ВЕНСКИЙ ВАЛЬС УКРАИНСКИХ НЕФТЕГАЗОВИКОВ, или «Желаем вам удачи с вашими проектами…»

20 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 20 октября-27 октября

За неделю до того, как президенты Украины и России обсуждали в Сочи, в частности, проблемы двусторо...

За неделю до того, как президенты Украины и России обсуждали в Сочи, в частности, проблемы двусторонних газодолговых взаимоотношений, а затем «Газпром» заявил о создании консорциума с французскими, германскими и итальянскими коллегами для разработки ТЭО по созданию газомагистрали в Европу в обход Украины, представители мирового нефтегазового бомонда и финансовых институтов обсуждали в Вене крупнейшие трубопроводные и дистрибьюционные проекты в ходе конференции «Транспортировка нефти и газа в СНГ и Каспийском регионе». По сути речь шла о вариантах доставки энергоносителей из активно развивающихся сырьевых рынков государств Каспийского региона. И, во всяком случае мне, впервые довелось услышать из уст представителей иностранных компаний упоминание о так называемом новом «украинском» варианте доставки каспийских нефти и газа через территорию Украины. До сих пор на всех подобных форумах об украинском энергокоридоре говорили только представители Украины…

Впрочем, в этот раз об Украине говорили не только в контексте анализа изменений будущего экспортного рынка нефти и газа в СНГ и Каспийском регионе. Рассказывая о перспективах увеличения поставок в Европу и СНГ российского газа, заместитель начальника управления по поставкам и реализации газа — начальник отдела координации работ по экспорту газа и развитию рынка ОАО «Газпром» Владимир Обухов весьма однозначно высказался о необязательности Украины как транзитора основных газоэкспортных потоков в Европу. В структуре продажи российского газа в восьми странах СНГ, по словам В.Обухова, на долю Украины (по результатам прошлого года) приходится 68,1%. При этом он отметил, что «серьезным фактором, сдерживающим развитие сотрудничества в сфере поставок газа потребителям Украины, является неудовлетворительное состояние платежей за газ. Задолженность Украины за поставленный на 1 сентября 2000 года газ превысила 2 млрд. долларов, в том числе 111 млн. долларов — за счет несанкционированного отбора газа». В.Обухов подчеркнул, что уже «в этом году Украиной из транзитных газопроводов самовольно изъято около 9 млрд. кубометров газа, часть которого (более 1,7 млрд. кубометров) была направлена (реэкспортирована) в Польшу, Румынию и Венгрию. Для выполнения контрактных обязательств «Газпрому» пришлось консолидировать ресурсы газа всех поставщиков в России и Центральной Азии, так как европейские потребители остались бы без топлива. Кроме того, осуществляя транспортировку основных объемов российского газа в Европу по собственным газопроводам с применением мировых ставок оплаты транзита, Украина не обеспечивает поддержание собственных газотранспортных сетей в надлежащем состоянии, а также их развитие». Ну и далее в этом духе.

Словом, из речи господина Обухова следовало, что рассчитывать на Украину, как на добросовестного транзитора при увеличении газопоставок в Европу (а Евросоюз, сообщил оратор, обратился к «Газпрому» с просьбой увеличить объем экспорта газа практически вдвое в ближайшие годы) не стоит не только россиянам, но и тем более покупателям и инвесторам, обсуждающим варианты строительства новых газопроводов. В смысле классической российской психологической атаки эта речь по большому счету повторяла то, что другой представитель «Газпрома» в сентябре сообщил в Ялте участникам конференции «Энергорынок-2000». Разве что цифры несколько скорректированы. Но в контексте публичного обсуждения вариантов новых путей доставки энергоресурсов в Европу это могло означать прямой и безыскусный подрыв деловой репутации. Если учесть, что на подобных международных конференциях все норовят как можно лучше представить себя, свои возможности и проекты, то украинской делегации было чем возмутиться.

Присутствовавшие на пленарном заседании конференции вице-спикер Верховной Рады Степан Гавриш, председатель парламентского ТЭКовского комитета Александр Гудыма, посол Украины в Австрии Владимир Огрызко и особенно представители НАК «Нефтегаз Украины» Василий Кощинец и Александр Свердлов отреагировали незамедлительно. Во-первых, было сделано заявление о том, что буквально с мая украинская сторона не допускала ни единого случая несанкционированного отбора российского экспортного газа на своей территории. Кроме того, вежливо, но твердо заметили представители украинской делегации, не гоже выносить сор украинско-российских газодолговых взаимоотношений на суд европейцев. Тем более как раз в период переговорного процесса о разрешении этой проблемы да еще накануне визита украинского Президента в Россию.

По словам первого заместителя председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Василия Кощинца, в летний период украинская сторона даже сократила отбор газа по сравнению с контрактными объемами. И это позволяет Украине рассчитывать на то, что в четвертом квартале НАК сможет использовать эту «фору». Кроме того, «документальных аргументов отбора газа Украиной у ОАО «Газпром» нет». Так что, выходит, что подобные публичные заявления — не что иное, как политический аргумент в затянувшемся российско-украинском торге. А реально же к середине октября объем транзита российского газа даже превысил на 300 млн. кубометров оговоренный объем. Так что вряд ли в этот период европейские покупатели имели причины жаловаться на Украину. Всего же, по данным В.Кощинца, с начала года НАК «Нефтегаз Украины» прокачал 143,6 млрд. кубометров газа при том, что изначально планировался объем в 139,3 млрд. кубометров. Да и нападки по поводу прошлогоднего «подворовывания» российского экспортного газа, по мнению представителей НАКа, не выдерживают критики: контрактный объем экспорта в 1999 году был также превышен и составил 119 млрд. кубометров газа, а это 103,57% к запланированному.

Все вышесказанное украинская делегация четко изложила и в ходе срочно организованной блиц- встречи с российской делегацией, которую возглавлял господин Урнов — руководитель рабочей группы МИД России по Каспийскому морю, посол по особым поручениям. Только в этот раз поручение он получил от членов украинской делегации, которые вежливо, но настойчиво попросили его передать правительству и президенту РФ, что подобные вышеописанному выпады, мягко говоря, неуместны и не способствуют, как говорится, дружбе народов. Ноту протеста не вручали, тем не менее после аргументов украинской стороны А.Урнов чуть ли не предложил считать выпад представителя «Газпрома»… его личным мнением. Это, конечно, не значит, что в правительстве РФ это мнение не разделяют (по-моему, там об Украине еще и не такое думают), но А.Урнов все же обещал передать в Москву все сказанное украинцами.

К слову, передавать ему было что и без «ноты протеста». Вице-спикер ВР С.Гавриш и А.Гудыма фактически презентовали в Вене проект грядущей приватизации газотранспортной системы Украины.

Честно сказать, я до последней секунды сомневалась, что это возможно. Но послушав, как уверенно господа депутаты объясняли россиянам свою позицию и решимость, а также взаимовыгодность этого варианта для развития сотрудничества России и Украины, а также других государств и компаний в газовом бизнесе, решила с сомнениями промолчать. Особенно после того, как прежде ярый противник приватизации нефтегазовых объектов в Украине А.Гудыма, который в свое время (когда, помните, поговаривали об СП «Газтранзит») чуть ли не людей на пикеты возле газохранилищ выводил, привел свои аргументы. Их смысл до обидного прост: украинская газотранспортная система нуждается в модернизации и загрузке, и если сегодня Украина не отдаст часть акций на это добро «Газпрому» вкупе, например, с германской газовой компанией и еще кем-то, то завтра отечественные газотранспортные объекты просто перестанут быть нужными. Впрочем, конкретнее о проекте приватизации газомагистралей Украины поговорим в другой раз.

Когда же на конференции речь зашла о во многом конкурирующих между собой новых проектах строительства трубопроводов и терминалов для транспортировки энергоресурсов Каспийского региона в Европу, можно сказать, аплодисменты сорвал директор госпредприятия по транспортировке нефти «Дружба» Любомир Буняк. Его красочный и весьма убедительный рассказ заинтересовал участников конференции настолько, что господину Буняку пришлось чуть ли не пресс-конференцию устроить.

Замечу, что и до него, и после весьма предвзятой и заинтересованной публике презентовали массу других проектов, в основном строящихся. Не рискну даже все их перечислить, но наиболее часто упоминаемые из них представлены в таблице. Л.Буняк сразил всех наповал, заявив, что все представляемые на конференции проекты — еще только проекты, а украинский маршрут Одесса—Броды с выходом на Гданьск и далее в Европу — это уже практически готовый вариант. Впрочем, директор «Дружбы» не отказался от того, что его предприятие и самостоятельно может достроить нефтепровод и терминал в Южном уже в следующем году. Однако, не в пример прежнему, говорил о выгоде этого проекта для всех заинтересованных сторон, прежде всего экспортеров и покупателей будущей «большой» каспийской нефти.

ВАРИАНТЫ ДОСТАВКИ КАСПИЙСКОЙ НЕФТИ В ЕВРОПУ:

Баку—Супса—Самсун—Джейхан—Триест

Баку—Супса—Ибриц—Триест

Баку—Тбилиси—Джейхан—Триест

Баку—Супса—Бургас—Александрополис—Триест

Баку—Супса—Бургас—Влор—Триест

Баку—Супса—Констанца—Триест

Баку—Одесса—Броды—Гданьск (через систему «Дружба»)

К слову сказать, участники венской конференции получили приглашение украинского правительства прибыть на презентацию ТЭО украинского проекта Евро-Азийского транспортного коридора, запланированную на 24 октября в Киеве. Сколько народу действительно приедет, не берусь сказать, но определенный интерес у публики это явно вызвало.

Не знаю, затихли или закончились ли в самой Украине споры о стратегии выбора партнеров в создании нефтяного маршрута Одесса—Броды (то ли сами достроим, то ли консорциум все же создадут), но было приятно, что даже так называемые идеологические противники подходов Л.Буняка не стали публично акцентировать внимание на существующих внутриукраинских проблемах. Если хотите, это тоже показатель стабильности ситуации относительно любого проекта, что безусловно играет в его пользу.

В ходе подобных Венской конференции мероприятий, конечно, редко принимаются какие-то конкретные решения. Однако уже тот факт, что об «украинском» нефтетранспортном маршруте упоминало несколько докладчиков из разных стран, говорит о том, что кое-что уже достигнуто. Об этом маршруте уже знают, им начинают всерьез интересоваться. Остается надеяться, что Украина свой шанс не упустит и реально завоюет — экономическими способами — весомое место в резко меняющемся раскладе на международном рынке нефте- и газотранспортных услуг. Или хотя бы не потеряет свои нынешние позиции.

Впрочем, не только проблемы транзита нефте- и газопотоков интересовали участников этой конференции. Директор Института транспорта нефти господин Тодийчук рассказал на прощание «театральный» случай. Слушали они оперу в знаменитом венском театре. Рядом сидели две австрийки, услышали, что их соседи — иностранцы и поинтересовались, что их привело в Вену. Наши соотечественники ответили, что приехали на нефтегазовую конференцию. После этого австрийки изумились: «Нефтяники, газовики — и в театре, а не в казино?!»

От автора — признательность за предоставленную возможность все вышеописанное услышать и увидеть — компании «Итера-Украина» и лично ее почетному президенту, сотрудникам ВНИПИТрансгаза.

Алла ЕРЕМЕНКО
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно