ВОСЕМЬ ЛЕТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОПУЛИЗМА

Поделиться
По случаю очередной годовщины независимости Украины и в преддверии президентских выборов несть числу обвинений в тупиковости проводимого курса экономических реформ...

По случаю очередной годовщины независимости Украины и в преддверии президентских выборов несть числу обвинений в тупиковости проводимого курса экономических реформ. Все - от оппозиционных кандидатов в лидеры нации до претендентов на научное лидерство - с пеной у рта доказывают, что первый удар по независимости был нанесен взрывной либерализацией всего и вся и далее усугублен безумной политикой монетаризма. На самом деле, не было ни первого, ни второго «безумия». Так что те, кто в своих предвыборных прокламациях заявляют об отказе от либерально-монетаристских реформ, говорят неправду, ибо невозможно отказаться от того, чего не было. А что же было?

Монетизированная экономика бюрократического торга

Поскольку главная черта либеральной экономики - свободное ценообразование, то вынужденная по сугубо экономическим причинам двигаться в русле гайдаровской либерализации Украина 2 января 1992 года вступила на путь рыночных преобразований. Но это был лишь шанс к выздоровлению, а не его гарантия. Экономика могла получиться и такой, как на Западе, и такой, как в Африке. Она могла оказаться и социально ориентированной либеральной, и социально ориентированной патерналистской или, сокращенно, популистской. Введение весной 1992 года купонокарбованца означало, как стало вскоре понятно, не столько шаг к независимости, сколько шаг к популистскому автаркизму. Менялись правительства, президенты, законодатели, экономическая политика сдвигалась то влево, то вправо, но суть ее оставалась прежней - перераспределительной. Только в отличие от госплановского варианта теперь перераспределялись не физические и человеческие ресурсы, а финансовые. По сути, рыночно-социалистические реформы 90-х годов дали вторую жизнь брежневской экономике бюрократического торга. По определению российского экономиста Виталия Найшуля, произошло оденеживание и, благодаря этому, выживание советской экономики в новых квазирыночных условиях.

Достигнув пика официального перераспределения при «шахтерском» премьере (одни только валютные торги чего стоили!), бюрократический торг был затем подвергнут «радикальным экономическим реформам». Суть этого «рыночного эксперимента» многократно раскрывали эксперты из Немецкой консультативной группы при правительстве Украины и Украинско-европейского консультативного центра (программа Tacis). Дело в том, что при росте в 1994-98 годах доли убыточных предприятий с 10 до 50% доля прямых бюджетных субсидий упала примерно с 10 до 3% ВВП. Но массовых-то банкротств не было! Выходит, субсидии ушли в подполье, составив своего рода госсегмент теневой экономики. Пойти на это пришлось в связи с тем, что одним из элементов «радикализации» стало сотрудничество с международными финансовыми организациями (к этому аспекту мы еще вернемся). А одним из основных требований совместных меморандумов стало сокращение неэффективных статей госрасходов.

Облагородив теневые госвыплаты термином «непрямые субсидии», западные эксперты отмечают следующие их виды: списание или отсрочка налоговых платежей, внешнеторговые льготы, кредиты по пониженным ставкам или под госгарантии, госзакупки товаров по ценам, превышающим рыночные, или неликвидных, налоговые и другие льготы в спецзонах. Все эти акции осуществляются по отношению к избранным отечественным и иностранным компаниям, чье руководство имеет неформальные связи в органах законодательной и исполнительной власти.

В Украине сформировались два главных слива для субсидий - угольный и аграрный. Основная часть прямых субсидий направляется в угольную отрасль. Что до непрямого субсидирования нерентабельных шахт, то оно производится перекачкой финансовых ресурсов из шахт с низкими производственными издержками, а также из других секторов экономики за счет роста задолженности угольщиков. В практически полностью убыточное сельское хозяйство на протяжении 1994-98 годов было закачано около 3 млрд. грн. кредитов, большая часть которых наверняка не будет возвращена. Одно из последних агроподаяний - установление двухлетних каникул по всем налогам, кроме выплат в соцстраховский и Пенсионный фонды. В металлургии и других экспортных отраслях такая политика провоцирует предприятия на демпинг и ответную реакцию стран-импортеров.

Поскольку на весь этот «субсидированный социализм» ежегодно приходится жертвовать пятую часть ВВП, резко возрастает налоговая нагрузка на «несоциалистические» субъекты хозяйствования и вынуждает их переходить в «тень», что окончательно подрывает фискальный баланс. В итоге разрушается не только бюджетная сфера - наука, просвещение, здравоохранение, социальные службы и т.д., но и начавшая было формироваться рыночная, конкурентная среда. Отчего Президент не ввел до сих пор «День монополиста»? Оттого, видимо, что праздновать его можно 365 дней в году. Причем роль затейника отводится Антимонопольному комитету, который по эффективности своей деятельности адекватен Координационному комитету по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Следует еще раз подчеркнуть принципиальное различие между характером существующей в стране экономики и характером проводимой экономической политики. Осуществленные властями за минувшие годы либерализация цен, унификация валютного курса, массовая приватизация и некоторые другие действия были шагами по созданию в стране рыночной среды. Однако невиданная у нас ранее экономическая свобода привела не к бурному росту, а к беспрецедентному по длительности и глубине экономическому кризису. Почему? Потому что за гигантским бременем налогов, раздутыми госрасходами и всеохватывающим госрегулированием скрывается приватизация государства, когда политика госорганов диктуется не национальными, а частными интересами, когда даже госдолжности и решения становятся предметом купли-продажи. Другими словами, случилась парадоксальная, но страшная вещь: монстры буржуазного госуправления, порожденные фантазией сталинских и послесталинских идеологов, материализовались. И чиновники, и законодатели рыночной Украины оказались именно такими, какими они описаны в «Кратком курсе» и прочих партийных учебниках и монографиях.

Международные проводники социализма

Еще один парадокс нынешней ситуации в Украине состоит в том, что немалую роль в сохранении социалистической экономической политики сыграли международные финансовые организации. Сердцевину доктрины МВФ и Всемирного банка, известную под названием Вашингтонского консенсуса, составляют либерализация, финансовая стабилизация и приватизация. И хотя в высших кругах ВБ ведутся разговоры о некоем новом, поствашингтонском консенсусе, в Украине они пока не получили зримого воплощения. Более того, приходится констатировать, что и прежний-то консенсус выполняется с точностью до наоборот.

Так, достижение финансовой стабилизации требует балансирования государственных доходов и расходов, ликвидации бюджетного дефицита на фоне низких процентных ставок и снижения размеров госдолга. Насколько мы преуспели на этом пути, можно узнать из таблицы.

Механизм снижения дефицита бюджета до 2% ВВП хорошо виден в графе «Финансирование дефицита». Переход от прямых беспроцентных кредитов НБУ к «неинфляционным источникам» с более чем солидными процентами привел к резкому нарастанию внутреннего долга в виде огромной пирамиды ОВГЗ и еще более впечатляющей «горы» внешних долгов. Они с полным правом могут быть названы сизифовыми, ибо вместо экономического роста привели к дальнейшему спаду. Первый долг был, в конце концов, конфискован путем реструктуризации в долгосрочные ценные бумаги, а второй выплачивается МВФ самому себе (ВБ удовлетворяет других внешних кредиторов) - ну точно, как это делало в свое время социалистическое государство (вспомните хотя бы отложенные Хрущевым на 20 лет выплаты по гособлигациям). «Радикализация» привела к пятикратному росту взаимной кредиторской задолженности предприятий, более чем на порядок выросли долги по зарплатам и пенсиям, в 2,5 раза - реальные процентные ставки, и до того весьма высокие. Страна превратилась в «оплот социализма с долговым лицом».

И ведь сколько писалось в различных документах и публикациях МВФ и ВБ, что эффективность использования средств государством гораздо ниже, чем у частного сектора, что поступление иностранной валюты в рамках кредитов завышает курс национальной валюты и делает местных производителей менее конкурентоспособными на мировых рынках. Наконец, простой здравый смысл говорит: получение незаработанных средств извне ослабляет решимость властей вносить необходимые коррективы в экономическую политику, откладывает принятие назревших мер. Да и зачем еще один «борец за правое дело», коль и своих полон короб?

Потерянное столетие

Почти вековое господство социализма, который начал свою историю в нашем отечестве со времен Украинской Народной Республики, нанесло невосполнимый ущерб духовному потенциалу нации. Пока у нас наблюдался синдром постоянно действующего перераспределения, десятки стран мира, независимо от их расположения и уровня развития, особенностей культуры и религии, доступа к мировым транспортным путям и кредитам, добились с помощью либеральных реформ феноменальных успехов в борьбе с бедностью, отсталостью, болезнями. В последние десятилетия большинство стран планеты вступило в жесточайшую конкуренцию друг с другом за создание условий наибольшего благоприятствования для отечественного и зарубежного бизнеса.

Украина же словно выпала из мировой обоймы. Она по-прежнему пребывает в плену социалистического популизма, когда и лево-, и правоцентристы предлагают все новые варианты изъятия и деления кем-то произведенного и заработанного. Выдавливать эту привычку чрезвычайно трудно. Поэтому когда после восьми лет независимости мы слышим с высокой трибуны очередные стенания об ужасном союзном наследии и постоянных ссорах законодательного Ивана Ивановича с исполнительным Иваном Никифоровичем, ужасно хочется спросить: а почему бы очередные пять лет не полечиться от вредного наследия в замечательном городе Миргороде?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме