В ПАРЛАМЕНТЕ ДЕЛИЛИ «ШКУРУ» НЕГОТОВОГО БЮДЖЕТА ВЕДЬ СТАВКИ БАЗОВЫХ НАЛОГОВ НА БУДУЩИЙ ГОД ЕЩЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО НЕ УСТАНОВЛЕНЫ

6 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 6 октября-13 октября

Среда, 4 октября. В Верховной Раде идет представление проекта бюджета страны на будущий год. Все по плану...

Среда, 4 октября. В Верховной Раде идет представление проекта бюджета страны на будущий год. Все по плану. Сначала — прозвучало формальное выступление министра финансов Игоря Митюкова под монотонный гул депутатов, которым словно и дела никакого нет до стараний оратора. Потом — вопросы к выступающему, а после перерыва — выступления сторонников и оппонентов представляемой редакции проекта госбюджета. И, наконец, под занавес сего представления — умиротворяющее, буквально заворожившее сессионный зал, заключительное слово премьера Виктора Ющенко. Смысл его сводился к тому, что создан проект госбюджета с параметрами, которых страна доселе не видела. И это не просто проект правительства, это документ всего Украинского государства, поэтому дорабатывать его нужно обязательно сообща, на принципах партнерства...

Все как будто понятно и привычно. Однако даже после, казалось бы, полного выполнения предусмотренной регламентом процедуры, когда депутаты, «загипнотизированные» премьером, начали расходиться по комитетам, оставалось навязчивое чувство, что чего-то в этом бюджетном представлении все-таки не достает. Причем не просто важного, а крайне необходимого, мало того — клятвенно обещанного правительством. Ах да, не хватает новых (пониженных) ставок пусть и прежних налогов и нового баланса бюджета, построенного на их основе.

Социальная сфера на лихом коне

Цифры, «забитые» в бюджет-2001, конечно, впечатляют. А как же иначе, коль его авторы считают главной особенностью своего детища то, что оно вводится в действие в «начале этапа экономического подъема в Украине и реализации ряда глубоких и системных реформ в сфере налогов, бюджета, агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, пенсионного обеспечения». В конце концов разработчики помели по сусекам и смогли даже видавших виды удивить аж 52,1 млрд. грн. для доходной части сводной государственной казны. Точно на ту же сумму (никаких дефицитов или профицитов) запланировали и расходы на будущий год.

Прежде всего запланировано существенно увеличить финансирование приоритетных отраслей и государственное инвестирование. И в первую очередь — инновационное инвестирование предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны. В эту сферу будет влито 2,2 млрд. грн. бюджетных средств.

Угольной промышленности на реформирование и финансовое оздоровление из госбюджета предлагается предоставить 1,84 млрд. грн.

В 1,6 раза больше, чем в текущем году, получит от государства сельское хозяйство — 937,3 млн. грн. За счет этих средств ожидается увеличить в 3,7 раза расходы на селекцию в растениеводстве и в 4,1 раза — на селекцию в животноводстве. Чтобы не ставить под угрозу проведение сельскохозяйственных работ в следующем году, предложено продолжить практику частичного возмещения сельхозпроизводителям ставок по банковским кредитам. Для этого предусмотрено 100 млн. грн. Около 500 млн. планируется направить на закупку сельхозтехники отечественного производства.

Вместе с тем, главным приоритетом финансового документа определен социальный сектор. Поэтому, как утверждает глава правительства Виктор Ющенко, политические спекуляции на социальной политике правительства просто не уместны: «Из каждой тысячи гривен расходов будущего бюджета 460 грн. идут на социальные параметры. С учетом Чернобыльской программы, на социальные нужды будет израсходовано более 50% консолидированного бюджета». В целом в сводном бюджете социальные расходы возрастают на 29% (на 4,4 млрд. грн) по сравнению с 2000 годом. Эти средства пойдут на повышение на 25% зарплаты работникам социально-культурной сферы, окончательное разделение выплат пенсий между Государственным бюджетом и Пенсионным фондом. С 7 до 270 млн. грн. увеличены расходы на адресную социальную помощь более чем 400 тыс. малообеспеченных семей.

Бюджетом полностью обеспечиваются ассигнования на общегосударственные программы в сфере здравоохранения. В частности, на закупку имуннобиологических препаратов для проведения обязательных профилактических прививок (76,4 млн. грн.), на реализацию комплексных мер по борьбе с туберкулезом (36 млн.), на централизованную закупку инсулинов (35 млн.).

Хотя правительство и не решилось на реформирование межбюджетных отношений (формально в том вина Бюджетной резолюции, которая молчит по этому поводу), зато сделана попытка компенсировать это увеличением на 4,3 млрд. грн. (или на 35,4% по сравнению с текущим годом) ресурсов местных бюджетов. Добавка пойдет на увеличение зарплат работников бюджетных учреждений, а также на предоставление льгот и субсидий населению.

Можно было бы и дальше двигаться в том же направлении, перечисляя благие намерения правительства, и при этом вспомнить, например, о запланированных шокирующе больших поступлениях в бюджет от приватизации в следующем году — 9 млрд. грн. Заслуживают отдельного внимания и наполеоновские планы правительства в отношении сокращения внешних кредитов, которые Украине и так вот уже год как никто не дает. Как пошутил по этому поводу народный депутат Виктор Суслов, «правительство уже сейчас может рапортовать об успехе кампании по расчету с внешними долгами благодаря лишь тому, что нам никто ничего не дал. Вот мы и исповедуем концепцию неувеличения долга».

А слона-то мы и не приметили

Однако вспомним еще об одном приоритете и одновременно очень узком месте бюджета-2001 — налогах. Хотя бы о базовых, тех, которые обеспечивают наибольшие поступления в бюджет: НДС — 35% общего фонда госбюджета, налог на прибыль предприятий — 17%, подоходный налог с граждан — 18%. Понятно, что без них даже при самом большом желании социальную сферу всем обещанным не обеспечишь...

По словам министра финансов Игоря Митюкова, проектом бюджета учтены полностью 23 пункта Бюджетной резолюции, частично — 5 и не учтены только 3 пункта. Одним из этих трех злополучных неучтенных пунктов и стали базовые налоги. А они-то как раз и составляют основу для реального снижения налогового пресса в стране. И на них, похоже, загорается весь сыр-бор. Не случайно один из первых вопросов парламентариев к Игорю Митюкову касался именно этой области: «Бюджетная резолюция содержит положение об уменьшении налогового давления, а именно, предусматривалось уменьшить ставки НДС, налога на прибыль с предприятий и подоходный налог с граждан. Эти же положения содержит и программа правительства. Речь сейчас не идет о принятии Налогового кодекса, но, очевидно, при голосовании по бюджету мы могли бы принять решение о снижении ставок налогов. Готово ли правительство внести в проект закона о бюджете такие изменения в соответствии с Бюджетной резолюцией и с требованиями самой программы правительства?»

Примечательно, что министр ответил утвердительно: «Мы можем пойти на разумное сокращение ставок налогообложения». А вот именно этого-то и не хватало в программе сессионного дня. Ведь к представлению бюджета правительство должно было внести свои предложения и соответствующие расчеты к ним. Дабы не лишить Президента удовольствия поставить свою визу под финансовым документом, созданным на новой налоговой базе, одного упразднения сбора в Государственный инновационный фонд и сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства будет недостаточно. Маловато будет, даже если добавить к ним и отказ от применения понижающих коэффициентов для начисления амортизации. Как никогда требуются послабления в тесной компании базовых налогов.

Сразу два налоговых кодекса, но маленьких

Похоже, правительство просто не успело подготовить соответствующие предложения по изменению налогового законодательства, или так называемый малый Налоговый кодекс. Вместе с тем оно, по словам народного депутата Сергея Терехина, категорически отвергло аналогичную идею и даже готовый проект документа с предложениями парламентской комиссии по вопросам финансов и банковской деятельности. Последний был подготовлен еще летом, в конце прошлой парламентской сессии, когда стало очевидным, что уже не успеть с подготовкой бюджета на основе полноценного Налогового кодекса. Но теперь, похоже, нашла коса на камень — в понедельник на горизонте окажутся уже два малых налоговых кодекса. Один — депутатский, другой — созданный в ГНА.

Окончательный вариант депутатского кодекса предлагает уменьшить ставку НДС на 2001 год до 17%, а в 2002-м — до 15%. Компенсацией станет расширение базы налогообложения. В частности, за счет упразднения льготного налогообложения (по уплате НДС и акцизов) при ввозе импортных товаров в свободные экономические зоны. Предложена также новая шкала для взимания подоходного налога с граждан — с тем, чтобы не облагались налогом доходы, не превышающие прожиточного минимума. Потолок подоходного налога отодвинули до 30%, но достанется он на сей раз лишь богатым не «понарошке». А для легализации очень больших капиталов предусмотрена еще одна процентная ступенька в шкале, несколько ниже потолочной.

Зато вместо того, чтобы снижать непосредственно налог на прибыль предприятий, депутаты предлагают увеличить амортизационные отчисления. По заверению Сергея Терехина, такой подход приведет по сути к аналогичному эффекту, но еще даст и возможность дополнительно поддержать компании с высокой фондоемкостью, т.е. в первую очередь производственные предприятия.

Все предложенные депутатами изменения будут стоить бюджету около 4,5 млрд. грн. Многовато, конечно, но главное, что теперь начнется диалог парламента с правительством и по этому вопросу. Причем, по заверению Сергея Терехина, «не депутатский проект будет альтернативным правительственному, а как раз наоборот».

Что касается правительственного варианта малого Налогового кодекса, то он готовится в ГНА. И пока под покровом абсолютной секретности. Однако точно известно, что уже в понедельник его основные параметры будут обнародованы заместителем главы Государственной налоговой администрации Алексеем Шитрей. Впрочем, кое-что в этом законопроекте можно рискнуть предсказать с достаточно высокой степенью вероятности. Прогноз нетрудно составить хотя бы основываясь на взглядах специалистов компании «Барентс Групп», которые участвуют в проекте USAID «Фискальная реформа» и, соответственно, консультируют ГНА.

Очевидно, что в законопроекте «от налоговой» не следует особенно рассчитывать на уменьшение ставок НДС: советники из «Барентс Групп» убеждены, что этот налог на потребление очень мало повлияет на увеличение экономической активности в Украине. Зато, по мнению Ричарда Лалиберте, директора киевского представительства компании, в снижении НДС кроется серьезная опасность потери поступлений от внешней торговли с соседними странами (Россия, Польша), в которых этот налог останется на теперешнем уровне, то есть станет относительно выше украинского.

Куда больше консультанты настроены на уменьшение подоходного налога с граждан и увеличение амортизационных отчислений предприятий. Вполне реально, что будет предложена новая шкала налогообложения с упором на снижение налогового давления на низкие доходы и увеличены нормы амортизации на инвестиции. Чем будут компенсироваться эти нововведения, пока неясно. Но, судя по всему, американские консультанты не очень склонны рассчитывать на благотворную реакцию теневого рынка на налоговые послабления или на резкий экономический подъем в Украине. Стало быть, во имя расширения налоговой базы кому-то придется распрощаться со своими льготами. Так что, уважаемые льготники и налогоплательщики, ждите сюрпризов. Этого добра будет в избытке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно