Внутренние причины экономического кризиса, спровоцированного властью Украины, и пути их локализации

21 ноября, 2008, 16:29 Распечатать Выпуск №44, 21 ноября-28 ноября

Усиливающийся и осложняющийся мировыми проблемами, глубокий украинский кризис обусловлен серьез...

Усиливающийся и осложняющийся мировыми проблемами, глубокий украинский кризис обусловлен серьезными внутренними причинами, которые выходят далеко за рамки финансовых проблем, переросших в экономический спад производства, рост безработицы, снижение уровня жизни широких слоев населения.

Для того чтобы выработать действенные меры выхода из этого непростого состояния, необходимо уяснить и устранить его главные причины.

1. В течение длительного периода в Украине усиленно форсировалась политика на повышение денежных доходов населения, не учитывавшая показатели роста производительности труда и совсем не принимавшая во внимание возможности товарного обеспечения, прежде всего продовольствием и другими товарами народного потребления. В 2007 году по сравнению с 2000-м доходы населения выросли в 4,8 раза, производство товаров народного потребления только в два раза, а производительность общественного труда (ВВП на душу населения) — лишь в 1,8 раза. Такая так называемая экономическая политика спровоцировала рост инфляции. Миллионы людей и особенно беднейшие слои оказались обманутыми.

2. Ситуация осложняется тем, что повышение цен на продукцию монополистов промышленности, в сельском хозяйстве и сфере услуг не контролируется и не пресекается исполнительной властью, которая работает в качестве «ночного сторожа».

На уровне цен сказывается также раздувание расходов на аппарат управления, в том числе и государственных корпораций. Имеют место излишества в расходах, покупки дорогостоящих автомобилей, строительство дач, вилл, роскошных квартир и прямое расхищение бюджетных средств.

Цены производителей растут быстрее потребительских.

3. Серьезным фактором экономического кризиса в Украине является опасное нарастание отрицательного сальдо внешней торговли, которое до конца года превысит 20 млрд. долларов.

Скорейшее вступление в ВТО было дискредитировано. Основополагающие принципы организации, предусматривающие благоприятствование экспортерам, были подменены созданием тепличных условий для импортеров якобы для борьбы с инфляцией.

Отказ государства от защиты внутреннего рынка и поддержки украинского производителя привел к тому, что в Украину начали завозиться товары народного потребления, промышленная продукция, тогда как отечественная продукция не находила сбыта. Например, только за девять месяцев текущего года в страну поставлено 8,4 млн. тонн коксующегося угля, почти половина объема, добытого в стране, в то время как на складах угольных шахт только Донецкой области скопилось более 1 млн. тонн угля.

4. Ускорению притока импорта способствовал также потребительский бум на основе необоснованного роста доходов и потребительского кредитования, в основном за счет бесконтрольных зарубежных займов банков. Здесь тоже сказалась преждевременная открытость наших рынков для экспансии иностранных спекулятивных капиталов. В составе импорта преобладают автомобили, бытовая техника и другие подобные товары, производимые в Украине. Все это привело к опасному нарастанию долгов, увеличению отрицательного сальдо внешней торговли, подавлению отечественных производителей.

5. В экономику Украины бесконтрольно хлынули иностранные займы. В первом полугодии текущего года сумма корпоративного долга достигла почти 85 млрд. долл., что в 2,2 раза превышало государственные резервы. Но мировой финансовый кризис перекрыл возможности перезанимать, поставив украинские банки и предприятия-заемщики перед угрозой дефолта. Кредит МВФ в размере 16,45 млрд. долл. предназначен, очевидно, для того, чтобы поскорее вернуть долги за прошлые иностранные займы. Украине останутся только расходы по его обслуживанию да унизительные условия, растаптывающие суверенитет государства: повысить налоги, продавать землю, не увеличивать заработную плату работникам и т.п.

Для смягчения и преодоления кризиса, на наш взгляд, целесообразно осуществить следующие меры.

— полностью отказаться от практики всеобщего повышения денежных доходов населения без увязки с ростом производительности труда, величиной источников их выплат и возможностями товарного обеспечения. Все проекты повышения доходов, в том числе намечаемые тарифными соглашениями всех уровней и коллективными договорами между профсоюзами и работодателями, предусматривать и осуществлять в меру роста производительности труда. Любая другая идеология — это полный и быстрый развал отечественной экономики;

— НБУ жестко обеспечивать инициированную президентом Украины стабилизацию обменного курса гривни;

— приостановить действие льгот и дополнительных условий оплаты труда государственных служащих всех уровней и народных депутатов;

— пересмотреть цены на товары и услуги, реализуемые корпорациями-монополистами, за счет сокращения неоправданных затрат, представительских расходов и увеличенных личных доходов персонала управления; ограничить соотношения между минимальными и максимальными размерами заработков работников учреждений, организаций и предприятий;

— установить предельные размеры торгово-посреднических наценок при реализации товаров для каждой товарной группы, по отношению к цене первоначального производителя и ввести систему санкций за их превышение; сокращать количество посреднических звеньев в движении товаров;

— усилить административный контроль над ценами производителей-монополистов; ввести обязательное декларирование повышения цен и контроль его обоснованности, возложив права контроля, разрешения и применения санкций на местные органы власти и соответствующие государственные структуры;

— Антимонопольному комитету Украины систематически анализировать и контролировать обоснованность повышения цен на продукцию крупных предприятий и объединений и применять весь арсенал средств к их нарушителям.

Способствовать развитию внутреннего рынка. Для этого:

— реформировать политику кредитования соответствующих производств, работающих на потребности внутреннего рынка;

— по-новому использовать для этих целей возможности государственных банков — Ощадбанка и Укрэксимбанка;

— разработать и ввести в действие программы ускоренного развития производства промышленных и продовольственных товаров, имеющих перспективы спроса на мировых рынках; диверсифицировать экспортный потенциал Украины.

Срочно принять меры по ликвидации отрицательного сальдо внешней торговли товарами, сдерживанию роста импорта и поддержанию экспорта. С этой целью в рамках положений ВТО:

— пересмотреть ставки таможенных сборов на импортируемые товары в сторону увеличения;

— ввести систему квот на ввоз в Украину товаров, аналоги которых производятся в Украине;

— запретить кредитование любых импортных закупок, исключая продовольственные товары, при их дефиците в Украине;

— в течение двух месяцев ликвидировать задолженности по возмещению НДС;

— рассмотреть вопрос о временном кредитном дотировании экспортных производств для компенсации отрицательной разницы между себестоимостью и ценой на внешних рынках экспортируемой продукции — при наличии у предприятия программ снижения затрат и расширения сбыта сырья и комплектующих для экспортных машиностроительных производств.

Мобилизовать финансовые ресурсы для поддержки банков и предприятий, производящих продовольствие, товары народного потребления, лекарства и экспортные товары. Для чего:

— разбронировать бюджетные средства, задержанные на казначейских счетах;

— для рефинансирования банков и кредитной поддержки экспортных производств использовать часть золотовалютных резервов государства;

— сократить на 30% расходы, предусмотренные проектом бюджета на 2009 год, по всем направлениям затрат за исключением здравоохранения, образования, пособий малоимущим и т.п.; высвобождающиеся средства направить на создание стабилизационного фонда, отказавшись в дальнейшем от займа МВФ на эти цели; использование уже полученных средств кредита МВФ сделать полностью прозрачным;

— приостановить приватизацию госсобственности до выхода из кризиса с целью недопущения его распродажи за бесценок; средства от приватизации использовать только на инвестиционные программы.

Разработать и приступить к реализации государственных программ создания зон и точек роста производств, массово использующих продукцию украинской металлургии и машиностроения (строительство дорог, промышленных и гражданских зданий и сооружений, жилья, объектов, необходимых для проведения Евро-2012, и т.п.).

С целью эффективной поддержки угольных шахт всех форм собственности на период выхода из кризиса часть средств, выделяемых бюджетом на государственную поддержку этой убыточной отрасли, направлять целевым назначением в качестве отчислений от заработной платы в пенсионный и социальный фонды.

Для преодоления и ослабления последствий тяжелого экономического кризиса требуются кардинальные изменения в экономической политике государства. Приоритетом должны стать не просто денежные доходы, а развитие производства, производительность труда и только на этой основе — рост доходов. Необходимо вводить режим экономии на всех уровнях управления, в том числе на его аппарат, пресекать необоснованные и скрытые затраты и злоупотребления, ужесточить контроль над затратами. Все это может показаться нерыночными мерами. Но сейчас обстановка чрезвычайная, которая не просто допускает, но и настоятельно требует адекватных мер. К тому же рынок не означает дикую стихию.

Развитие рыночных отношений должно идти с учетом реальных условий. Рынок должен быть организованным, а национальная экономика защищена от разрушительной стихии. Иначе — беда! Экономическая политика государства должна строиться не по чужеземным учебникам и указаниям, а на основе понимания особенностей национальной экономики и ее интересов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно