ей в прошлом году, и предлагать новые варианты с учетом тех предпочтений, которые она продемонстрировала при совершении виртуальных покупок. Предполагается, что от такого предложения мало кто сможет отказаться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно