Винницкий мэр Владимир Гройсман: «Субсидии должны кануть в Лету. Целевая помощь напрямую — и никаких теневых схем»

1 декабря, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 1 декабря-8 декабря

Еще в начале нынешнего года экс-премьер Юрий Ехануров на заседании Кабмина, где анализировалась ситуация в Алчевске, посетовал: дескать, надо готовиться к тому, что в марте как понавыбирают мэров!..

Еще в начале нынешнего года экс-премьер Юрий Ехануров на заседании Кабмина, где анализировалась ситуация в Алчевске, посетовал: дескать, надо готовиться к тому, что в марте как понавыбирают мэров! Нужно будет хотя бы курсы для новоизбранных организовать — рассказать, как и когда следует воду из труб сливать, если морозы ударили…

А уже в ноябре один из таких новоизбранных, 28-летний Владимир Гройсман (кстати, самый молодой мэр областного центра Украины) стал номинантом на звание «Городской голова года» во всеукраинском конкурсе «Человек года-2006».

ГРОЙСМАН Владимир Борисович, винницкий городской голова. Родился 20 января 1978 года в Виннице. Образование — высшее юридическое (МАУП).

С 14 лет начал работать слесарем на малом предприятии «Школяр», где делал декоративные металлические решетки. Уже в 16 лет занялся бизнесом как коммерческий директор торгового предприятия «Око». В 24 года стал депутатом горсовета, возглавляя на тот момент фирму «Юность». И.о. мэра Винницы стал в 27 лет за пять месяцев до выборов, когда горсовет дружно отправил в отставку его предшественника.

Винницкий мэр осознает, что идти в новую жизнь со старыми управленческими стереотипами нельзя. Время заставляет консолидировать усилия в поиске оптимальных решений.

Развитие региона, его самодостаточность — проблема проблем. Преодолевать местные трудности сообща, делая системные и согласованные шаги, решили руководители области: губернатор Александр Домбровский, председатель областного совета Григорий Заболотный и мэр областного центра Владимир Гройсман. И стали соавторами создаваемого плана — стратегии развития области, своеобразного регионального закона.

— Весь финансовый, интеллектуальный, научный, технический, промышленный, культурный потенциал сконцентрирован в столице и нескольких областных центрах Украины (Одесса, Львов, Донецк, Харьков). Винница, к сожалению, не входит в их число, — заметил глава областного совета Григорий Заболотный. — Мы должны стремиться к тому, чтобы оказаться в списке ведущих регионов Украины. И начинать надо с областного центра. Для начала поменять экологическое лицо города, провести реконструкцию хрущевок и т.д. А вообще нужно вычерчивать три промышленных пояса с инфраструктурой и целым комплексом предприятий вокруг Винницы. Первый в радиусе 30 км, второй — 60 км и третий — 90 км. Тогда соответствующим образом будут формироваться и административные структуры.

Философию разрабатываемого проекта прокомментировал и губернатор Александр Домбровский:

— Мы понимаем, что решение социальных проблем Виннитчины лежит в плоскости развития экономики. А экономика областного центра — одна из наиболее весомых и определяющих в структуре региона. С другой стороны, Винница — это лицо области и для инвесторов, и для гостей, и для наших жителей. И я, как бывший городской голова, сознаю, что без консолидированной работы городских и областных властей невозможно сделать Винницу отвечающей статусу столицы Подольского края. В предыдущие годы город был в постоянной конфронтации то с одной, то с другой ветвью областной власти. Но для развития нужен фундамент, а областная власть и является этим фундаментом не только для Винницы, но и для всех населенных пунктов области.

Конечно, разрабатываемую программу можно было бы назвать всего лишь декларацией намерений, воспринимать ее как повседневную риторику чиновников (дескать, главное — прокукарекать, а рассвет может и не наступить). Если бы в областном центре не происходили (может, и с меньшим, чем хотелось бы, размахом) обещанные преобразования, в которые, если честно, изначально многие не верили.

— Власти региона всех уровней не могут работать разобщенно, — убежден мэр Винницы Владимир Гройсман. — И Винницкая область демонстрирует такое взаимопонимание. Мы не выясняем отношения, а говорим о деле: о развитии области в целом, ее районов и областного центра в том числе. Именно изменения к лучшему в областном центре должны продемонстрировать системный подход к решению многих задач. Мы будем ставить не какие-то фантастические цели, а вполне выполнимые и адекватные местному бюджету.

Итак, ожидается помощь от Европейского банка реконструкции и развития на модернизацию тепловых сетей, что должно принести 30% экономии. Недавно министр образования Святослав Николаенко принимал участие в открытии долгожданной школы в микрорайоне Пирогово (к слову, это уже четвертая в области в этом году). Удалось отремонтировать часть дорог (кстати, улицу Келецкую в микрорайоне Вишенка называют Гройсманштрассе). Стихийно-базарная жизнь в Виннице настолько глубоко пустила корни, что не обошлось без хирургического вмешательства. Оно сопровождалось до сих пор не утихающими скандалами. Это противостояние получило всеукраинскую огласку.

— Что касается названия улицы, я не виноват, — продолжает разговор Владимир Гройсман. — На сегодняшний день в ремонте находится более 150 тыс. кв. метров дорожного покрытия — это и Келецкая, и Киевская, и Привокзальная, 40-летия Победы, Свердловский массив, Московская и т.д. В следующем году должны выполнить работы в тех же объемах. А относительно стихийной торговли — мы закончили первый этап и приступили к строительству муниципального рынка, где будут работать торгующие. Осталось еще несколько мест стихийной торговли, по ним тоже ведется работа, разрабатывается проектная документация.

А в целом мы должны преобразить город. Потому что палатки и тому подобное портят не только его вид, но и атмосферу. Решение принято — и все. Я думаю, что меня избирали для того, чтобы я работал, а не для того, чтобы с кем-то скандалил или дискутировал.

— Каким будет бюджет города?

— Бюджет еще не принят, есть только контрольные цифры. Бюджетный процесс непростой, конечно же, органы местного самоуправления недовольны суммами — они должны быть в два раза больше, чем сегодня.

— Вас упрекают в непрозрачности продаж земельных участков и в том, что вы втянули город в долги муниципальным займом.

— Хотелось бы, чтобы говорили конкретно: что, где, кому было непрозрачно продано. А что касается долгов — это неправда. Муниципальный заем (мы взяли его для ремонта дорог) — современная, перспективная форма работы. Мы выпустили облигации по привлечению ресурсов под 12% годовых в национальной валюте. Освоили половину, а неосвоенные средства положили на депозит. Вообще-то мы сбалансировали четыре источника доходов: государственный, областной, городской, кредитный и максимально эффективно их используем.

— В составе городского совета большинство депутатов — бютовцы. Мэр и секретарь — «нашеукраинцы». Как даются принципиальные решения? Так ли просто, как кажется на первый взгляд при голосовании на сессиях?

— Я бы не сказал, что есть какие-то разногласия. Хотя не все так гладко и приглаженно. Есть разные позиции, разные мнения, и это абсолютно нормально. В спорных случаях я говорю коллегам: давайте при принятии решений исходить из того, что полезно городу. Ведь нас избирали, чтобы мы работали на город. Вот и давайте работать на него. Конечно, бывают конфликтные ситуации, но в целом я благодарен депутатам за понимание и нормальную конструктивную работу.

— Опять остро обсуждается еще одна проблема Винницы — подземные ходы. Интересующиеся этой темой говорят о том, что есть угроза обвалов на центральных улицах и не случилось их только потому, что Бог миловал.

— Это действительно проблема для Винницы, но решить ее самостоятельно мы не сможем — нужны немалые средства. Думаю, что до конца катакомбы не изучены. А ведь надо понять, что с ними нужно сделать с точки зрения безопасности людей. Есть два пути решения: либо их просто засыпать, либо на каких-то участках сделать туристические маршруты. Но в первую очередь надо определить степень риска.

— За почти девять месяцев вашего пребывания в должности мэра удалось ли убедить серьезных инвесторов, что Винница готова и открыта для осуществления серьезных проектов?

— Сейчас у нас развернуло деятельность дочернее предприятие польской компании по производству паркетных досок Barlinek SA. Его годовая мощность — два миллиона квадратных метров доски, а инвестировано уже 50 млн. евро. Это глобальный, серьезный проект. Мы сформировали новые предложения, чтобы публично выходить на серьезных инвесторов. Меня в первую очередь интересуют промышленные, производственные инвестиции, потому что заправки, торговые центры будут развиваться в любом случае.

— Невозможно обойти стороной горячую тему сезона — цены на газ, формирование тарифов. Ваше видение выхода из кризиса тарифных взаимоотношений населения с государством?

— Это очень больная тема для государства в целом, не только для Винницы. Ведь дело в том, что формирование тарифов часто становится разменной политической монетой. А это очень неправильно, потому что губится сама система.

То, что было в плане убыточных необоснованных тарифов и в целом в системе жилищно-коммунального хозяйства, привело к сегодняшним проблемам. Очень жаль, что такая развязка наступила и с помощью нашего соседа — России. Причина — уже не наш вопрос. Возможно, надо было бы сказать «спасибо» России за то, что она прервала наш сладкий сон. А реальность такова, что значительная часть людей не может стопроцентно платить жилищно-коммунальной сфере за услуги.

Естественно, есть государственный бюджет, который и должен погашать разницу. Система не прямых расчетов, а зачетов, дотаций и т.д. вызывает массу вопросов и сама по себе неэффективна. Более приемлема схема, когда потребители платят непосредственно ЖКХ. И ничего лучшего, чем целевая социальная помощь из государственного бюджета, и я не вижу, и никто еще не придумал. В ней ноль злоупотреблений. Вот бюджет — вот человек. И никаких посредников, разных схем.

Поэтому принципиальная позиция заключается в том, что тарифы на коммунальные услуги должны быть экономически обоснованы, а государство должно позаботиться о тех, кто не может платить всю сумму. Систему субсидий со временем надо заменить целевой финансовой поддержкой материально незащищенным людям. Тогда на эти цели будет использоваться намного меньше бюджетных средств, что позволит часть денег из бюджета направлять на модернизацию системы ЖКХ, в том числе и на внедрение технологии по энергосбережению. Не на проедание, не на пустую дотацию, а на развитие, улучшение, повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса.

Субвенции, которые государство направляет на его поддержку, — это тоже не очень правильно. Потому что на нижнем уровне нет серьезной ответственности. Выходом, на мой взгляд, может быть система софинансирования. Например, есть программа энергосбережения. Для нее нужно, скажем, 100 млн. грн. Госбюджет дает 85 млн., а местный — 15 млн. Тогда работает механизм серьезной ответственности. Есть еще один вариант: должен быть бизнес-план, в котором оговорено, что эти деньги вернутся в госбюджет в течение пяти лет.

Деньги нельзя бросать на ветер. Все возможно, если только в этом заинтересовано само государство. Оно должно разработать программу, выделить под нее средства. Вот есть у нас время от выборов до выборов, давайте сделаем это. Чтобы человек, избранный на ответственную должность, смог спокойно отчитаться в конце своей каденции о сделанном, а потом уходить или переизбираться.

Что касается города Винницы, мы сделали все возможное и невозможное: погасили все задолженности по газу; приняли, хотя это было тяжелое решение, экономически обоснованные тарифы; провели целый комплекс запланированных мероприятий и на 100% были готовы к отопительному сезону. А затруднительная ситуация — полтора дня задержки с подключением отопления — возникла не по причине нашей неготовности, а только потому, что в трубе не было газа.

Прошлой зимой, будучи и.о. мэра, я прошел своеобразное испытание крещенскими морозами: были проблемы с трубами, падающим давлением, остановкой котельной. Тогда городской оперативный штаб, отвечающий за ход отопительного сезона, я создал в январе, а теперь — в октябре. Но чтобы навести порядок в хозяйственном комплексе города, нужна не одна сотня миллионов гривен.

— Насколько областной центр готов к новому повышению цены на газ, которое возможно с нового года?

— Город к этому не готов. Чтобы вступил в законную силу новый тариф, нужно два месяца. И не дай Бог повторится предыдущая ситуация. В прошлом сезоне в тарифе была заложена цена газа в 210 грн., в апреле нам сказали, что нужно заплатить за предыдущие три отопительных месяца по цене уже около 500 грн. А где же взять эти деньги, где взять разницу? Никто не сказал. Мы все были загнаны в тупик. И из него выбрались лишь к 1 октября этого года с точки зрения оплаты за газ.

А теперь мы уже знаем, что с 1 января цена на газ будет 130 долларов за тысячу кубометров. Я вижу здесь два выхода: либо опять повышение тарифа, либо государственное дотирование. Тогда надо сделать по-другому, эффективнее. Если газ в Украину поступает не по 95, а по 130 долларов, в коммунальную энергетику он должен поступать, допустим, по цене 95 долларов, а разница — 45 долл. должна отсекаться на уровне государства, а не местными бюджетами.

— Мне кажется, что в высшем руководстве все это понимают, но никто не собирается так делать...

— Я не могу сказать, понимают или нет, хотят — не хотят, могут — не могут, мне трудно об этом судить. Знаю, что и местные органы власти должны понимать и нести ответственность за то, чтобы деньги из государственного бюджета были эффективно использованы, ведь у государства тоже ограниченный ресурс.

— Вашу активность доброжелатели связывают с тем, что вы взяли четкий курс на столицу, какое-либо министерство.

— Я не знаю, кто это говорит. Никуда я отсюда не уеду, я люблю свой город и хочу быть полезен ему. Ни Киев, ни министерства меня не интересуют. Ведь я пришел сюда не ради должности, а для того, чтобы сделать задуманное, чего хотел бы сам и чего хотят виннитчане. И буду работать столько, сколько смогу и сколько будут доверять.

Когда чувствуешь, что эффективен, — можешь работать. А когда чувствуешь, что неэффективен, не надо никого мучить. Нужно просто признать: все, что мог, уже сделал.

— Думаю, те, кто возглавлял город до вас, не смогли сделать многое из обещанного большей частью не потому, что не хотели. А, возможно, потому, что, как вы говорите, не было должного единства со всеми ветвями областной власти. Был определенный риск серьезного перекрытия кислорода? Вам за это время угрожали?

— Я думаю, что об этом просто не нужно говорить. Всякое бывает. Пройдет пять или десять лет, и мы поймем, что был период, когда нам следовало быть очень эффективными. Если все, от кого зависит развитие, осознают это сейчас, тогда все будет меняться к лучшему быстрее.

Власть создана для того, чтобы делать благо для людей, обслуживать людей. Это истина. Теперь вопрос в том, чтобы обслуживать их качественно. И первые шаги мы уже делаем, хотя это очень трудный путь. Но мы его начнем. Может, это изначально будет не так классно, как мы хотим, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное — начать, это очень важно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно