Виктор Ющенко: «БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ НЕ ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ»

Поделиться
Как известно, одной из важнейших задач Национального банка Украины являются банковское регулирование и надзор...

Как известно, одной из важнейших задач Национального банка Украины являются банковское регулирование и надзор. О состоянии банковской системы и проблемах ее развития мы беседуем с главным банкиром страны Виктором Ющенко.

- Виктор Андреевич, как бы вы кратко охарактеризовали современное состояние банковской системы Украины и проблемы, которые стоят перед ней?

- Безусловно, в банковской системе происходят различные процессы, в отдельных случаях и нежелательные, однако в целом они адекватны ситуации на финансовом рынке.

Мы твердо убеждены, что состояние экономики страны и банковской системы взаимозависимы, и при неумелом, неэффективном управлении последней могут возникнуть серьезные общественные проблемы. Взглянем хотя бы на Россию, где вследствие августовского финансового кризиса обанкротились около 400 банков, почти каждый четвертый. Не скрою, я горжусь тем, что после случившегося у соседей нам удалось удержать гривню и избежать серьезных потерь среди украинских банков. Кризис банковской системы - это всегда серьезная трагедия для нации, потому основное правило, которым мы руководствуемся, заключается в том, что банковская система своими проблемами не должна создавать проблемы для экономики страны. Она должна быть самодостаточной, обладать иммунитетом от всех глобальных негативных финансовых проблем.

- Однако, как показывают последние события на валютном рынке, иммунитета пока маловато, даже чтобы противостоять повышению цен на бензин и дизтопливо…

- В некоторых средствах массовой информации говорится, что гривня горит вместе с бензином и тому подобное. Но для этого нет абсолютно никаких оснований. Мы тщательно анализируем создавшуюся ситуацию и говорить о монетарных причинах ослабления гривни не приходится. Об этом не может быть и речи. Да, неудобно, когда каждый день происходит девальвация на 3 или 4 копейки, тем более, когда случаются непредвиденные скачки курса американского доллара по отношению к гривне. Однако следует заметить, что за две недели 40% импорта Украины подорожало приблизительно в три раза. Гривня за этот период подорожала на 4,3 процента. Так корректно ли мнение, что вся проблема в гривне?

Мы увязываем урегулирование всех проблем с тем, как развивается ситуация на топливно-энергетическом рынке. Если на нем произойдет стабилизация, то и на валютном рынке будет гармония, а не наоборот. Сами по себе деньги сегодня не являются проблемой. Финансовые инструменты не могут быть ответом на такие ситуации. Хотя, конечно, к банкам, допустившим некорректное поведение на валютном рынке и неудовлетворительно выполняющим функции агента валютного контроля, будут применяться определенные санкции.

- Коль уж мы коснулись взаимоотношений между НБУ и коммерческими банками, давайте обсудим и другие аспекты этой проблемы. В последнее время участились разговоры об отзыве лицензий у некоторых коммерческих банков, о якобы наметившейся конфронтации с Ассоциацией украинских банков...

- Практика отзыва лицензий довольно эффективно применяется Национальным банком в отношении коммерческих, которые нарушают банковское законодательство, установленные экономические нормативы. В прошлом году таким правом НБУ воспользовался более 70 раз по отношению более чем к 40 коммерческим банкам. Деятельность 11 из них была полностью остановлена. Цель такого наказания - сделать банковский рынок прозрачным и честным по отношению ко всем его участникам, обеспечивать одинаковые возможности всем банкам независимо от того, большие они или маленькие, государственные, акционерные или частные. При этом мы понимаем, что главное - не допустить элементов субъективизма, обеспечить системный подход.

Подтверждением этому могут служить недавние наши решения по Сбербанку и Укрэксимбанку. Они вызваны тем, что с определенного времени мы стали ощущать необходимость сделать поведение этих банков более ответственным и здоровым, без ссылки на какие-то тяжелые условия, например, на то, что эти банки, по сути, государственные институты. Но именно такой статус должен заставлять их постоянно демонстрировать участникам рынка больше силы, уверенности, убежденности. Не к лицу таким банкам, например, объяснять в какие-либо моменты свою слабость наличием разветвленной сети филиалов, необходимостью покрывать чьи-то убытки, оказывать кому-то помощь.

Что касается каких-либо противоречий между НБУ и Ассоциацией украинских банков, а тем более конфронтации, то это чистейшей воды вымысел. Хотя не скрою: дискуссии с АУБ были, особенно когда защищаемые ею корпоративные интересы не согласовывались с общенациональными. Но каковы бы ни были темы для обсуждения, мы всегда достигали взаимопонимания. Вспомним хотя бы историю с ОВГЗ, когда правительство решило заставить коммерческие банки обменять на менее доходные КОВГЗ. Тогда АУБ и НБУ заняли четкую позицию и добились справедливого решения вопроса.

- Как сложится судьба малых банков, не сумевших сформировать капитал в необходимых размерах?

- В законодательстве различных стран четко определен уровень капитализации банковской системы. Сделали это и мы. Как известно, еще до 1 марта с.г. банки должны были выполнить определенный норматив по уровню капитала. Но учитывая, что Украина пережила серьезное финансовое потрясение, девальвацию, в результате которой банковская система потеряла 38% капитала, правление НБУ приняло гуманное решение, предусматривающее, что если банки все ресурсы, которыми они располагают, в частности доходы от банковской деятельности, направят на капитализацию, формирование резервов кредитных рисков, создание фонда гарантирования вкладов населения, то санкции за невыполнение норматива капитализации к ним применены не будут.

Тем не менее, есть банки, которые не выполнили ни одного из наших требований. К 1 июля у 17 банков капитал составлял менее 1 млн. евро. Скажите, какой клиент может доверить свои ресурсы банку, у которого капитал меньше, чем стоимость трехкомнатной квартиры? Это означает только одно - учредители банка стараются не рисковать своими капиталами и при этом пытаются мобилизовать средства клиентов и вкладчиков.

И все же пока мы решили не применять решительных мер, включая приостановку деятельности, к тем банкам, которые не выполняют норматив капитализации. Будут проведены проверка и анализ их деятельности, ревизия выполнения банковских лицензий, и если банк не выполняет норматив капитализации, не исключено, что он будет лишен лицензий на отдельные операции. Думаю, это справедливо.

- С месяц назад журналисты из ваших уст услышали сенсационное заявление о возможной отставке. Действительно ли причиной тому - принятый ВР закон о Национальном банке Украины?

- По этому вопросу уже много говорилось, в том числе и на страницах вашей газеты. Что касается отставки, то я бы не хотел, чтобы мои слова истолковывались как какой-то каприз. Я, конечно, имел в виду не отставку, а невозможность эффективно работать в рамках нового закона в деле сохранения стабильности национальной валюты - гривни. Хотел этим еще раз обратить внимание общественности, что в результате принятия закона в нынешнем его виде могут возникнуть проблемы, причем в первую очередь не для Национального банка, а для всей Украины.

Как уже сообщалось в прессе, мы подготовили свои замечания и дополнения к закону, а Президент направил их в Верховную Раду для принятия соответствующего решения. Если они не будут приняты, то это будет означать, что Украина еще политически не готова иметь сильную валюту, обеспечивать, в том числе через Национальный банк, стабильность денег. Утверждение Верховной Радой своих представителей в Совет НБУ без рассмотрения поправок к закону не могло нас не огорчить. Может, кое-кто считает, что мы должны снова повторить историю 1992 -1993 годов, опять пройти через сложные испытания, довести себя до крайней бедности и только после этого понять, как важна стабильность денег, что Национальный банк выполняет общенациональные - не отраслевые, не государственные, а именно общенациональные - функции?

Конечно, было бы несправедливым не сказать, что часть положений закона о Национальном банке Украины представляет собой значительный прогресс в банковском законодательстве. Мы это ценим, но все же имеющиеся в документе противоречия следует как можно быстрее устранить. Сделать Национальный банк независимым от тех, кто хочет заставить работать печатный станок для выпуска «пустых» денег, - настоятельная необходимость.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме