Верю — не верю… Насколько объективны официальные оценки инфляции?

Поделиться
К большому удивлению публики, согласно официальной статистике рост потребительских цен в Украине в 2005 году превысил заложенный в бюджете целевой параметр (9,8%) всего на полпроцента...

К большому удивлению публики, согласно официальной статистике рост потребительских цен в Украине в 2005 году превысил заложенный в бюджете целевой параметр (9,8%) всего на полпроцента. Годовой отчет Госкомстата зафиксировал инфляцию на уровне 10,3%. Самое время умиляться качественному улучшению жизни среднестатистического украинца. Ведь получается, что реальные, т.е. с учетом среднегодовой инфляции, доходы населения выросли более чем на 20%, а социальные выплаты — более чем на 50%.

Многие эксперты, масс-медиа и политические деятели сразу же поставили под сомнение официальные показатели, кто намеками, а кто и в открытую обвинив государственное статистическое ведомство в манипулировании цифрами. Да и все тот же среднестатистический украинец традиционно сильно сомневается в их достоверности. И с учетом растущих цен на различные виды продуктов, промтоваров, энергоносителей и услуг весьма скептически воспринимает разговоры об улучшении своего жизненного уровня.

Где истина? Задавшись целью разобраться в этом вопросе, «ЗН» обратилось к ведущим экспертам страны в вопросах макроэкономики и государственной статистики, направив, в числе прочих, запрос и в Госкомстат. Сегодня мы публикуем точку зрения одного из экспертов Национального банка Украины.

Насколько объективна методология определения инфляции в нашей стране?

В последнее время в СМИ активно обсуждается вопрос — а так ли хорош применяемый в нашей стране метод измерения инфляции. Действительно, почему в Украине (как, впрочем, и во всем мире) в качестве основного ее измерителя используется относительное изменение индекса потребительских цен (ИПЦ), касающееся только фиксированной корзины товаров и услуг, а не дефлятор ВВП (ДВВП), отражающий изменение цен всех товаров и услуг в экономике?

Как определяются
и чем отличаются
дефлятор ВВП и ИПЦ?

Индекс-дефлятор ВВП — это отношение номинального ВВП (то есть стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за период, квартал или год, в текущих ценах) к ВВП этого же квартала/года, но в ценах базового периода.

Индекс потребительских цен — показатель изменения стоимости стандартной корзины товаров и услуг, потребляемых типичным потребителем, который вошел в число опрошенных, в различные периоды времени. Изменения ИПЦ за период (месяц или год) и определяют потребительскую инфляцию, или просто инфляцию.

Причин несколько. Первая из них — это оперативность. Как правило, ИПЦ рассчитывается на месячной основе и не корректируется в последующие периоды. В то время как конечное значение дефлятора ВВП высчитывается по квартальным данным с большим лагом — до трех месяцев, т.е. дефлятор первого квартала становится известен в начале третьего и потом несколько раз корректируется в соответствии с уточнениями ВВП.

В Госкомстате Украины ведутся два ряда ВВП — на помесячной и квартальной основе. Помесячная оценка номинального ВВП является оперативной. Расчет номинального ВВП осуществляется на основании данных о реальных темпах роста ВВП и взвешенного индекс-дефлятора ВВП, который, в свою очередь, определяется при помощи четырех ценовых индексов: 1) потребительских цен, 2) цен производителей, 3) цен строительно-монтажных работ, 4) цен реализации сельскохозяйственной продукции.

Значения перечисленных индексов цен берутся в среднем за период — например, отношение среднего значения индексов цен за январь—ноябрь к среднему значению индекса за январь—ноябрь предыдущего года. Квартальная оценка является уточненной. В конце каждого года Госкомстат также пересматривает месячные номинальные значения ВВП. Именно откорректированные данные являются базой для расчета дефлятора ВВП текущего года. Тогда как использование в этих целях официальных помесячных оценок номинального ВВП за соответствующий период прошлого года (без учета коррекций Госкомстата), как правило, приводит к существенным неточностям.

Вторая причина — относительная простота и ясность концепции расчета ИПЦ.

Опираясь на потребительскую корзину, ИПЦ отражает, насколько покупательная способность национальной денежной единицы изменилась с точки зрения среднестатистического гражданина. Речь не идет, как в случае с ДВВП, о довольно абстрактном изменении цен всех добавочных стоимостей или всех составляющих добавочной стоимости, воспроизведенной в стране.

Для наблюдения за ценовой динамикой экономисты используют оба показателя. Однако существуют значительные отличия в методологии их подсчета.

Во-первых, ДВВП отражает уровень цен на товары и услуги отечественных производителей, а ИПЦ фиксирует стоимость товаров и услуг, приобретенных учтенным кругом потребителей из числа физических лиц. Грубо говоря, если стоимость произведенной и затем проданной ракеты «Зенит» возросла, то ДВВП растет, а ИПЦ не изменяется, потому что ракеты не входят в потребительскую корзину. Точно так же, если стоимость произведенного в Украине и экспортируемого из страны металла растет в связи с изменениями конъюнктуры мировых рынков, то изменяется дефлятор ВВП, но не растет ИПЦ. Хотя, конечно, наши примеры несколько утрированы: в реальной экономике существуют более сложные зависимости между различными ценовыми индексами, и изменение одного из них может влиять на изменения другого.

Во-вторых, изменение цен импортных товаров, которые потребляются внутри страны, учитывается в ИПЦ, но не учитывается в дефляторе ВВП. Т.е. если стоимость продукции, например, иностранных фармацевтических фирм растет в аптеках Украины, то вырастет ИПЦ, но ДВВП не изменяется, поскольку покупаемые населением импортные лекарства не были произведены в нашей стране.

Концепция подсчета номинального и реального ВВП с необходимыми корректировками малопонятна общественности. Поэтому для разработки макроэкономической политики, а также измерения изменений покупательной способности населения и правительства центробанки практически всех стран мира используют в качестве основного показателя инфляции именно индекс потребительских цен. И Украина здесь не может быть исключением. Поэтому обвинения в адрес власти, что она якобы скрывает «действительную» инфляцию, основанные только лишь на том, что индекс потребительских цен в 2005 году вырос меньше, нежели дефлятор ВВП, некорректны. Другое дело, что каждый ценовой индекс используется по-разному.

Разница между ценами
на конец года и средними
за год (ИПЦ и ДВВП).

Существует определенная специфика расчета ценовых индексов для показателей, которые характеризуют потоки (например, ВВП как стоимость произведенных за определенный период товаров и услуг) и запасы (например, стоимость потребительской корзины по состоянию на начало или на конец того же периода).

Так, изменение стоимости потребительской корзины (инфляция) за год может быть измерено как отношение стоимости потребительской корзины на конец текущего года к такому же показателю годом раньше. А дефлятор ВВП, к примеру, за 2005 год рассчитывается в среднем за год, то есть как отношение средней цены произведенных за год товаров и услуг к такому же показателю 2004-го.

В нашем примере ИПЦ отслеживает изменения фиксированной корзины с фиксированными весами за различные периоды, в то время как ДВВП сравнивает уровни цен всех товаров и услуг, произведенных в стране в текущем и базовом периодах. Изменения индексов будут близкими, если цены на все товары растут равномерно, и могут значительно отличаться, если цены одной группы товаров растут быстрее других или подвержены сезонным изменениям.

Поэтому для сопоставимости дефлятора ВВП и ИПЦ последний индекс необходимо брать в среднем за год. Так, по данным Госкомстата, дефлятор ВВП за 11 месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос на 14,7% и по результатам года не ожидается его существенного изменения. При этом изменение ИПЦ за год составило 10,3%, а в среднем за год — 13,5%. Как видим, показатель ИПЦ в среднем за год по значению находится ближе к дефлятору ВВП. В случае же, если мы хотим сравнивать рост цен с увеличением, например, денежной массы за год, необходимо использовать сопоставимый индекс, сравнивающий стоимость потребительской корзины в конце года и годом ранее, а именно — 10,3%.

Основные проблемы при использовании индекса потребительских цен

Как уже отмечалось выше, методология подсчета ИПЦ в Украине основана на общепринятых международных принципах. Ее непредвзятость подтверждается признанием индекса инфляции всеми международными организациями, включая МВФ и Всемирный банк, которые серьезно заинтересованы в объективной оценке экономических процессов в нашей стране. Из года в год специалисты этих уважаемых организаций используют госкомстатовский ИПЦ в своих официальных публикациях и исследованиях. Более того, на протяжении ряда лет международные эксперты сами в той или иной степени участвовали в совершенствовании статистической методологии и уж конечно выявили бы возможные отклонения или намеренные искажения, если бы таковые существовали. Поэтому, на мой взгляд, нет никаких оснований говорить о возможном умышленном занижении инфляции.

Другое дело, что у применяемой методологии имеется ряд объективных недостатков, которые характерны не только для Украины. И любознательному читателю не помешает о них знать.

О чем речь? По большому счету, о том, что жизнь не стоит на месте, и наши потребительские пристрастия не являются абсолютно статичными.

Простейший пример — взаимное замещение товаров в потребительской корзине. Все, наверное, по своему опыту знают, как оперативно покупатели реагируют на относительное подорожание одних товаров по сравнению с другими. Например, вместо свинины, если цена на нее начнет зашкаливать, быстро переориентируются на курятину. Очень часто статистика не в состоянии учитывать эту подвижность спроса: на протяжении года или более длительного периода удельные веса обоих товаров в корзине не пересматриваются. Появление новых товаров также не всегда оперативно находит отображение в потребительской корзине. Скажем, стремительное вхождение в наш быт как терминалов, так и услуг мобильной связи далеко не сразу начало учитываться в стандартном наборе соответствующих товаров и услуг.

Справедливости ради скажем, что частично эта проблема решается путем периодического пересмотра структуры корзины. В настоящий момент репрезентативная выборка товаров и услуг, которые потребляются населением и учитываются при определении ИПЦ, состоит из 270 компонентов.

Повышение производителями качественных характеристик уже существующих товаров приводит к увеличению их стоимости (особенно для высокотехнологичных товаров: компьютеров, бытовой электроники и т.д.). В ИПЦ это отображается как удорожание данного товара или услуги и, как правило, фиксируется как увеличение цены на эту группу товаров на протяжении всего периода, вплоть до очередного пересмотра номенклатуры и весов корзины. А фактически речь идет об улучшении качественных характеристик этих товаров.

В Украине есть еще ряд факторов, которые существенно влияют на подсчет ИПЦ. Например, по нашим оценкам, уровень доходов выборки респондентов, принимающих участие в опросах, оказывается ниже среднего по стране в целом. Такой подход приводит к некоторому искажению в удельных весах потребляемых товаров и услуг. В частности, удельный вес продовольственных товаров в потребительской корзине, по официальным данным превышающий 60%, может быть завышенным (см. рис. 1).

И все же, несмотря на все вышеперечисленные нюансы, нет никаких оснований, как это делают некоторые экономисты и представители СМИ, считать тот или иной ценовой индекс абсолютно достоверным, а другие — ошибочными.

США:
Комиссия по проблемам измерения ИПЦ
(комиссия Боскина).

Проблемы определения объективного уровня инфляции существуют во всех странах. Их актуальность диктуется в частности тем, что объемы финансирования многих правительственных бюджетных программ (социальной помощи, выплат) рассчитываются с учетом значения ИПЦ. В этом смысле интересен опыт того, как статистические и методологические проблемы подсчета инфляции решаются в США.

Многие исследователи доказывали, что ИПЦ в США ежегодно показывает инфляцию на 0,5—2% выше фактического среднего значения этого индекса в 102—103% в год. Правильный подсчет мог сэкономить для бюджета сотни миллиардов долларов.

В 1996 году комиссия по изучению проблем измерения ИПЦ (известная как комиссия Боскина) обнародовала результаты продолжительной работы группы авторитетных американских экономистов, пришедших к выводу, что ИПЦ превышал фактический годовой рост стоимости потребительской корзины приблизительно на 1,1%. Незначительная, на первый взгляд, разница имела значительные последствия для американской казны. За 12 лет (до публикации результатов комиссии) госдолг дополнительно вырос на 1 трлн. долл.! А показатели экономического роста и увеличения производительности труда занижались, соответственно, в среднем на 0,75% ежегодно.

Основные рекомендации для Бюро трудовой статистики касались более полного учета повышения качества товаров и оперативного включения в корзину новых товаров и услуг. Также были предложены текущие (вместо фиксированых) весовые коэффициенты, которые отражали эффект замещения того или иного товара в корзине.

(Источник: The Wall Street Journal, December 5, 1996).

Почему в Украине растет инфляция
и как НБУ может ее сдерживать

Основным фактором увеличения ценового давления в 2005 году было, как известно, резкое увеличение, начиная с четвертого квартала 2004-го, текущих расходов бюджета на повышение зарплат, пенсий и социальных трансфертов при одновременном торможении экономического роста.

Другими факторами инфляции выступали ценовые шоки на отдельных товарных рынках: мяса, топлива, сахара, а также повышение цен на услуги, которые регулируются административно.

Каждая товарная группа или услуга имеет определенный вес в потребительской корзине (см. табл.). Например, если мясо имеет вес 10%, а цена его за год выросла на 40%, то вклад мяса в годовой индекс инфляции составит 4%. Только четыре продовольственные группы: мясо, фрукты, овощи и молочная продукция — привнесли более трети в общий уровень инфляции 2005 года. Если добавить еще вклад услуг, тарифы на которые регулируются административно, то это составило 60% общей инфляции.

Низкий уровень узкой базовой инфляции свидетельствует о незначительной «монетарной составляющей» в общем увеличении индекса потребительских цен. Другими словами, ускорение роста цен за счет наращивания денежной массы было незначительным.

Что такое
узкая базовая инфляция?

Этот показатель рассчитывается на основании цен непродовольственных товаров за исключением топлива. Он может использоваться как индикатор импортируемой инфляции (из-за высокой доли импорта среди непродовольственных товаров), а его динамика в значительной степени зависит от динамики обменного курса. Дополнительное включение продуктовых товаров (кроме сырья) и услуг, цены на которые определяются на рынке, дает нам показатель широкой базовой инфляции, который в наибольшей степени отражает изменения совокупного спроса.

Увеличение денежных агрегатов в 2005 году соответствовало спросу на деньги со стороны реального сектора экономики. Особенно если учесть значительное снижение денежного предложения в четвертом квартале 2004-го.

И хотя общий индекс потребительских цен за 2005 год несколько превысил прогнозный ориентир правительства (10,3 против 9,8%), а двенадцатимесячная текущая инфляция (измеряемая по отношению к аналогичному периоду предыдущего года) весной—летом даже превышала 14%, со второй половины прошлого года наблюдалась устойчивая тенденция к снижению основных ценовых показателей (см. рис. 2).

Это происходило главным образом в результате сдерживающей монетарной политики НБУ. Ревальвация курса гривни в первой половине года, с одной стороны, ограничила приток спекулятивного капитала, а с другой — существенно повлияла на замедление инфляции. Повышение курса гривни к доллару США в апреле, по разным оценкам экспертов, привело к снижению инфляции при прочих равных условиях на 2,5—3%.

Также были повышены требования по обязательному резервированию банков, постоянно проводились операции по мобилизации средств и возврату кредитов рефинансирования.

Несомненно, успешное подавление инфляции требует не только монетарных шагов НБУ, но и антиинфляционных действий правительства, таких, как недопущение «залповых выплат» в ходе политической кампании, создание экономических рычагов для сбалансирования ситуации на отдельных товарных рынках и усиления роли регионов в преодолении дефицита товарной продукции. Важнейшим фактором является также увеличение притока инвестиций с целью возобновления экономического роста в целом. Это особенно актуально в условиях растущих цен на энергоносители.

Почему прогнозы бывают ошибочными?

Как и в прошлые годы, в течение 2005-го прогнозные макроэкономические показатели, в частности инфляции и ВВП, неоднократно пересматривались. Вместе с тем следует заметить, что прогнозы — с той или иной периодичностью — изменяются во всех государствах. Практически невозможно предусмотреть все возможные изменения внешних и внутренних экономических условий (факторы влияния на экономику), которые могут возникнуть после составления прогноза.

Необходимо также отметить особенную сложность прогнозирования в странах с переходными экономиками, к которым относится и Украина.

В качестве предпосылок для макропрогноза аналитики опираются на те меры экономической политики, которые на момент его составления провозглашаются властью. Скажем, правительство собирается стимулировать инвестиции и планирует существенное их увеличение в предстоящем году, или декларирует неизменность определенного ряда регулируемых им цен. Но если вопреки обещаниям произошло значительное повышение цен и тарифов, то и фактическая инфляция неизбежно будет отличаться от прогнозной. Точно так же, недостаточные инвестиции приведут к более низким, нежели ожидалось, темпам роста ВВП.

Второй камень преткновения точного прогноза — проблема оценки влияния человеческого фактора. Предугадать, как изменится поведение людей и их ожидания, в реальной жизни бывает крайне затруднительно. В отличие от точных наук, здесь невозможно провести эксперимент, дабы проверить теорию на практике.

Изменения ожиданий, предпочтений, т.е. то, как в целом люди оценивают развитие экономических событий (будь-то будущая инфляция, изменение обменного курса или налогов и процентных ставок) и в зависимости от этого строят свою стратегию потребления или сбережений, прогнозисты-аналитики пытаются трансформировать в количественные оценки. Однако на любом примере можно увидеть, что такие оценки допускают множество вариантов. Поэтому любой прогноз — всегда лишь вероятностная оценка. Фактически каждый из них в результате оказывается в определенной степени ошибочным.

Однако без прогнозирования невозможно любое мало-мальски серьезное как государственное, так и бизнес-планирование. Аналитики могут и обязаны собирать максимум возможной информации, обрабатывать ее, должным образом учитывая как теорию, так и опыт прошлого. Очень важно также постоянно находить и объяснять причины отклонений предыдущих прогнозов от фактических результатов.

Как бы то ни было, не стоит делать поспешных выводов, усматривая в очередном пересмотре прогнозных макроэкономических показателей недобросовестную игру. И тем более, в различиях между дефлятором ВВП и индексом потребительских цен искать некое злоумышленное сокрытие инфляции.

Методология определения
индекса потребительских цен

Согласно официально принятому в нашей стране определению, «индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. Он является показателем изменения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде».

Методология определения индекса потребительских цен в Украине базируется на общепринятой в мире, а ее соответствие международным стандартам признано иностранными экспертами. Подробно методология представлена на сайте Госкомстата Украины (http://www.ukrstat.gov.ua/).

Упрощенно и в общих чертах методика выглядит следующим образом.

Сначала Госкомстат централизованно определяет единый для всех регионов страны потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ. Поскольку состав потребительского набора призван отражать и основываться на среднестатистической структуре расходов населения, в него должны входить наиболее представительские и важнейшие для потребления домохозяйств товары и услуги.

Для этого проводятся специальные исследования условий жизни домохозяйств и их расходов на приобретение товаров и услуг. Набор включает 270 товаров (услуг)-представителей, по которым и производится наблюдение за динамикой цен. Он остается неизменным на протяжении определенного периода и является отправным пунктом для отбора конкретных товаров и услуг для регистрации в регионах. Удельный вес каждого товара (услуги) в потребительской корзине Госкомстат, к сожалению, не публикует.

Конкретные товары и услуги отбираются непосредственно представителями территориальных органов госстатистики, с учетом спроса населения на эти товары, присутствия их на потребительском рынке и регулярного наличия в продаже на протяжении длительного периода времени.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) производится во всех регионах страны: областных центрах, городах Киеве, Симферополе, Севастополе и других административно-территориальных единицах, отобранных с учетом численности городского населения, а также представительства в социально-экономическом и географическом положении регионов и насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Каждый месяц регистрируется 275 тыс. цен на товары и услуги во всех без исключения регионах, для каждого из которых удельные веса товаров дифференцированы. На основании зарегистрированных цен выводятся индексы инфляции по каждому региону, а затем определяется индекс инфляции в целом по стране.

Регистрация цен (с учетом всех налогов) производится ежемесячно с 1 по 25 число, в одни и те же числа месяца (с разницей не более двух-трех дней).

Отбор базовых предприятий для наблюдения за изменениями цен осуществляется специалистами территориальных органов государственной статистики. При этом к наблюдению приобщаются предприятия торговли и сферы услуг всех форм собственности и рынки, размещенные как в центральных районах, так и отдаленные от центра и разные по размерам (крупные, средние, мелкие). Для обеспечения репрезентативности базовых предприятий используются данные статистики торговли относительно распределения розничного товарооборота и исследования условий жизни домохозяйств касательно денежных расходов на покупку товаров и получение платных услуг по месту приобретения. Структура отобранных базовых предприятий пересматривается ежегодно.

На каждый наблюдаемый товар (услугу) заполняется отдельный «Бланк регистрации цен на потребительские товары и услуги», куда вносятся цены (тарифы) и детальная характеристика отобранных товаров (услуг), с целью снижения вероятности регистрации цен на товары низкого качества.

При расчетах индекса сравнивается текущая стоимость потребительского набора в базисном периоде (числитель) с базисной стоимостью этого же набора в базисном периоде (знаменатель).

Базой взвешивания является расчетная структура потребительских расходов домохозяйств, которые проживают в городах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме